Конец менеджера среднего звена | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Конец менеджера
среднего звена

Менеджер среднего звена, в том виде, в котором мы к нему привыкли, скоро исчезнет.

Автор: Линда Грэттон

Конец менеджера среднего звена

читайте также

Ужасные слова: как реагировать на оскорбления коллег и подчиненных

Эми Галло

Четыре способа, которые помогут понять эмоции ваших клиентов

Ирина Ксенофонтова

Когда продаешь идею, жесты важнее слов

Николь Торрес

Уроки продажи ДельтаБанка

Дмитриев Кирилл

Техническая революция изменила нашу жизнь — теперь мы лучше знаем потребителей, научились с ними взаимодействовать; получаем больше информации, необходимой для принятия решений; умеем работать с командами на разных континентах. Но не столь очевидные последствия этой революции могут оказаться более серьезными: изменилась сама природа труда. Классический менеджер среднего звена, в том виде, в котором мы к нему привыкли, скоро исчезнет.

В каком-то смысле мы прошли полный круг. Промышленная революция механизировала труд и почти разрушила прежний общественный порядок. Раньше основные ценности создавали ремесленники. Сначала они ходили в подмастерьях, изучали все тонкости ремесла и зарабатывали уважение коллег, затем сами становились мастерами и учителями для новых подмастерьев.

Промышленная революция автоматизировала многие операции, требовавшие высокой квалификации. В результате большинству профессий стали требоваться поверхностные навыки; теперь нужно было не творить и изобретать, а обеспечивать непрерывный производственный процесс.

Сегодня «менеджером» стали сами технологии. Они могут полностью контролировать производство, гарантировать мгновенную обратную связь, создавать отчеты и презентации. Коллективы квалифицированных специалистов переходят на полное самоуправление. Из-за этого положение традиционных управленцев оказывается очень уязвимым. В прошлом они обрастали связями и набирались профессионального опыта в одной компании, но по мере того как срок работы на одном месте сокращается, у людей остается все меньше шансов приобрести квалификацию, которую ценили бы в других организациях.

Изменилось и отношение к управлению. Как показывает мое исследование, представители поколения Y не понимают, зачем подчиняться тому, кто просто следит за их работой, — ведь с этим могли бы справиться они сами, их коллеги или компьютер. Что они действительно ценят — так это возможность учиться у уважаемых ими людей. То есть у профессионалов, а не управленцев.

Если вы менеджер среднего звена, то приготовьтесь сделать две важнейшие инвестиции. Первая — в приобретение специализации, которая ценится и редко встречается на рынке. Иначе, лишившись внешних атрибутов управленческой деятельности, вы окажетесь не у дел. И если в прошлом вы преуспевали благодаря отделам кадров, то в будущем придется делать ставку на гильдии профессионалов. Такие виртуальные объединения, как Sermo (сообщество врачей) и LawLink, уже сегодня играют роль средневековых гильдий, удостоверяя квалификацию и повышая профессионализм своих членов.

Вторая инвестиция — в освоение новых знаний и приобретение смежных профессий на протяжении всей карьеры. Но не всякое знание будет одинаково востребовано. Важно найти редко встречающиеся, с трудом поддающиеся копированию области специализации и сферы, предлагающие наилучшие возможности для роста. Могу предположить, что в ближайшие десятилетия будут высоко котироваться знания в правозащитной сфере, в области социального и малого предпринимательства, наук о жизни и здоровье человека, энергосберегающих технологий, творчества, инноваций и коучинга. Вы готовы к будущему?