Эмоции как ориентир для бизнеса | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эмоции как ориентир для
бизнеса

Метод, который раньше применялся в основном при разработке продуктов, прочно укореняется в корпоративной культуре.

Автор: Колко Джон

Эмоции как ориентир для  бизнеса

читайте также

«Люди могут говорить совершенные глупости и никакой ответственности за это не нести»

Ирина Лаврухина

«Жизнь поставила над нами социальный эксперимент»

Остановить безумие совещаний

Констанс Нунан Хадли,  Лесли Перлоу,  Юнис Юн

Что делать, если лучшие сотрудники хотят уволиться

Дэйша Фэйcон Роу

Сейчас в крупных организациях происходит очевидный сдвиг: дизайн постепенно смещается к центру корпоративной Солнечной системы.

И дело тут не в эстетике. Речь идет о применении принципов дизайна к тому, как работают люди. Новый метод во многом стал ответом на постоянное усложнение технологий и бизнеса. Это усложнение проявляется по-разному. Допустим, главное в продукте — ПО, но для него еще нужно придумать «железо» (что само по себе — сложная задача) и сделать программу интуитивно понятной и простой для пользователя (это еще одна головоломка). Бывают многогранные проблемы: представьте себе, насколько труднее перестроить систему здравоохранения, чем разработать новую модель ботинка. А бывает, бизнес-среда настолько непредсказуема, что компании надо пробовать разные направления — иначе не выжить.

Список нынешних «усложнений» можно продолжать до бесконечности. Но главное, людям надо помогать как-то с этим жить. Точнее говоря, нужно, чтобы взаимодействие людей с техникой и другими сложными системами было простым, интуитивно понятным и приятным. Лучшее, что есть у нас для выстраивания такого взаимодействия, а также чуткой и гибкой организационной культуры, — это набор правил, известный как «дизайнерское мышление». Важнейшие из них — эмпатия по отношению к пользователям, прототипирование и готовность к неудачам.

Что такое дизайноцентричная культура?

Заставшие бум интернет-компаний конца 1990-х, вероятно, представляют себе дизайнеров как недавних студентов, которые развлекаются, играя в дартс в офисе, больше похожем на бар. Дизайн всегда причисляли к эстетике и искусству, и дизайнеры считались натурами творческими. Но дизайноцентричная культура раздвигает рамки дизайна, понимая его шире, чем просто профессию: как свод правил для всех, кто претворяет идеи в жизнь. Рассмотрим эти правила.

Главное — впечатление и особенно чувства потребителей. Чтобы дизайнеры могли поставить себя на место потребителей, им дают возможность наблюдать за обыденной жизнью будущих покупателей и делать выводы о том, что людям нужно. Эти выводы трудно представить в цифрах. Поэтому организации, сделавшие ставку на дизайн, говорят о своих продуктах и пользователях эмоционально — словами, которыми описывают желания, чаяния, заинтересованность и симпатию. Эмоциональную реакцию потребителей на продукцию там обсуждают не меньше, чем его функциональность и технические требования.

Обычно концепция потребительской привлекательности продукта подчеркивает его полезные свойства: купите «лексус», и вы будете безопасно и с комфортом покорять пространство в этом красивом и мощном автомобиле — именно это сулит вам его производитель. Что же касается эмоциональной концепции потребительской привлекательности продукта, то в ней главное — чувства: если вы купите «лексус», то, обещает компания, почувствуете себя баловнем судьбы. В дизайноцентричных организациях эмоциональную речь не считают неинформативной или необъективной. Когда там обсуждают стратегию, то часто оценивают, положительно ли отразятся бизнес-решения или тенденции развития рынка на впечатлении пользователя о продукте. И обычно подразумевается, что финансовый успех зависит в том числе и от дизайна.

О симпатиях потребителей там думают не только дизайнеры, продавцы и стратеги; это ориентир для всех служб, работающих с покупателями. Скажем, финансовое подразделение. С потребителями оно взаимодействует опосредованно — через накладные и платежные системы, рассчитанные на оптимизацию работы компании или на заранее установленные «требования к клиенту». Но именно через эти системы компании соприкасаются с клиентами, по ним люди судят об организации, поэтому в дизайноцентричных компаниях они разрабатываются с учетом потребностей клиентов, а не эффективности работы самой компании.

Создавайте модели для изучения сложных проблем. Дизайнерское мышление, поначалу нацеленное на создание материальных предметов, все чаще применяется и для мира нематериального: допустим, надо понять, как потребитель воспринимает услугу. В любом случае, чтобы изучить вопрос, сформулировать и разъяснить решение, дизайнеры обычно пользуются моделями — чаще всего диаграммами и чертежами. Они дополняют, а иногда и заменяют таблицы, технические условия и другие документы, обычные в корпоративном обиходе, и помогают находить нестандартные решения для нестандартных задач.

