Социальное предпринимательство VS Предпринимательство в социальной сфере | Большие Идеи

・ Прочее

Социальное предпринимательство VS Предпринимательство в
социальной сфере

Что такое социальное предпринимательство и каким образом можно идентифицировать бизнес как такую категорию?

Автор: Алексей Сиднев

Социальное предпринимательство VS  Предпринимательство в социальной сфере

читайте также

Научитесь шутить на работе

Дженнифер Аакер,  Наоми Багдонас

«Ты выступаешь на сельских скачках или на мировом чемпионате»

Кризис продолжается. Что дальше?

Мартин Ривз,  Пол Шварц,  Филипп Карлссон-Шлезак

Страховка от беспилотного будущего

Джон Кузано,  Майкл Костонис

В последние годы термин «социальное предпринимательство» слышен из уст представителей бизнеса и чиновников все чаще. Пресса пишет о том, какая благородная и гуманная это сфера, а с экранов телевизоров рассказывают о приятных и эмпатичных людях — тех самых социальных предпринимателях. Но что такое социальное предпринимательство и каким образом можно идентифицировать бизнес как такую категорию? Бизнес ли это вообще в традиционном понимании, можно ли зарабатывать деньги, помогая решать проблемы общества?

Сегодня в нашей стране нет законодательно закрепленного термина «социальное предпринимательство». Отсюда и многообразие взглядов на тему того, какой именно бизнес можно относить к социальному предпринимательству. Стоит все-таки проводить жирную черту между понятиями «предпринимательство в социальной сфере» и «социальное предпринимательство». По звучанию очень похоже, но суть совершенно разная. Первое явление — это самый обычный бизнес, который строится в сфере социальных услуг — например, частные детские сады или пансионы для пожилых людей. Кстати, интересно, что рынок частных услуг для детей дошкольного возраста в основном уже заполнен, тогда как сегмент ухода за пожилыми людьми растет на 30% в год (данные некоммерческого партнерства «Мир старшего поколения»), то есть предприниматели, которые работают в социальной сфере, подчиняются классическим законам рынка, где спрос регулирует предложение. Итак, бизнес в социальной сфере не может существовать без дохода в долгосрочной перспективе, и именно прибыль здесь является приоритетом.

А вот социальное предпринимательство — это как раз история про эмпатичных и, возможно, где-то даже альтруистичных людей, которые работают, прежде всего, на благо общества. Их главная задача — решить конкретную социальную проблему. Да, они зарабатывают при этом деньги, но чаще всего речь не идет о внушительных суммах, и вся прибыль уходит на поддержание и развитие бизнеса. Согласно данным фонда «Наше будущее», вклад социальных предпринимателей в ВВП страны в 2015 году составил менее 0,36%. Таким образом, в словосочетании «социальное предпринимательство» ключевое слово — «социальное».

Читайте материал по теме: Почему современный бизнес вреден для душевного здоровья

Социальными предпринимателями, как правило, становятся люди, которые сами в какой-то момент столкнулись со сложной проблемой, и поняли, что способов для ее решения в нашей стране нет или их крайне мало. И, уже имея собственный опыт за плечами, эти люди начинают работать над созданием и развитием инструментов помощи. Чаще всего деятельность социальных предпринимателей направлена на наименее социально защищенные категории — пожилых людей, детей и инвалидов. Ярким примером социального предпринимательства является проект «Баба-деда», который помогает найти интересные занятия старшему поколению. Или компания Future Biotech, взявшая на себя миссию по распространению знаний в области биологии и биотехнологий.

Как показывает практика, социальные предприниматели берут на себя решение тех проблем, которыми не занимается государство, — например, организовывают сбор вещей первой необходимости для нуждающихся и, таким образом, делают общество более гуманным. Поэтому государство, конечно, должно помогать им, воспринимать как своих партнеров в решении социальных проблем.

Читайте материал по теме: Пирамида Маслоу знает о мотивации далеко не все

Итак, социальное предпринимательство — это вид деятельности, направленный на решение социальных проблем общества, который параллельно может приносить прибыль. Ключевая мысль: помощь — первична, прибыль — вторична, а не наоборот. Тогда как предпринимательство в социальной сфере — это классический бизнес, где основной целью является получение дохода, если параллельно с этим удается приносить пользу обществу — здорово. Поэтому, когда кто-то задумывается о том, чтобы открыть бизнес в модном сегодня социальном направлении, ему следует четко определиться на берегу: это будет социальный бизнес или бизнес в социальной сфере?