Мы все еще не поняли разницу между изменениями и трансформацией | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мы все еще не поняли разницу между изменениями
и трансформацией

Имеется семантическая проблема, проистекающая из путаницы между понятиями «перемена» и «трансформация». Многие руководители так и не поняли, что это разные вещи.

Автор: Рон Ашкеназ

Мы все еще не поняли разницу между изменениями и трансформацией

читайте также

Почему так трудно внедрять генеративный ИИ

Дэнни Го,  Марк Эспозито,  Пол Ли,  Теренс Це

10 вопросов, которые помогут совету директоров спасти компанию

Тазим Эссани,  Эндрю Уайт,  Эрик Уилкинсон

Ситуация: От сумы и от тюрьмы

Анна Натитник

Чтобы не было мучительно больно...

Роберт Стивен Каплан

Прошло без малого 8 лет с тех пор, как HBR опубликовал ставшую классической статью Джона Коттера «Why Transformation Efforts Fail». И хотя советы автора, как наилучшим образом использовать наши шансы, были всеми приняты, доля успешных реформ в крупных корпорациях по-прежнему остается на том же низком уровне: около 30%.

Если учесть, сколько исследований проводится в бизнес-школах с целью разобраться в менеджменте перемен, сколько опубликовано на эту тему книг и статьей, какие инвестиции вкладываются в консультантов и тренинг, казалось бы, пора уже нам достичь неплохих результатов.

Основываясь на опыте консультирования десятков компаний на протяжении многих лет, я прихожу к выводу, что тут имеется семантическая проблема, проистекающая из путаницы между понятиями «перемена» и «трансформация». Многие руководители так и не поняли, что это разные вещи. Мы прошли долгий путь и научились управлять переменами, а трансформация все еще дается нам с трудом.

Позвольте объяснить. «Управление изменениями» подразумевает внедрение ряда инициатив, которые могут охватывать всю компанию или какую-то ее часть. Это конкретные, ограниченные изменения в характере работы. Тоже непросто, но теперь мы уже достаточно хорошо разбираемся в этих механизмах.

Читайте материал по теме: Перемены осуществляются не начальниками, а лидерами

Например, если крупная технологическая компания включает в региональные команды продаж технических специалистов, то происходит определенный сдвиг функций, меняется распределение клиентов, размеры оплаты труда и ресурсов, задачи и формы командной работы. Эти изменения затрагивают сотни человек. Но, применив хорошо известные принципы и инструменты менеджмента — задав бизнес-кейс, построив коалицию бизнес-лидеров, зафиксировав первые результаты, подключив различные заинтересованные стороны, соблюдая дисциплину и т. д. — новый подход к продажам удается успешно внедрить, и он приносит лучшие результаты.

Я могу привести много примеров того, как разные компании успешно осуществляют дискретные изменения — например, вводят новые системы управления результатами, переходят от децентрализованной маркетинговой поддержки к централизованной, применяют новые инструменты повышения личной продуктивности. Но суть в том, что все эти инициативы конкретны и ограничены. Управление менеджментом сосредоточено на исполнении.

Трансформация — совсем другой зверь. В отличие от управления изменениями, она не сосредотачивается на немногих дискретных и четко определенных сдвигах, это целое портфолио взаимозависимых и пересекающихся инициатив, а самое главное: конечная цель трансформации не сводится к осуществлению конкретных перемен, вся компания должна преобразиться и обрести бизнес-модель, основанную на видении будущего. Это процесс непредсказуемый, экспериментальный. Риск огромен. И даже если успешный менеджмент изменений приведет к внедрению части инициатив из портфолио, в целом трансформация может и не состояться.

Читайте материал по теме: Перестройка — не событие, а эпоха

Недавно я встречался с командой топ-менеджеров крупной технологической компании, которая прежде успешно продавала фактически один-единственный продукт (90% продаж от общего объема). Когда конкуренты начали производить удешевленную версию того же продукта, стало ясно, что дальше на нем фирме не удержаться. В результате гендиректор приступил к трансформации, и главной задачей поставил поиск более устойчивой бизнес-модели. Она включала ряд крупных «непременных» инициатив: увеличить непосредственную прибыль от имеющегося продукта, сократить расходы на поддерживающие структуры, перейти от внутреннего партнерства к внешнему и активно искать новые приобретения и смежные области. Трансформация включала также новый набор культурных принципов и пересматривала подход к управлению, поскольку того требовали эти инициативы.

Для осуществления любой из них требовалось знать, как управлять менеджментом перемен, но руководителям понадобилось усвоить и более широкий набор навыков трансформационного лидерства, то есть научиться более гибко и динамично координировать ресурсы, укреплять международное сотрудничество и коммуникации — и все это на фоне нарастающей неопределенности. Поскольку в этих процессах участвовало множество людей (которым при этом приходилось выполнять и повседневную работу), руководители должны были также продумать свои приоритеты и отказаться от менее существенной деятельности. И это опять же завело 150 менеджеров компании на неведомую территорию. Ведь итоговую цель они себе представляли в самом общем виде: радикально изменить компанию, однако никто не мог быть в точности уверен, каким будет окончательный результат. Иными словами, трансформация оказалась процессом открытия и экспериментирования, а не просто внедрения. Успех не был гарантирован, сколько бы эффективным ни был менеджмент.

Мы ругаем себя за провалы в управлении трансформацией и, судя по исследованиям, пока особо в этом деле не преуспели. Но все-таки в дискретных реформах мы разбираемся. А вот о трансформации все еще знаем мало, и если хотим добиться лучшего, давайте начнем с того, что проясним терминологию.

Читайте по теме: