Время покупать: что нужно знать о сделках во время кризиса | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Время покупать: что нужно знать о сделках во
время кризиса

Хотите купить компанию? Вот о чем следует помнить

Автор: Брайан Солсберг

Время покупать: что нужно знать о сделках во время кризиса
Иллюстрация: FredFroese/Getty Images

читайте также

В чем проблемы?

Достойный преемник

Фалалеев Дмитрий

Уроки стойкости: кризис, уходи!

Чем пандемия опасна для культуры вашей компании

Дженни Чатман,  Франческа Джино

Большинство компаний, оценивая влияние кризиса, вызванного COVID-19, и планируя дальнейшие шаги, могут увидеть возможность совершить несколько желанных приобретений. Бизнес анализирует (или должен анализировать) свои списки потенциальных объектов поглощения. И нужно быть готовыми действовать, поскольку есть вероятность, что размеры премий на рынке снизятся, а активы, которые компаниям до сих пор не хотелось продавать, окажутся доступными для покупки. Но если можно судить по прошлому опыту, возможность для слияний и поглощений на максимально выгодных условиях будет существовать относительно недолго. Учимся на опыте мирового финансового кризиса Ситуация, сложившаяся в связи с мировым финансовым кризисом конца 2007 — начала 2009 года, показывает, что компании, совершившие существенные поглощения во время экономического спада, показывают более высокие результаты в сравнении с теми, которые этого не сделали. Есть некоторые оговорки. Мировой финансовый кризис был, как видно из его названия, кризисом финансовым и фактически не вышел за пределы таких отраслей, как финансовые услуги и недвижимость. Правительствам пришлось оказывать помощь банкам, так как многие компании оказались перегружены долгами. Потребители разорялись, потому что цена жилья резко упала, и в какой-то момент некоторые заемщики оказались должны банку больше, чем стоила их заложенная по ипотеке недвижимость. В 2020 году оказалась парализована почти вся сфера обслуживания, и безработица достигла гораздо более высокого уровня. Кризис, вызванный COVID-19, прежде всего, медицинский, и, вероятно, именно динамика заболеваемости будет ключевым фактором, определяющим продолжительность спада, а значит и параметры оптимального окна для слияний и поглощений. И все же мировой финансовый кризис — наиболее показательный современный пример, который нам следует рассмотреть, чтобы понять, как будет выглядеть восстановление экономики с точки зрения слияний и поглощений. В сегменте сделок подъем, начавшийся в 2009 году, был явственно U-образным: понадобилось более пяти лет, чтобы объем сделок дорос до среднего докризисного уровня, а сумма сделок до конца так и не восстановилась. История с мультипликаторами сделок, которые рассчитываются как соотношение стоимости предприятия и EBITDA (или прибыли до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации) была несколько иной. Их восстановление было гораздо ближе к V-образному. Мультипликаторы сделок, за три года до кризиса составлявшие в среднем 10,8, упали до уровня 6,5 в 2009 году, а в 2019 году вернулись на средний уровень за 10 лет — 11,6.  Таким образом, опыт прошлого показывает, что по окончании коронавирусного кризиса окно возможностей для слияний и поглощений откроется на относительно короткое время. Совершить сделки успеют те компании, которые в достаточной степени обеспечены ликвидностью и толерантны к риску и за счет этого смогут действовать быстро. Кроме того, успеха достигнут те, кто заранее будет готов к активным шагам. Активные приобретатели могут добиваться более высоких результатов Прежде чем анализировать эти данные, нужно сделать некоторые оговорки. Во-первых, в мире слияний и поглощений никогда не будет настоящего эталона, с которым можно было бы сопоставлять показатели. Фирма либо совершает сделку, либо нет. Кроме того, результаты компании, оцениваемые по совокупному доходу акционеров (TSR), складываются по итогам основной операционной и прочей направленной на развитие бизнеса деятельности, которые невозможно полностью отделить друг от друга. С учетом вышесказанного мы все-таки можем прийти к следующим выводам.

  • Компании из числа активных приобретателей, которые совершили поглощения на сумму, составляющую не менее 10% их рыночной капитализации, получили с января 2007 по январь 2008 года средний рост TSR на уровне 6,4%, тогда как для менее активных приобретателей он составил -3,4%. (см. рис. ниже). Похожая разница отмечена для медианной TSR.

  • Эта тенденция сохранялась в период с января 2007 года по январь 2010 года включительно, когда TSR для активных приобретателей составил 10,5%, а для менее активных компаний — всего 3,3%.

TSR активных приобретателей с хорошим состоянием ликвидности (с соотношением наличных денег и краткосрочных инвестиций к доходу не менее 7% в 2007 году) возрос в среднем на 5%, тогда как у других компаний — на 1,7% за период с января 2007 года по январь 2010 года включительно. Этот разрыв сохраняется в долгосрочном периоде (пять лет): рост TSR активных приобретателей в среднем составляет 16,9%, а других компаний — 4,9%. Активное заключение сделок — возможно, лучший способ избавиться от избытка ликвидности Компании, имеющие избыток ликвидности, могут столкнуться с тем, что акционеры и советы директоров будут действовать консервативно. В частности, выкуп собственных акций и, возможно, выплата дивидендов могут ограничиваться несколько лет подряд, и компаниям придется держать большое количество денежных средств. Эти факторы означают, что невовлеченные в оборот средства необходимо использовать для генерирования долгосрочной акционерной прибыли. В то же время правительства и регулирующие структуры, заботясь о состоянии экономики и сохранении рабочих мест, могут быть гораздо терпимее к крупным поглощениям во многих отраслях. Анализ, проведенный EY, показывает, что пора рассматривать возможности для слияний и поглощений и быть готовыми действовать. Генеральным директорам и директорам по финансам, стратегии, корпоративному развитию нужно стратегически осмыслить «новую норму» и понимать, какие поглощения будут благоприятны для их нынешних бизнес-моделей. В процессе заключения сделки есть несколько этапов, которые больше не будут протекать как обычно, особенно в период социального дистанцирования. Компаниям, подумывающим о слияниях и поглощениях, нужно осмыслить некоторые особенности заключения сделок в условиях новой нормы. Вот некоторые из них: