Какой может быть корпоративная культура в компаниях будущего | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Какой может быть корпоративная культура в
компаниях будущего

Пять архетипов для организаций нового времени

Авторы: Диана Чеботарева , Ирина Чистова

Какой может быть корпоративная культура в компаниях будущего
Фото: Debby Hudson / Unsplash

читайте также

Российский руководитель: неуверенный, негибкий и требовательный

Анна Пехтина,  Юлия Полтарацкая

Пять причин продавать товары по очень высокой цене

Мансур Хамитов,  Томас Аллард

Как календарь может спасти работающих родителей от хаоса

Элизабет Грейс Сондерс

Сможет ли Apple привлечь таланты, сохранив секретность разработок?

Уолтер Фрек

Борьба за таланты становится актуальной как никогда — однако обычных методов материальной и нематериальной мотивации недостаточно, чтобы выигрывать эту битву. Исследование, проведенное HeadHunter и порталом «Доктор рядом», показало: 72% россиян испытывают постоянный стресс на работе, более половины жалуются на профессиональное выгорание. Одним из решений проблемы станет укрепление и актуализация корпоративной культуры компании. Но как оценить эффективность нашей корпоративной культуры? Как реагировать на быстро меняющиеся условия на рынке труда и оставаться привлекательным для потенциальных сотрудников?  

Корпоративная культура определяет и решение многих текущих задач, связанных с управлением человеческими ресурсами. Любой компании необходимо поддерживать у своих сотрудников вовлеченность, ощущение принадлежности, развивать внутри и кроссфункциональные связи. Правильно определенные атрибуты культурного кода помогают выстроить операционные процессы. Сначала нужно понять, что для конкретной компании — со всеми ее сильными сторонами, слабостями и историческими предпосылками — по-настоящему важно и на что делать акцент для разных целевых аудиторий.

В типологии корпоративной культуры можно выделить пять различных архетипов, свойственных компаниям будущего.

Культура с фокусом на таланты

Компании с корпоративной культурой, ориентированной на таланты, отличаются благоприятным инновационным климатом и высокими показателями роста, как самой компании на рынке, так и карьерных возможностей ее сотрудников. Развитие карьеры, самовыражение (в том числе, за счет реализации своих идей) становятся основными мотиваторами для сотрудников. Подобные организации считают, что работники являются их основным конкурентным преимуществом.

В таких компаниях развита культура обучения. Здесь ценятся обмен опытом и знаниями внутри организации, широко используются возможности дополнительного образования сотрудников. В результате коллектив больше вовлечен в кросспроектные инициативы, а также активно участвует в генерации новых идей и решений.

Один из признаков компании, сфокусированной на талантах, — коучинговая модель управления, которая дает возможность своим подчиненным самостоятельно определять цели и пути их достижения. При этом страх ответственности за принятие рисков не становится для сотрудников препятствием — этому способствует атмосфера обучения, когда ошибки становятся одним из факторов работы над собой. Еще один признак подобной компании — стремление к привлечению лучших кандидатов, которым предоставляется возможность нарастить свои компетенции за счет обучающих программ. Характерны для фирм, ориентированных на таланты, и развитые карьерные лестницы, позволяющие реализовать сотрудникам их амбиции.

Инновационно ориентированная культура

Команды таких компаний осведомлены о критичных векторах бизнес-стратегии и контрольных точках. Их работа строится на условиях автономии и доверия, сотрудников здесь ценят за их вклад в достижение целевого состояния, командный стиль работы и готовность к обмену знаниями. Все действия согласуются со стратегией развития, при этом те идеи, которые ей соответствуют, подлежат первоочередному тестированию. Еще одна черта инновационно ориентированных компаний — применение гибких методов работы, готовность (и стремление) формировать смешанные рабочие группы и поощрение тех сотрудников, которые стремятся к наращиванию своих компетенций и экспериментам.

Компании, для которых применим этот тип корпоративной культуры, сфокусированы на разработке прорывных продуктов, сервисов или на запуске новых бизнес-моделей, которые в последующем масштабируются.

Стремление сотрудников к знаниям характеризуется не только усилением имеющихся компетенций, но и развитием неординарных компетенций персонала для потребностей бизнеса. Так к подготовке и принятию важных стратегических решений в таких компаниях привлекается широкий круг лиц — не только руководящее звено, но и менеджеры несколько уровней ниже. Инновационный климат в организации способствует тому, что ее работники склонны к широкому видению картины бизнеса в целом, а не только собственного функционального блока. Что же касается своих непосредственных обязанностей, то они воспринимаются людьми через призму глобальных целей и осознание роли каждой функции в достижении общего результата.