Например, в Инновационном центре Министерства по делам ветеранов США, отразив на диаграмме все виды и точки взаимодействия клиентов с министерством, показали, где именно у потребителей услуг возникают проблемы. «С помощью нашей диаграммы мы смогли лучше объяснить ситуацию всем, кто так или иначе занят в обслуживании ветеранов», — говорит дизайнер инновационного центра Мелисса Чап­мен. А главное, прибавляет она, «благодаря ей мы придумали стратегический принцип преобразования всего министерства и изложили его суть сотрудникам». Диаграмма взаимодействия клиента с организацией, другие дизайн-модели нужны для того, чтобы понять проблему и увидеть способы ее решения.

Ищите возможные решения с помощью прототипов. В кабинетах и конференц-залах дизайноцентричной организации вы наверняка увидите прототипы новых продуктов, услуг и идей. Если диаграммы, вроде созданных в Министерстве по делам ветеранов, проясняют суть проблемы, то прототипы облегчают поиски решений. Они могут быть цифровыми, материальными, в виде схем, но главное их назначение — представлять идеи. Если в организации повсюду на виду черновые варианты прототипов, это значит, что там ценят непредубежденность, не столько соблюдение правил, сколько исследование и экспериментирование. В MIT Media Lab сформулировали девиз «Demo or die!» («Покажи образец или умри!»), имея в виду, что только при создании прототипа идея преобразуется в нечто действительно ценное; просто идей, идей вообще — пруд пруди. Дизайноцентричные организации свободно обсуждают свои идеи на открытых форумах и быстро воплощают их в прототипах; эту работу специалист по инновациям Майкл Шрейдж называет «серьезной игрой». В своей книге, которая так и называется, он пишет, что инновация «носит не столько личный, сколько общественный характер». «Прототипирование — вероятно, единственное стопроцентно практическое дело из всех дел, которыми занимается инновационная фирма», — добавляет он.

Терпимо относитесь к неудачам. Суть дизайнерской культуры — создавать новое. Никого не призывают делать ошибки, но сама итеративность дизайна (выполнение работ параллельно с анализом и корректировкой сделанного) говорит о том, что редко удается сделать все идеально с первого раза. Apple превозносят за ее успехи, но и у нее были неудачи, например ноутбук Newton, игровая приставка Pippin и операционная система Copland (Pippin и Copland перестали выпускать уже через два года). Компания считает неудачи издержками на инновации и учится на них.

Грег Петрофф, директор по работе с клиентами GE Software, объясняет, как происходит итеративный процесс в GE: «GE отходит от принципа исчерпывающих требований к продукту. Проектировщики начинают понимать, что надо делать по мере продвижения в работе, изучают результат и вносят нужные изменения». Сотрудники, чем бы они ни занимались, должны помнить, что их могут раскритиковать — если, скажем, они выдвигают сырую идею, но при этом их репутация никак не пострадает и никаких санкций не последует.

Не усложняйте сверх меры. Если разработчики руководствуются эмоциональной концепцией потребительской привлекательности, то их продукты бывают проще, чем у конкурентов. Эта простота — следствие взвешенных решений о том, какие функции должны быть у продукта и, что не менее важно, какие не должны. Отказываясь от тех или иных его свойств, компания предлагает покупателям нечто простое в использовании. У интернет-термостата Nest, технологически сложного устройства, внешне меньше функций, чем у других реле, и в этом внимании к пользователю проявляется дизайнерская культура компании. Гендиректор Nest Тони Фэделл в интервью Inc. сказал: «Нужно отдаваться чувствам — в рекламе, в продуктах. Нужно доверять интуиции».

С помощью мобильного приложения Cash компании Square можно сделать только одно: переслать деньги другу. Руководители компаний вроде Square не гонятся за рынком, добавляя своим устройствам все новые и новые свойства, а, наоборот, благодаря их «аскетизму» ведут рынок за собой.

Какие компании выбирают ­дизайнерское мышление?­

Гиганты вроде IBM и GE понимают, что главное в их бизнесе — программное обеспечение, то есть сложности запредельного уровня. А помогает делать продукцию проще и «человечнее» дизайнерское мышление.

«Никакой разницы между бизнес-стратегией и дизайном, учитывающим опыт пользователя, больше нет», — сказала Бриджет ван Кралинген, старший вице-президент IBM Global Business Services, в заявлении для прессы. В ноябре 2013 года IBM открыла дизайн-студию в Остине, штат Техас; на это ушла часть $100 млн, выделенных на создание подразделения дизайна. И глава проекта Фил Гилберт объяснял тогда в заявлении для печати: «Наша задача модернизировать в небывалом для отрасли масштабе корпоративное ПО для современного пользователя, которому нужен хороший дизайн везде — и дома, и на работе». Компания намерена нанять тысячу дизайнеров.

