Баги команды: опознать и обезвредить | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Баги команды: опознать
и обезвредить

Что тормозит эффективную команду и что с этим делать

Автор: Леонид Кроль

Баги команды: опознать и обезвредить
Фото: Edgar / Unsplash

читайте также

С дресс-кодом шутки плохи

Юлиана Лункина

Как создать лидера будущего

Ребекка Л. Рэй,  Ричард С. Веллинс,  Рон Уильямс

«Идеальный момент не наступает никогда»

Наталья Ищенко

Что делают хорошие лидеры, когда приходят на смену плохим

Эндрю Блам

Работая с командами, я часто вижу, что, собрав отличных специалистов, компания сталкивается с непредвиденными трудностями. Вроде бы все хорошо, но количество проблем заставляет в этом усомниться. Обсуждения длятся слишком долго, ведутся вяло и несогласованно; дедлайны кажутся реалистичными, но при этом срываются — а если не срываются, то люди сильно устают; все чувствуют, что работа пробуксовывает, застывает и выполняется из-под палки; у сотрудников, которые кажутся умными и инициативными, почти ничего не получается; люди трудятся без радости. И, главное, не понятно, чем все это вызвано.

В наше время не только айтишники знают слово «баг» — ошибка, вызывающая сбой в работе программы. Обычно баги не лежат на поверхности, но, если копнуть глубже, их можно обнаружить. Пообщавшись с командой некоторое время, я начинаю понимать, в чем дело. Систематизировав свои наблюдения, я составил список частых багов, которые, наслаиваясь друг на друга, постепенно ухудшают результативность команды.

1. Формальное согласие и игнорирование мелких споров. Вопрос до конца не прояснен, и небольшие расхождения вначале кажутся неважными. Однако представьте себе две прямые дороги, которые выходят из одной точки под небольшим углом: спустя некоторое время вы уйдете по ним в разные стороны.

Что делать? Учиться критически смотреть на общее согласие, выискивать возможные точки несоответствия и обсуждать их. Когда кажется, что все хорошо, не хочется затевать споры. Но лучше поспорить на берегу, чем потом, когда часть работы уже сделана «криво».

2. «Наш сукин сын». В команде есть люди, которые всех раздражают, но связываться с ними себе дороже, а объясняться — тем более. В результате часть времени уходит на их нейтрализацию и обдумывание того, как минимизировать их дестабилизирующее воздействие.

Что делать? Сфокусироваться на проблемном человеке и «решить вопрос» — с помощью обучения, перевода на другую работу или, если ничего не помогает, увольнения.

3. Плохая модерация собраний. Пятиминутка растягивается на полчаса: кто-то взял слово и упивается собственным монологом; кто-то не посмотрел материалы и задает вопросы о том, что мог прочитать заранее; кто-то опоздал, и его вводят в курс дела; кому-то скучно, и он тихо во что-то играет.

Что делать? Развивать у сотрудников навыки гибкой модерации, позволяющие каждому участнику команды отвечать не только за свою часть общего дела, но и за процесс, время, темп происходящего. В том числе на собрании.

4. Команда «чистых витаминов». Почему полезнее есть фрукты, а не пить соки? Потому что клетчатка, хоть и не усваивается, очень нужна организму. Если команда состоит только из экспертов и звезд и в ней не хватает тех, кто пасует мяч другому, а не гонит сам и старается забить гол, — результат будет хуже.

Что делать? Сбалансировать экспертов коммуникаторами, переговорщиками, людьми, которые умеют слушать. Быстрых сбалансировать медленными. В идеале — развивать разнообразные коммуникативные навыки в самих экспертах.

5. Хронические роли. Один — лидер, другой — идет за лидером, несмотря ни на что, третий — конформист, четвертому всегда скучно, пятый вечно против, шестой знает только свою часть работы, седьмой кипит энтузиазмом... Каждый раз все одинаково и предсказуемо. Все застыли в привычных амплуа, и это мешает гибко реагировать на задачу.

Что делать? Меняться ролями. На время передавать лидерство. «Включать» скучающих. Интересоваться мнением узких специалистов по поводу работы в целом. Провоцировать конформистов на несогласие. Коллектив не должен быть спальней, в которой каждый видит свой сон.

6. Сдержанность и дефицит эмоций. Смотреть друг на друга излишне, говорим только по делу, эмоции оставим для семьи. Нередко часть команды работает онлайн, и если в офисе можно было пообщаться неформально хотя бы в курилке или за чаем, то экран окончательно засушивает отношения.

Что делать? Вводить и поддерживать микроэлементы человеческого общения. Маленький разогрев в начале, обмен репликами не по делу, кивки и улыбки при обращении друг к другу, немного юмора — все это кардинально меняет атмосферу, прибавляет желания работать и жить, делает общение не обязанностью, а приятным процессом и благоприятно влияет на результат.

7. Уступать не хочу соглашаться. Ответственность воспринимается как лишняя обуза, согласие кажется слабостью, признание компетентности другого — потерей лица. Самолюбие и вечный поиск виноватых превалируют над общей задачей. В тяжелых случаях люди дружат друг против друга: старенькие против новеньких, те, у кого есть план на все случаи жизни, против «интуитивных практиков» и т. д.

Что делать? Гасить конфликты, говоря о них вслух — причем обсуждая не только смысловые противоречия, но и чувства, которые люди испытывают по этому поводу. Чтобы политика не превалировала над делом, надо признать ее существование.

Все баги команд невозможно перечислить в короткой статье, поэтому я привел самые распространенные. Интерес друг к другу, понимание того, что человеческая натура требует эмоций, невербального контакта, дозированного общения на посторонние темы и шуток, осознание того, что навыки модерации вполне насущны и значительно влияют на эффективность — все это поможет выявить баги, признать их существование и «пофиксить» их.