Отнести компанию к числу инновационно ориентированных позволяет ее соответствие нескольким признакам. Прежде всего, это количество и качество предлагаемых и реализуемых идей, которые предлагают сотрудники для решения бизнес-задач: компания готова предложить своим людям участие в сложных проектах, зная, что для этого они обладают необходимыми компетенциями. Второй признак — видение сотрудниками бизнеса компании по всей вертикали, цепочки создания ценности, ключевых стратегических направлений. Наконец, третье условие — автономность сотрудников, когда каждый из них в состоянии предложить и воплотить эффективные меры, нацеленные на достижение общих целей.

Ценностно ориентированная культура

В ценностно ориентированной компании культура выстроена на понимании стратегических векторов развития бизнеса и доверии руководству. У таких организаций есть набор ценностей, которые лежат в основе принимаемых решений и поведения сотрудников в масштабах всей компании.

Руководство и менеджмент становятся проводниками ценностей и при их практической реализации, и при определении бизнес-норм ежедневной работы. Рабочая среда здесь формируется доверием и сотрудничеством, которые позволяют работникам взаимодействовать для достижения общего результата.

Для сотрудников ценностно ориентированных компаний характерно проявление инициативы и вовлеченность в процессы организации. При этом они демонстрируют высокую готовность к кроссфункциональному взаимодействию с коллегами из других структурных подразделений.

Один из признаков ценностно ориентированной компании — взаимное доверие между сотрудниками и менеджментом: руководство предлагает сотрудникам инструменты и поддержку для выполнения работы, а те готовы поддержать начальство в решении новых нестандартных проблем. Другим признаком является прозрачность процессов и референтные модели поведения. Это позволяет сформировать рабочую среду с единой системой координат.

Предпринимательская культура

Компаниям с этим культурным кодом присуще ведение бизнес-деятельности в среде, требующей быстрой реакции на изменения рынка. В таких компаниях рабочая среда позволяет сотрудникам действовать в качестве владельцев своих направлений и проектов. В центре принятия решений находится представление о том, что главными постулатами бизнеса являются инновационность, гибкость и дифференциация на рынке. Во главе такого бизнеса стоит команда топ-менеджеров, исповедующая сочетание автономного и директивного стилей руководства.

Инициативность и принятие просчитанных рисковых решений поощряются в предпринимательских компаниях. В управлении поддерживается плоская организационная структура с ограниченным контролем менеджмента. Одним из залогов успеха данных компаний является принцип «быстро тестируй — быстро учись», фокусируйся на реализации бизнес-ценности. Сотрудники таких компаний хорошо осведомлены о рыночной ситуации, трендах, конкурентах.

Яркий признак предпринимательской компании — готовность к поддержке экспериментов и свобода сотрудников в решении вопросов клиентов на всех уровнях. Это способствует как улучшению клиентского опыта, так и формированию среды для итерационного тестирования экспериментов. Свою гибкость предпринимательские компании сохраняют и по мере роста бизнеса.

Коллаборативная культура

В культуре коллабораций характерны развитая этика и коллегиальность внутри компании. Залог успеха таких организаций — инклюзивность, доверие, честность и открытость. Менеджмент стремится добиваться консенсуса с сотрудниками, структура управления упрощена и не характеризуется строгой иерархией со сложными сетями между сотрудниками. В такой рабочей среде люди чувствуют себя равными, включенными и признанными за свою работу.

Отношения сотрудников внутри коллаборативной организации становятся ее основой. Для работников коллаборативных компаний важно слушать и слышать друг друга, понимать происхождение идей коллег и причины принятия ими тех или иных решений.

Один из признаков того, что компания исповедует коллаборативный подход — командный дух и этика, позволяющие всему коллективу работать синергетически и при этом представлять зону ответственности каждого. В результате в компании складывается двусторонняя коммуникация: каждый сотрудник может вынести на общее обсуждение свои идеи и предложения и поучаствовать в реализации идей других коллег. Второй признак коллаборативного архетипа — быстрое освоение идей, обеспечиваемое активностью сотрудников в предложении идей, их оперативным обсуждением, пилотированием и внедрением.

Как правило, коллаборативная культура свойственна бизнесам, где работают несколько проектных команд, внутри которых развиты горизонтальные связи.

Какой из перечисленных типов выбрать, зависит не от степени зрелости бизнеса или развитости процессов, а от модели взаимоотношений внутри организации. От выбранного типа корпоративной культуры будет зависеть настройка критичных элементов операционной модели, таких как мотивация, процессы и ключевые показатели эффективности.