Когда я работал в компании frog design, нас пригласили в GE, чтобы мы помогли встать на ноги ее новому подразделению дизайна, а для этого — формализовать и распространить соответствующий язык, инструменты и показатели эффективности. Дэйв Кронин, директор по дизайну приложений для промышленного интернета, вспоминает, как компания осознала, что она не только производит материальную продукцию, но стала одним из крупнейших в мире поставщиков ПО. Это ПО было невероятно сложным, поэтому его группа сосредоточилась на дизайне. «Мы должны были разрабатывать продукты, но еще и создавать условия для быст­рых инноваций, — говорит Кронин. — Нам поручили заниматься дизайном, ну а заодно — изменить корпоративную культуру».

IBM и GE не одни такие. Каждой солидной компании, которая с товаров перешла на услуги, с оборудования — на ПО или с «физических» продуктов на цифровые, надо заново переосмыслить, как ими пользуются потребители, и ориентироваться на этот опыт. Каждая солидная компания, которая намерена работать по всему миру, должна учитывать национальные особенности разных стран. И каждая солидная компания, которая хочет конкурировать за счет инноваций, а не эффективности, должна уметь четко формулировать проблемы и с помощью экспериментов находить способы их решения.

Курс на дизайн берут не только крупные корпорации с известными брендами; в ту же сторону смотрят и крупные консалтинговые фирмы, которые специализируются на вопросах стратегии; они обычно покупают ведущих ­провайдеров дизайнерских услуг. За последние несколько лет Deloitte приобрела Doblin, Accenture — Fjord, McKinsey — Linar. Олаф Скайбергсон, основатель Fjord, считает, что без эмпатии, основы дизайнерского мышления, в бизнесе вообще не преуспеть. В интервью он сказал об этом так: «Прямое взаимодействие с потребителем — это самый настоящий подрыв… Это новые возможности для сбора данных, для появления новых идей о покупателях, о том, что им нравится, а что — нет... Победа будет за теми, у кого есть информация и желание изобретать». Судя по этим слияниям, дизайн становится естественной частью консалтинга высшего класса.

В чем проблемы?

Несколько лет назад я консультировал крупную компанию из индустрии развлечений, в которой дизайн считался делом избранных — «людей творческих профессий». Компания очень хотела технологически модернизировать свои парки аттракционов и признавала, что впечатление посетителей будет во многом зависеть от хорошего дизайна. И конечно, скоро стало ясно, что дизайн должен стать основой работы для всей компании. Резко перестроиться всегда непросто. Как и многие другие организации с давно сформировавшейся и некогда жизнеспособной корпоративной культурой, она столкнулась с несколькими трудностями.

Подготовиться к большей неопределенности. Эта компания работает в разных странах, и для нее особенно важно, чтобы ее производственные результаты были стабильны и предсказуемы — как и квартальная прибыль. Поскольку технологическое переоснащение парков аттракционов предполагало большие финансовые вливания, хотелось, конечно же, чтобы они окупились. Но дизайн плохо поддается расчетам и оценкам. Трудно, если вообще возможно, понять, как на прибыли отразится положительное отношение посетителей к нововведениям, или подсчитать рентабельность инвестиций в творчество.

Умение рисковать. Инновация, которая меняет сам способ работы, — дело рискованное по определению: надо представить себе нечто и в это нечто поверить. Делая то, чего раньше не делали, вы никак не можете гарантировать, что все получится, как задумано. Философ Чарльз Пирс говорил, что идеи приходят к нам в моменты прозрений, словно вспышки, поэтому их трудно логически обосновывать и отстаивать. Руководители должны создать такую атмосферу, чтобы люди не боялись рисковать и действовать еще до того, как они логически обоснуют и проанализируют проблему. Компания наняла консультантов по дизайну, хотя и сознавала, что ее начинание не гарантирует успеха.

Приходится пересматривать свои ожидания от дизайна. Когда руководители организаций понимают, на что способен дизайн, многим из них начинает казаться, что это — «средство от всего». И дизайнеры, довольные тем, что обрели влияние поистине стратегического значения, нередко подливают масла в огонь. Я тоже так делал, когда работал с компанией из индустрии развлечений, — прежде всего, потому, что мне надо было получить заказ на консалтинг в области дизайна: от этого зависел мой заработок. Но дизайн не решает все на свете проблемы. Он помогает людям и организациям справиться со сложностью. Он очень хорош для инновационной деятельности. Он прекрасно помогает представить себе будущее. Но, если надо оптимизировать, упорядочивать или как-то еще действовать в стабильном бизнесе, дизайн — не тот метод, который нужен. Кроме того, даже если от дизайна не ждут чего-то сверхъестественного, надо еще правильно представлять себе сроки получения отдачи: в крупных организациях культура меняется медленно.

Ориентация на дизайн дает организациям уникальную возможность приспособить технологии для людей и разрабатывать товары и услуги, вызывающие их эмоциональный отклик. Научиться видеть работу организации глазами дизайнера — непросто. Но, научившись, вы сможете создать такое рабочее пространство, куда людям хочется приходить, организацию, которая быстро реагирует на изменение расстановки сил в бизнесе, которая поощряет личную инициативу. И, поскольку дизайн тесно связан с эмпатией, он исподволь делает бизнес более вдумчивым и обращенным к людям.