Инновации без скрипа: почему компаниям нужно бороться за доверие | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Инновации без скрипа: почему компаниям нужно бороться
за доверие

Почему сотрудники корпораций не доверяют друг другу и как это изменить

Автор: Вадим Махов

Инновации без скрипа: почему компаниям нужно бороться за доверие
Joebrunton/Wikimedia

читайте также

Прозаседавшиеся: как не угодить в ловушку пустых совещаний

Дэвид Лэнсфилд

«Позвольте себе ощутить горе»

Скотт Беринато

Как защитить себя от негативной информации

Шон Ачор

Чтобы быть хорошим наставником, одного опыта явно недостаточно

Энди Молински

Недавно ОМЗ и группа ученых с экономического факультета МГУ под руководством Александра Аузана провели исследование среди работников наших предприятий. При помощи различных методик мы измерили уровень доверия, а сейчас работаем над тем, чтобы его укрепить. Недоверие в бизнесе — это мощная сила трения, которая замедляет развитие компании и мешает двигаться вперед. Эксперты из МГУ говорят, что в России мы первая крупная промышленная компания, которая решилась на проведение подобного исследования.

Почему мы этим занялись и почему социальный капитал так важен для бизнеса? Согласно гипотезе американского экономиста Мансура Олсона, технологическому скачку, который приводит к росту финансовых показателей, всегда предшествует накопление социального капитала. На это я хотел бы обратить особое внимание. Это справедливо как для стран, так и для отдельных предприятий. Иными словами, компания не может перейти на новый уровень развития бизнеса или новый технологический уклад, если ее социальный капитал недостаточен. Предприятия с низким уровнем социального капитала отличаются чрезмерной регламентацией работы и излишней бумажной волокитой. К принятию тактических и стратегических решений они подходят негибко, и в результате эффективность бизнес-процессов снижается, инновации внедряются «со скрипом», а инициатива снизу отсутствует.

Основные компоненты социального капитала — это доверие, нормы и связи (в сообществе, стране или группе). Хотел бы подробнее остановиться на доверии, потому что это фундамент, на котором строится социальный капитал. Как отмечает Стивен Кови-младший, доверие к человеку формируется на основе его профессионального опыта и личных качеств. Существует несколько уровней доверия: слова не расходятся с делами, дела не расходятся с намерениями и так далее. А что же такое недоверие и как оно возникает? Не будем брать ситуацию, когда у человека слова постоянно расходятся с делами: с такими компании обычно сразу расстаются. Но нередко бывает, что недоверие возникает лишь в определенных сферах, если человек делает что-то другим непонятное. Люди не понимают намерений и мотивов друг друга, не понимают, кто чего хочет достичь и из-за искаженного восприятия неверно интерпретируют действия друг друга.

В условиях недоверия людям начинает казаться, что на них нападают, они начинают агрессивно обороняться, и это закладывает почву для нарастающей конфронтации, а рабочие вопросы отодвигаются на второй план. Повышая уровень доверия, мы высвобождаем энергию, которая тратится на оборону и бюрократию, и направляем ее на решение бизнес-задач. Таким образом, доверие необходимо для того, чтобы команда профессионалов работала слаженно.

В исследовании, проведенном нами совместно с МГУ, было опрошено 1249 респондентов разных предприятий группы ОМЗ. После анализа полученных результатов по двум разным методикам нам стало понятно, с какими группами и в каком направлении нужно работать.

Эксперты выделяют три типа социального капитала. 1. Атомарный. Каждый работник сам за себя, связи в коллективе отсутствуют. 2. Бондинговый. Есть связи внутри отдела (подразделения, коалиции), а связей между подразделениями нет. 3. Бриджинговый. Есть связи как внутри отделов, так и между разными отделами.

Исследование показало, что на предприятиях группы ОМЗ мы наблюдаем картину, типичную для компаний со сложной холдинговой структурой корпоративного управления — множество случаев атомарного и бондингового социального капитала, но на наиболее передовых предприятиях есть элементы бриджинговых связей. Для того, чтобы перейти на следующий этап — стадию инновационного развития, нам надо серьезно поработать и в частности проговорить наши намерения, наши цели как компании, чтобы все их поняли, разделили и были готовы двигаться к ним.

Мы видим на практике, что те предприятия, где руководству удалось сформировать тесные связи в коллективе, демонстрируют лучшие финансовые показатели и лучше осваивают новые виды бизнеса по сравнению с теми, где эти связи пока сформировать не удалось. Эксперты выявили простую закономерность: чем выше технологический уровень предприятия, тем выше у него уровень культуры и, следовательно, тем теснее бриджинговые связи. А значит не за горами и рост финансовых показателей. Хорошим примером здесь может служить завод «Криогенмаш», где на сегодняшний день сформированы самые тесные бондинговые связи и имеются элементы бриджинговых. В результате мы видим, что на этом предприятии уже реализован переход на цифровое производство (HBR писал об этом в конце 2015 года), активно осваивается производство средне- и крупнотоннажных установок сжиженного природного газа — все это развивается на правильной, крепкой базе. К этому уровню мы будем стремиться и на других предприятиях.

Об авторе. Вадим Махов — председатель совета директоров группы ОМЗ.