Думайте, перед тем как говорить | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Думайте, перед тем
как говорить

Очевидно, неопределенность, терзающая компании изнутри, — не сиюминутного происхождения.

Автор: Борис Гройсберг

Думайте, перед тем как говорить

читайте также

Без права на ошибку

Меламед Леонид

Новые старые кадры

Сергей Шапошников

Как отмена сиесты отразится на испанских компаниях

Маргарита Майо

Неуловимый «зеленый» потребитель

Kэтрин Уайт,  Дэвид Дж. Хардисти,  Ришад Хабиб

Неопределенность — неопределенность на рынке, неопределенность в законодательстве — отрицательно сказывается на успехе и росте компании. Но есть и другой род неопределенности, не менее вредоносный: отсутствие определенности в самой фирме.

Больше всего людям на всех уровнях корпоративной пирамиды требуется понимание стратегических целей, поставленных большими боссами. И столь же важно ясно видеть связь своей работы с этими целями. Сотрудникам уже мало «просто делать свое дело». И руководители не могут ограничиться раздачей указаний, они вынуждены объяснять коллективу стратегию, указывать направление, смысл любых оперативных распоряжений. Если ваши люди не уверены, на чем стоит и куда движется компания, то эта неопределенность помешает им осознанно участвовать в прогрессе всей организации.

Сотрудники фирмы не так хорошо представляют себе ее стратегические цели, как хотелось бы на то надеяться: уровень стратегической осведомленности в компаниях сейчас находится на низком уровне. Пару месяцев назад мы провели разговор с десятками топ-менеджеров, обучающихся в Гарвардской школе бизнеса. Подавляющее большинство из них под высказыванием «сотрудники всех уровней понимают и способны обсудить общие перспективы компании» проставляют «неверно» (30%) и «отчасти верно» (38%).

Вновь и вновь в наших исследованиях мы получаем довольно схожие цифры. Так, еще в 2007 году мы опросили тысячу сотрудников компаний из списка Fortune 500 о проблемах, связанных с мотивацией и вовлеченностью персонала. Мы просили их оценить, в какой мере их «начальник задает им ясное стратегическое направление», и средний балл по этому пункту оказался заметно ниже, чем по другим. (Дело было до финансового кризиса 2008 года, то есть до состояния «неопределенности». Очевидно, неопределенность, терзающая компании изнутри, — не сиюминутного происхождения).

Читайте материал по теме: Три принципа успешного управления проектами

Чтобы поднять уровень понимания стратегии в организации, руководители должны найти способ сознательно общаться с коллективом, то есть соотносить свои слова и тон с ясным стратегическим планом. Практика такой осознанной коммуникации входит в новую модель лидерства («организационная коммуникация»). В традиционной модели руководители отделяют общение с подчиненными от обсуждения стратегии, но «сознательные лидеры», напротив, стараются сочетать эти два аспекта.

Вот четыре подсказки, как стать таким управленцем.

  1. Думайте наперед. Прежде чем культивировать в своей компании стратегический диалог, руководителю нужно разработать стратегию общения. Этот процесс начинается с полной, сверху вниз, оценки коммуникационных практик и завершается принятием долгосрочного коммуникационного плана — многозадачной стратегии организационного общения.
  2. Нарисуйте общую картину. Желательно, чтобы люди на всех уровнях организации были способны обсуждать стратегию руководства. Но люди учатся по-разному. Чтобы помочь сотрудникам обрести навыки организационного общения, умный менеджер находит способы креативно сообщать им нужную информацию. Например, сочиняют нарратив или используют визуальные образы, которые передают стоящие перед их компанией вызовы и возможности.
  3. Читайте материал по теме: Без Дона Дрейпера можно обойтись, но Джоан Холлоуэй незаменима
  4. Просите помощи. Хороший способ добиться того, чтобы сотрудники поняли стратегические приоритеты компании — привлечь их к установлению этих самых приоритетов. Полная ответственность за процесс возлагается, естественно, на руководителей, но большие боссы все чаще убеждаются, что подсказки от менеджеров среднего звена и «с передовой» привносят полезные новые идеи и вместе с тем повышают уровень стратегической вовлеченности коллектива.
  5. Следите за словами. В разговоре с сотрудниками эффективные управленцы пользуются продуманными, внутренне непротиворечивыми выражениями. Такая форма разговора помогает всем сосредоточиться на задаче. Общение таким образом превращается в средство укрепить стратегическую согласованность.

Организационная коммуникация, как и личная, складывается наилучшим образом тогда, когда обе стороны понимают смысл и направленность разговора. Вот почему сознательные лидеры заботятся о том, чтобы каждый член коллектива имел возможность высказаться — ясно и недвусмысленно, как он понимает стратегические цели своей компании.

Материал подготовлен при участии Майкла Слинда. Он бизнес-консультант, автор книги «Talk, Inc.: How Trusted Leaders Use Conversation to Power Their Organizations».

Читайте по теме: