Полезные конкуренты | Большие Идеи

・ Стратегия


Полезные конкуренты

Письмо главного редактора HBR Россия

Автор: Марина Иванющенкова

Полезные конкуренты

читайте также

Что влияет на эффективность виртуальной команды

Кит Феррацци

Сергей Пономарев: «Многое из того, что я снимаю, мне и самому страшно видеть»

Идейный подход: как сделать сотрудников инноваторами

Камалини Рамдас

Медитация на службе корпораций: за и против

Шарлотта Либерман

Обложка свежего номера напомнила мне о знаменитой басне Жана де Лафонтена «Заяц и черепаха», герои которой поспорили о том, кто из них раньше доберется до цели. Пока черепаха медленно преодолевала дистанцию, самонадеянный заяц оставался на месте и даже вздремнул: он был уверен, что успеет опередить соперницу в последний момент всего за пару прыжков. Но когда длинноухий вступил в соревнование, было уже поздно — черепаха достигла финиша. Мораль сей басни такова: «В борьбе всегда тот лавры пожинает, кто слабости врага заранее узнает».

В реальной жизни часто выгоднее делать ставку не на слабые, а на сильные стороны соперников. В 1996 году вышла книга Адама Бранденбургера и Барри Нейлбаффа «Конкурентное сотрудничество в бизнесе» — в ней авторы доказали, что совместный успех компаний лучше взаимного разрушения. У этой идеи появляется все больше сторонников. Достаточно вспомнить партнерства Apple и Samsung, Ford и GM, а также альянсы фармацевтических фирм, в том числе при разработке вакцины от коронавируса.

Во время нынешнего кризиса о дружбе с конкурентами задумались даже те, кто раньше не рассматривал такую возможность. Вспоминаю бизнес-завтрак, организованный «HBR Россия» весной прошлого года. Тогда участники встречи рассказывали, что с началом пандемии стали часто общаться с руководителями других компаний и решили запустить совместные проекты, чтобы удержаться на плаву. Как отмечают Бранденбургер и Нейлбафф в этом номере журнала, в трудных ситуациях предприниматели нередко воспринимают конкурентное сотрудничество как спасительную соломинку. А ведь оно дает серьезные преимущества и в долгосрочной перспективе. Недавно мы писали о том, что альянсы в кризис устойчивее, чем в обычное время, но главное, они расцветают при восстановлении экономики (см. статью «Cовместные предприятия выручают в кризис» в ноябрьском номере «HBR Россия»).

Разумеется, партнерство подходит не всем и не всегда. Согласно разным исследованиям, 60—70% альянсов терпят крах, поэтому необходимо заранее проанализировать потенциальные плюсы и риски сотрудничества. А еще важно помнить о том, что достичь успеха лишь за чужой счет невозможно — вклад участников в общий проект должен быть обоюдным.

Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор HBR Россия.