Ролевая модель для бизнесмена | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ролевая модель
для бизнесмена

Автор: Кук Джеймс

Ролевая модель для бизнесмена

читайте также

Отдыхать долго — полезно

Фриц Шарлотта

Бизнес по совести

Макс Базерман,  Энн Тенбрансел

Простой способ поднять боевой дух вашей команды

Розабет Мосс Кантер

Уроки Тони Шея

Билл Тейлор

Молва приписывает США поистине удивительные особенности: это единственная страна в мире, где сбываются самые дерзкие мечты и каждый может достичь небывалых высот в бизнесе. Безусловно, в этом есть большая доля истины, однако рискну оспорить утверждение об уникальности Америки. Я убежден, что на мировом небосводе зажглась новая звезда, — теперь страной бесконечных возможностей я назвал бы Россию. Ни на каком другом рынке увлеченным ­

и настойчивым предпринимателям не выпадает столько шансов на успех. И все же, хотя Россия перехватывает у США пальму первенства, российским предпринимателям есть чему поучиться у американцев.

В том, что российские бизнесмены так же трудолюбивы и целеустремленны, как американские, сомневаться не приходится. Однако похожи они далеко не во всем. Как показывает мой опыт, в России предприниматели редко строят долгосрочные планы; вместе с тем они порой осторожничают там, где нужно рисковать, а неудачи воспринимают скорее как катастрофы, чем как шанс чему-то научиться. В таком поведении нет ничего удивительного — ведь за последние 15 лет российские бизнесмены пережили не одну серьезную встряску. Боясь допустить ошибку и проиграть, они зачастую отвергают все новое, принимают консервативные решения и в результате упускают массу возможностей. Кроме того, многие из них привыкли полагаться на судьбу и подчиняться обстоятельствам. И хотя подобный фатализм, как мне кажется, — отличительная черта русского национального характера, он едва ли способствует успешному ведению бизнеса.

В Америке процветающие бизнесмены ведут себя иначе. Они ничего не пускают на самотек, не боятся ставить перед собой труднодостижимые цели и рисковать, а чтобы добиться желаемого, готовы преодолевать любые препятствия. Среди преуспевающих американских бизнесменов едва ли отыщется хотя бы один фаталист — напротив, почти все они «отъявленные» оптимисты. Прекрасно понимая, что на пути к победе нужно пережить не одно поражение, они никогда не опускают руки. К ошибкам они относятся по-философ­ски спокойно, даже утилитарно: ведь из любой неудачи можно извлечь ценные уроки. Немаловажно, конечно, что в США таких людей поддерживает и общество: оно не только возносит на пьедестал победителей, но и с уважением относится к тем, кто оступился и упал, но нашел в себе силы подняться и двигаться дальше.

Возьмем, к примеру, Стива Джобса.­ В двад­цать лет он основал Apple Com­pu­ters, а через десять лет, когда оборот­ компании составлял два миллиарда долларов в год и в ней трудились четыре тысячи человек, по решению совета директоров был уволен. Представьте себе, каково это — вылететь из компании, которую сам же основал! Сегодня, оглядываясь назад, Джобс говорит, что увольнение из Apple было одним из важнейших событий в его жизни: он понял, что нельзя отчаиваться и что падение с такой высоты — еще не конец. Тогда, вскоре после увольнения, он создал компанию NeXT, которая стала приносить приличный доход. Еще ­через десять лет Apple приобрела NeXT и Стив Джобс вернулся туда на пост исполнительного директора.

А технологии, разработанные им в NeXT, обеспечили основу для дальнейшего роста и процветания его первого детища. Размышляя о превратностях своей судьбы, он как-то заметил: «Жизнь порой преподносит пренеприятнейшие сюрпризы, но это не повод сдаваться и прекращать борьбу».

Можно ли перенять черты преуспевающих американских бизнесменов? Я считаю, что да. Судя по многочисленным исследованиям, лучший способ — выбрать подходящий пример для подражания, так сказать, ролевую модель. Для американцев это обычно родители или родственники-бизнесмены. В силу определенных причин мало кто из российских предпринимате­лей может похвастаться такими учителями. Поэтому в качестве образца им стоит взять любого выдающегося­ бизнесмена, обладающего искомыми качествами, и постараться их усвоить.

Если российские предприниматели научатся с оптимизмом смотреть в будущее, рисковать и извлекать уроки из собственных ошибок, они сформируют новую ролевую модель и станут образцом для следующих поколений бизнесменов.