GR — новая основа бизнеса | Большие Идеи

・ Стратегия

GR — новая
основа бизнеса

Как отношения с органами государственной власти способны помочь бизнесу — или загубить его

Автор: Дина Гайзатуллина

GR — новая основа бизнеса
Фото: Jp Valery / Unsplash

читайте также

Мудрость толпы

Федюкин Игорь

Почему немецкие производители возглавили новую цифровую промышленную революцию

Томас Каутч

Почему плохо быть отличным работником

Делонг Сара,  Делонг Томас

Есть куда расти

читайте также

На работу компаний влияют разные факторы, и деятельность правительств и регулирующих органов — один из них. Влияние этого фактора может обходиться фирмам довольно дорого — как в прямом, так и в переносном смысле. По информации McKinsey, до 30% прибыли организации зависит от грамотного GR.

Что такое GR

GR (Government Relations, или отношения с органами государственной власти) помогает отстаивать интересы компаний на рынке и выстраивать связь с правительством, способствуя развитию целых индустрий. В технологической сфере взаимодействие с регуляторами определяет не только бизнес-модель организации, но и шансы на ее выживание.

GR-специалисты — это чаще всего бывшие политологи, госслужащие и сотрудники PR-отделов. В первую очередь эти люди должны знать, как устроена сфера государственного управления; разбираться в политической обстановке; быть экспертами в области работы своей компании и иметь связи с представителями органов власти. От последнего пункта во многом зависит, насколько успешными будут продвижение и реализация инициируемых решений.

Работников сферы GR часто принимают за лоббистов. Однако те выполняют только юридические задачи и продвигают интересы определенного круга людей в органах государственной власти. Функции GR-специалистов несколько шире. Они работают в штате организации и отвечают за коммуникацию, представляют интересы компании в государственных органах, мониторят законодательные изменения и помогают быстро к ним адаптироваться. Одна из их целей — получить необходимые финансовые ресурсы. Добиться этого можно разными способами — например, с помощью госпрограмм, субсидирования и т. п.

Отделы Government Relations созданы сегодня во всех крупных организациях. Наибольшее значение они имеют для сфер EdTech и FinTech, технологических компаний, фарминдустрии, строительного и инжинирингового бизнеса. Развитие отдельных технологий требует и определенного законодательного регулирования.

Как работает GR и почему важны договоренности

Испытания новых технологий зачастую зависят от договоренностей GR-менеджеров с властями. Например, в проекте по созданию карты для запуска беспилотных автомобилей, которые работают в автономном режиме, участвуют Минтранс, Минпромторг, МВД и Минэкономразвития. Компании — разработчики этого решения, включая «Яндекс», ГАЗ и «Камаз», обязаны представлять им результаты испытаний и определять проблемные точки проекта.

Для тестирования беспилотников к концу 2022 года должны быть созданы специальные зоны с покрытием сетью 5G, которая обеспечивает наиболее эффективную связь по технологии V2X (vehicle to infrastructure). В отдельных регионах возникают условия для испытания беспилотников на дорогах общего пользования, однако пока это возможно только в закрытых испытательных зонах.

Эксперты отмечают, что от взаимодействия компаний и регулятора зависят сроки запуска проекта: с учетом переноса автономных испытаний выход в коммерческую эксплуатацию такого транспорта произойдет после 2024 года.

Работа с рисками

Грамотная работа GR-команды помогает избежать общественных скандалов и финансовых потерь для компаний. Когда риски не продуманы, можно столкнуться с серьезными проблемами.

Большой резонанс, например, вызвал случай, когда британская аналитическая компания Cambridge Analytica собирала персональные данные 87 млн пользователей через свое приложение в Facebook, чтобы в дальнейшем использовать их для размещения политической рекламы во время президентской кампании в США и референдума о выходе Великобритании из Евросоюза. Хотя компания заявляла о правомерности своих действий, в дальнейшем она потеряла всех клиентов и была вынуждена объявить о банкротстве. Facebook признал свою ошибку: корпорация согласилась пересмотреть отношение к сохранению конфиденциальности пользователей и заплатила штраф в размере $5 млрд. Соглашение было достигнуто между Facebook и Федеральной торговой комиссией США.

Непростые GR-отношения сложились у компании Tesla с властями Китая. Сначала они запретили военным и сотрудникам госпредприятий ездить на автомобилях компании из-за потенциальной угрозы национальной безопасности. Потом китайские эксперты обнаружили дефекты функции автопилота, из-за чего Tesla отозвала почти 300 тыс. электрокаров, проданных в этой стране. Для Tesla КНР — крупнейший рынок сбыта, однако из-за торговой войны между Китаем и США и высоких тарифных пошлин Илон Маск не стал покупать землю для расширения производства в Шанхае.

Похожая ситуация сложилась с компанией Uber. Она была вынуждена ограничить свою деятельность в ряде стран из-за конфликта на государственном уровне. В 2015 году сервис по заказу такси противостоял потенциальным нововведениям мэрии Нью-Йорка, которая предлагала регулировать количество новых автомобилей сервиса в городе. Платформа даже добавила функцию De Blasio's Uber, в которой пользователь получал длительное время ожидания и комментарий: «Так будет всегда, если мэр Нью-Йорка Билл де Блазио ограничит работу Uber. Обратитесь к мэру города за разъяснениями».

В разных странах деятельность Uber оценивали по-разному, но во многих она привела к протестам водителей обычных такси. Во Франции правительство решило ограничить работу более дешевого сервиса UberPop и ужесточило меры контроля над брендом. Поэтому компания заключила ряд M&A-сделок с местными игроками, которые включены в GR-повестку на конкретном рынке. Кстати, в 2017 году компания «Яндекс» и Uber объединили свои сервисы такси в России, Беларуси, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении. Сервис Yandex Taxi получил 59,3% акций в объединенной компании.

Еще один пример — законопроект члена комитета Госдумы по информационной политике Антона Горелкина, вышедший в конце 2019 года, о запрете на иностранное владение значимыми интернет-ресурсами, из-за которого «Яндексу» пришлось менять структуру управления.

Тренды в GR

Как показывают примеры, отношения бизнеса с властями становятся все более структурированными. Это выгодно обеим сторонам. Если компании работают на одном рынке, но их не устраивает государственная позиция по регулированию, они могут объединяться в отраслевые ассоциации или создавать новые организации. А затем обсуждать экономическую целесообразность принятия тех или иных мер и решать вопросы в режиме диалога с властью.

Непрерывное взаимодействие бизнеса и государства особенно важно в области ИТ: поскольку технологии стремительно развиваются, эта сфера требует оперативного общения с регулятором и изменений в законодательной базе или даже разработки и внедрения новых нормативов. Поэтому выстраивание отношений между бизнесом и властью необходимо как для полноценного развития компаний, так и для защиты интересов клиентов.

Одним из главных трендов государственной политики в области ИТ стало импортозамещение, и у отечественных организаций появляются новые возможности для развития. Здесь задача GR-специалистов со стороны бизнеса — интегрировать компании в процесс создания новых законопроектов и транслировать ее интересы регулятору.

GR-инструментарий должен активно использоваться организациями для выхода на новые рынки — с помощью субсидий, грантов и т. д., а также для снятия административных барьеров. Сегодня практически все средние и крупные игроки ИТ-рынка России состоят в отраслевых объединениях, поэтому средний и крупный бизнес в большей степени влияет на повестку.

* деятельность на территории РФ запрещена