Ускорение за счет вспомогательных функций | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ускорение за счет
вспомогательных функций

Когда издержки на бэк-офис стремительно растут, а результатов не видно, многие бросаются разом сокращать все вспомогательные службы. Но наше исследование 37 компаний из целого ряда отраслей (от финансовой и энергетической до производства потребительских продуктов) показывает: вместо того чтобы одним махом урезать все непроизводственные подразделения — отделы кадров, финансов и закупок, стоит применить стратегию осторожного сокращения, изменения их структуры и функций. Если правильно перестроить эти службы, можно и снизить расходы, и увеличить эффективность.

Авторы: Роджерс Пол , Саенц Хернан

Ускорение за счет вспомогательных функций

читайте также

Уроки Фергюсона: как извлекать пользу из поражений и выигрывать

Алекс Фергюсон,  Майкл Мориц

Как вести переговоры со своими детьми

Антон Ходарев

Почему стоит «давать взаймы» своих лучших людей

Джон Будро,  Дэвид Крилман,  Равин Есутхасан

Как выйти из тени своего босса

Джилл Коркиндейл

Когда издержки на бэк-офис стремительно растут, а результатов не видно, многие бросаются разом сокращать все вспомогательные службы. Но наше исследование 37 компаний из целого ряда отраслей (от финансовой и энергетической до производства потребительских продуктов) показывает: вместо того чтобы одним махом урезать все непроизводственные подразделения — отделы кадров, финансов и закупок, стоит применить стратегию осторожного сокращения, изменения их структуры и функций. Если правильно перестроить эти службы, можно и снизить расходы, и увеличить эффективность.

В большинстве случаев компании, стремясь сэкономить на непроизводственных отделах, либо отказы­ваются от каких-то видов работ, либо модернизируют рабочие процессы, либо проводят полную реструкту­ризацию.

Чтобы эти отделы могли отказаться от части своих обычных дел, нужно упростить стоящие перед ними задачи и снять с них второстепенные функ­ции, оставив лишь самые ­важные для клиентов и бизнеса. К примеру, одно рекламное агентст­во без особого ущерба сократило количество финансовых отчетов. Более оригинальное решение — ввести плату за услуги. Например, пусть филиалы платят за обзоры рынка, которые они заказы­вают центральному отделу маркетинговых исследований. Зачастую ­нагрузка на такие подразделения сразу же сокращается. Не менее важно и то, что создается рыночный механизм, который повышает эффективность и качест­во услуг. Осуществить такого рода перемены относительно просто, и наше исследование показало, что за счет них можно в среднем на 25% снизить издержки на вспомогательные отделы.

Чтобы модернизировать вспомогательные службы, компании необходимо проанализировать свои процедуры. Важнее всего уделить внимание самым основным, например подготовке отчетности в финансовом отделе или подбору новых сотрудников в отделе персонала, и исключить те, что не идут на пользу бизнесу в целом. Зачастую тут на помощь приходит автоматизация. Простой пример. Одна компания, производящая телекоммуника­ционное оборудование, внедрила CRM: теперь продавцы сразу видели сведения о клиенте и действующие расценки. Это позволило ускорить работу, поднять ее эффективность и сократить издержки, ведь отделу продаж уже не нужно было столько администраторов и финансовых аналитиков клиентских баз данных. Еще один шаг — поискать, где можно сэкономить за счет накладных расходов: затрат на билеты и гостиницы, уборку и обслуживание, коммуникации и коммунальные услуги. Более грамотно выстроить процессы обычно сложнее, чем просто сократить функции, но зато это приводит к большей экономии — по данным нашего исследования примерно 35%.

Реструктуризацию провести труднее всего, но и отдача от нее наибольшая — около 40%. Цель реструктуризации — так разместить и организовать вспомогательные отделы, чтобы они действовали наиболее эффективно и наименее затратно. Здесь речь может идти, например, о консолидации в едином региональном центре служб, разбросанных по зарубежным отделениям, или о переводе функций из филиалов в штаб-квартиру корпорации.

Иногда стоит подумать об аутсорсинге. Корейская Kyobo Life Insurance поручила поддержку клиентов по телефону автономному центру и освободила время продавцов для главного занятия — продаж. В результате доход и качест­во обслуживания клиентов резко выросли, а издержки на вспомогательный офис сократились на 40%.