Корпоративное управление: правда и мифы | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Корпоративное управление: правда
и мифы

Есть как минимум две модели корпоративного управления

Автор: Чмель Александр

Корпоративное управление: правда и мифы

читайте также

Десять вопросов об ESG для вашей компании

Дамбиса Мойо

Три элемента коммуникации по Аристотелю

Скотт Эдингер

Что такое экономика пузыря

Джастин Фокс

Чем HoloLens лучше Google Glass

Скотт Беринато

В последнее время ни одна дискуссия об обиженном акционере, нерадивом руководстве или мудром совете директоров не обходится без благозвучного словосочетания «корпоративное управление». Остается поточнее договориться о том, какой смысл мы вкладываем в это понятие.

Термин corporate governance принято переводить на русский язык как корпоративное управление, хотя глагол govern означает нечто более возвышенное — «править». Вот как определяет корпоративное управление рейтинговое агент­ство Standard & Poor’s: «взаимодействие между менеджерами, директорами и акционерами для стратегического управления компанией и контроля над ней, наращивания акционерной стоимости, а также обеспечения того, чтобы все финансово заинтересованные лица получали причитающиеся им доли в доходах и активах компании». Следует отметить, что «менеджеры» — это исполнительное руководство, «директора» — совет директоров или наблюдательный совет, а «акционеры» — собственники акций или долей в уставном капитале.

Таким образом, речь идет о том, как выстроить такую систему управления, при которой акционеры могут быть спокойны за свое богатство, приумножаемое наемными менеджерами под мудрым правлением совета директоров — ключевого элемента этой системы. При этом можно говорить о триединой цели корпоративного управления: (i) выработка и реализация стратегии, обеспечивающей (ii) увеличение акционерной стоимости и (iii) выплату причитающейся доли в доходах и активах.

Есть как минимум две модели корпоративного управления: одна для распыленной структуры акционеров (так называемая «англо-саксонская»), а другая для случая, когда имеется контролирующий или блокирующий собственник (так называемая «континентальная»).

Корпоративное управление акционерных обществ с госучастием

Казалось бы, когда контролирующий или блокирующий собственник — государство, легче достичь триединой цели корпоративного управления. Однако присутствие государства привносит две проблемы: (i) как, активно выполняя функции собственника, не поддаться искушению перейти на «ручное управление» в отношении подопечных предприятий и (ii) как обеспечить равные условия игры и честной конкуренции для государственных и для частных предприятий.

В международной практике встречаются принципиально разные подходы к управлению государственными активами. Например, в странах Латинской Америки такие активы в высокой степени централизованы и находятся под всесторонним контролем со стороны государства, которое широко представлено в советах директоров. В некоторых странах госкомпании объединены в холдинги с централизованными функциями планирования и распределения доходов (например, холдинг FONAFE в Перу). Противоположный пример — Финляндия, страна с развитой рыночной экономикой, где государству тоже принадлежит большая доля собст­венности. Но финские компании с госучастием работают преимущественно на рыночных прин­ципах (за исключением небольшого числа стратегических предприятий), безо всякого вмешательства со стороны государства в вопросы управления — прямого или косвенного. В частности, представителей государства нет в советах директоров и исполнительных органах. Процесс принятия решений советом директоров максимально прозрачен и исключает любое вмешательство правительства. Финские госкомпании не призваны решать какие-либо политические и социальные задачи, их цель — увеличение акционерной стоимости.

Существуют и компромиссные модели, например такая, при которой в качестве кандидатов от государства в совет директоров избираются независимые директора. При их выдвижении и отборе основные критерии — профессионализм и наличие соответствующего опыта. Представительство государства в советах директоров сведено к минимуму в таких странах, как Дания, Голландия, Норвегия, Швеция, Австралия.

«Управлять нельзя приватизировать»: где поставить запятую?

Риски, связанные с исторически низким уровнем корпоративного управления в российских госкомпаниях, неизбежно находят отражение в относительно низкой их оценке инвесторами.

В преддверии приватизации особенно остро встает вопрос о повышении акционерной стоимости компаний. Таким образом, приватизация может послужить хорошим поводом для совершенствования корпоративного управления, причем не только в продаваемых компаниях, но и в госсобственности в целом.

Правда, при этом возникает вопрос: а стоит ли ждать того светлого дня, когда качество корпоративного управления в госкомпании достигнет заданного эталона, для того чтобы начать приватизацию? Ведь до сих пор попытки реформирования системы корпоративного управления компаний в контексте продажи госпакетов, как правило, были фрагментарными и несистемными, а потому малоэффективными. Помимо этого, всем хочется купить немного недооцененный актив, а затем увидеть, как его стоимость растет — в том числе и под влиянием такого ключевого фактора, как качество корпоративного управления.

Роль Совета директоров в госкомпаниях дополнительно осложнена по сравнению с част­ными. Это связано, в первую очередь, с двоякой функцией государства: оно выступает и как собст­венник, и как регулятор, перед которым вдобавок стоят цели социальной политики. Задача совета директоров — сбалансировать экономические интересы компании и социальные цели государст­ва. Чтобы ее решить, нужен коллектив профессиональных, независимых директоров с опытом работы в компаниях с высокими стандартами корпоративного управления.