Пережить горилл | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт


Пережить горилл

Организация — социальный организм, обладающий коллективным мышлением.

Автор: Константинов Геннадий

Пережить горилл

читайте также

Научитесь шутить на работе

Дженнифер Аакер,  Наоми Багдонас

«Ты выступаешь на сельских скачках или на мировом чемпионате»

Кризис продолжается. Что дальше?

Мартин Ривз,  Пол Шварц,  Филипп Карлссон-Шлезак

Страховка от беспилотного будущего

Джон Кузано,  Майкл Костонис

Часто компанию рассматривают лишь как механизм по зарабатыванию денег. Это неверно: по своей природе организация — социальный организм, обладающий коллективным мышлением. Если исходить из этого, то наш бизнес отстал в социальном развитии. Вот наиболее очевидные подтверждения.

Первое — архаичный процесс принятия стратегических решений. В большинстве компаний он замкнут в одном звене, например в отделе стратегического планирования, который готовит резолюции для совета директоров. Но в передовых западных корпорациях (скажем, в BASF) этот процесс все больше «растекается» по организации. Там компоненты решения формируются в разных точках, и стратегия становится результатом организованного мышления коллектива. Это не эксперименты, а необходимость. Бизнес развивается, и прежние формы коллективного стратегического мышления (централизованное планирование) устаревают. Лидер может быть сколь угодно развитым, но если в компании коллективное сознание организовано плохо, то первый же подчиненный искажает его решения до безобразия. Организм делает то, что может.

Нужны ли руководству знания людей с передовой? Конечно. Эта информация может быть доставлена наверх только через прямые коммуникации. Так вопросы решаются быстрее и отвечают за них компетентные люди. Пока неясны точные механизмы коллективного формирования стратегии. Возможно, это будут сложные стратегические сессии или распределенные системы управления знаниями.

Второе подтверждение — царящий в корпорациях авторитаризм. Культура коллективного мышления опирается на свободу, поэтому демократичная компания стоит на более высокой ступени развития. В авторитарной системе менеджер заключен в узкие рамки и, достигнув результата, перестает расти. Его пространство для развития сужается, а мотивация падает. Неспособность мотивировать подросшего сотрудника ведет к ужесточению контроля над ним, стремлению «оцифровать» его работу. На это нацелены KPI и BCC. Но исследования показывают: связать КPI с системой мотивации не удается. В идеале инструменты «оцифровки» должны обеспечивать внутреннюю свободу менеджера. Чтобы добиться этого, нужно связать личные результаты с KPI. Менеджер должен сам задавать себе ориентиры. Только так можно добиться внутренней свободы, без которой немыслимо развитое коллективное мышление. Третье подтверждение — позиция бизнеса: дайте мне законы, которые нельзя нарушать, а я буду заниматься преумножением капитала и больше ничем. С точки зрения экономической теории, это логично. С позиций живого организма — неверно. Продолжим аналогию между компанией и организмом. К кровеносной системе человека предъявляются определенные требования: насыщенность потока, мощность и т.д. В организации роль кровеносной системы выполняет поток капитала. Деньги тоже должны двигаться с определенной скоростью и насыщенностью. Если поток остановить, компания умрет. Но для чего существует корпоративный организм? Чтобы перегонять деньги? Мы ведь живем не для того, чтобы перекачать какое-то количество крови. У нас есть цели. То же самое с организацией. Когда она успешна и здорова, возникает вопрос: для чего все это? Чтобы быть «донором»? Конечно, нет. В бизнес втянуты люди, и предприниматель должен понимать, что у него масса обязательств. Вот тогда и появится осознание своего места в социуме. В личных разговорах с успешными лидерами я много раз находил подтверждение этой мысли. Собеседники утверждали: если ваша главная цель зарабатывать деньги, компании конец.

Если бизнес не справится с проблемами социального роста, то не преодолеет стадии шизофреничной гориллы. Авторитаризм с одной стороны и зональное делегирование с другой ведут к корпоративной шизофрении. Неминуемый переход к новой экономике подталкивает корпорации к грани, когда нужно обрести коллективное сознание либо умереть.