Увидеть будущее: зачем нужен аудит перемен и штатный футуролог | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Увидеть будущее: зачем нужен аудит перемен и
штатный футуролог

Четыре шага, которые помогут подготовиться к неопределенному будущему

Автор: Эйприл Ринне

Увидеть будущее: зачем нужен аудит перемен и штатный футуролог
Фото: Cactus Creative Studio/Stocksy

читайте также

Три стратегии для обучения чему угодно

Ульрих Бозер

Каким будет маркетинг через 10 лет

Нил Бендл,  Нирадж Давар

10 качеств инновационного лидера

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Попробуйте стать лидером пятого уровня

Джим Коллинз

2020 и 2021 годы показали нам, как быстро все может меняться. Более того, они готовят нас к будущему — необязательно, что к еще одной пандемии с несколькими вариантами вируса, но к потоку постоянных и самых разных изменений. Точно не стоит рассчитывать, что будущее станет более стабильным или определенным. Оно (и близкое, и далекое — будь то сегодняшний вечер, следующая неделя, квартал, год или десятилетие) становится все более непредсказуемым, и в нем появляется все больше неизвестных. Мы задумываемся и переживаем о своих рабочих местах, благосостоянии и будущем детей, а компаниям приходится бороться с революционными бизнес-моделями, цифровой трансформацией и Великим увольнением. Наконец, перед обществом в целом стоят такие проблемы, как беспрецедентные изменения климата, экономики, демографии и политических систем. Все эти изменения и их последствия будут пересекаться и умножаться. Как футуролог я занимаюсь в основном тем, что помогаю компаниям, командам и менеджерам разбираться в факторах, которые влияют на наше будущее, и ответственно к ним готовиться. Цель заключается не в том, чтобы точно предсказать будущее (это все равно невозможно), а в том, чтобы подготовиться ко множеству разных вероятных сценариев. Я занимаюсь этим уже 25 лет, объехала более 100 стран и много раз видела организации, которые по разным причинам не справляются с переменами. Однако если задуматься об этом заранее, шанс все же есть. Готовиться к переменам нужно не тогда, когда они наступили, а заранее — во время относительного спокойствия. Если реагировать на перемены только постфактум, вы будете слишком осторожны, что может привести к тяжелым последствиям. Вы не сможете увидеть никаких тенденций: все ваше внимание будет посвящено только текущей задаче. Ваша компания будет открыта ненужным рискам и упустит новые возможности. Это приведет в лучшем случае к разочарованию и неэффективности, а в худшем — к полному краху. Найти «удобный момент» для подготовки к переменам действительно непросто, но есть множество разных способов начать. Вот четыре совета, которые помогут лидерам подготовить свои организации к успеху перед лицом постоянных перемен. Проведите аудит перемен Всесторонне оцените готовность вашей компании к миру постоянных перемен: это поможет вам подготовиться к неопределенному будущему. Однако далеко не все лидеры регулярно проводят такие аудиты. Цель «аудита изменений» — обеспечить ясность на многих уровнях. Во-первых, от каких перемен ваша компания, отрасль, команда или ваши клиенты страдают особенно сильно? Можно организовать изменения в конкретных отделениях, но при этом вы рискуете упустить главные тенденции и взаимосвязи, которые помогут вам оценивать перемены в будущем. Проясните, какие отделы лучше прочих готовы к переменам. Кто был успешен за последние полтора года — и почему? Во-вторых, какие перемены для вас сложнее всего? Обычно люди любят изменения, которые выбирают добровольно (новая работа, прическа или новые отношения), и боятся изменений, которые не контролируют (увольнение, расставание, болезнь). Такое отношение зачастую распространяется и на рабочие вопросы — но там их последствия намного важнее. И наконец, что мешает вашей организации хорошо справляться с переменами? Вот несколько вероятных ответов:

  • Выгорание и/или тревожность в команде: Когда у вас нет сил, оценить перемены сложнее. В состоянии усталости у нас часто возникают туннельное зрение и тревожность.

  • Недоверие: Когда наступает время перемен, самый главный ресурс — это доверие. Подумайте: к кому вы идете, если не знаете, что делать? К тем, кому больше всего доверяете. Но доверяете ли вы сотрудникам своей компании? Верите ли вы, что они действуют в лучших интересах организации и разделяют ее ценности, как на работе, так и в жизни?

  • Культура «разбирайся с этим сам»: Могут ли сотрудники (включая высшее руководство) открыто выражать свои мысли — даже если они в чем-то сомневаются? Если все идет не по плану, как к этому относятся люди — как к потере или как к возможности для роста?

  • Недостаток метрик: Способность справляться с переменами — это не только про деньги. Например, сколько «стоят» усталость или доверие? Включить в бюджет их нельзя, но значение их трудно переоценить. Как и где вы учитываете такие вещи? В условиях постоянных перемен вам нужно множество метрик, а не только показатели краткосрочной продуктивности и квартальные отчеты.