«Помогите!»: как правильно попросить коллег о помощи | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Помогите!»: как правильно попросить коллег
о помощи

Что нужно сделать, чтобы получить помощь и спастись от перегрузок на работе

«Помогите!»: как правильно попросить коллег о помощи
Фото: HBR

читайте также

Три мифа о креативности

Ану Арора,  Пронита Мехротра,  Сандип Кришнамурти

Как провести подвижную маркетинговую кампанию

Джейсон ДеМерс

Что такое экономика пузыря

Джастин Фокс

Женщины под угрозой

Вишал Гупта,  Дэниел Турбан,  Сандра Мортал

Поднимите руку, если ваш список дел разросся до недопустимых пределов, а в папке «Входящие» такое количество писем, что туда и заглядывать страшно.

Лес рук.

У вас слишком много дел. С этим невозможно справиться в одиночку. Кто-то должен помочь. Тогда почему никто не помогает?!

Озвучим горькую правду: скорее всего, вы сами в этом виноваты.

Море разъяренных читателей.

Возможно, вы сами не просите о поддержке, а если просите и не получаете, значит, просите ее не правильно. Огромное количество исследований показало, что желание быть полезным заложено в природе человека (и это одна из причин, почему «дающие» тяготеют к перегрузкам). Однако, несмотря на то, что окружающие готовы помогать гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд, большинству из нас претит сама идея просить о помощи.

Но если вы сейчас завалены работой, придется переступить через себя. Сделайте следующее.

Определите, что вам нужно

Во-первых, выделите время на то, чтобы понять, какая помощь вам нужна.

Заваленные работой люди редко настроены мыслить рационально и стратегически. Часто мы не просим помощи только потому, что даже не можем понять, о чем просить. И последнее, что мы готовы сделать в ситуации аврала, — это остановиться и подумать. Правильно, ведь куда лучше загнать себя до смерти в одиночку.

Говорят, чтобы заработать деньги, сначала нужно их потратить. То же и здесь: иногда приходится затратить немного времени, чтобы сэкономить больше. Осознанно выделите его на то, чтобы пересмотреть все свои задачи. Те из них, с которыми вам кто-то может помочь, должны отвечать двум условиям:

1) помощь с этой задачей принесет значительное облегчение и существенно повысит вашу эффективность;

2) вы знаете того, кто выполнит задачу без контроля с вашей стороны и излишних разъяснений.

Просите о помощи. Очень четко. Не стесняйтесь

Одна из недооцененных причин, почему люди так редко предлагают друг другу помощь, — неопределенность. Никто не хочет попасть впросак: всем известно, что люди терпеть не могут, когда им предлагают помощь, в которой они не нуждаются. Так что если человек не уверен, нужна ли вам помощь и как именно он может помочь, он и предлагать не станет.

Зачастую нам так неприятна сама ситуация, что вместо четко артикулированной просьбы мы начинаем ходить вокруг да около. Согласно многочисленным исследованиям в области социальной психологии, просьба о помощи вызывает у нас острый дискомфорт, доходящий порой до физического отвращения. Именно поэтому мы выражаем просьбу вопросом («Хотели бы вы…?») или надеемся на одолжение («Если у вас есть время…»). Эта неопределенность вызывает у людей пассивность.

Однако все в ваших руках:

четко сформулируйте просьбу;

максимально ясно и подробно опишите, что вы хотите получить и когда;

выберите того, кто точно сможет вам помочь и сделает именно то, что вы от него ждете.

Принимайте любую помощь, которую вам предлагают

Есть два момента, в отношении которых мы непреклонны, и это может обречь на провал нашу просьбу о помощи.

Во-первых, мы ждем, что помощь придет именно в той форме, в какой мы ее просим. Однажды я работала над книгой и попросила знакомого о помощи. Он ответил, что не сможет сам уделить мне время и предложил другой вариант: представить меня нескольким коллегам, которые, вероятно, смогут помочь. Один из них дал мне именно то, что было нужно. Хотя я и просила о другом, помощь в форме знакомства пришлась очень кстати.

Во-вторых, мы самостоятельно сужаем круг потенциальных помощников. Так, мы склонны списывать со счетов тех, кто однажды отказал. Однако исследования говорят об обратном: если человек вам однажды отказал, во второй раз он, скорее всего, согласится помочь. Это обусловлено желанием восстановить отношения… и не выглядеть нахалом, который отказал дважды. Так что не бойтесь обращаться за помощью к людям, которые когда-то вам отказали, — они будут рады вернуть долг.

Важно помнить, что вы не единственный, кто тонет в работе, — у остальных тоже может быть дел невпроворот. Однако это не повод не просить помощи. Просто будьте готовы принять ее в любой форме и не сбрасывайте людей со счетов.

Благодарите

Кажется, это и так само собой разумеется, но не воспринимайте все как должное. Люди помогают, потому что хотят чувствовать себя полезными. Согласно исследованиям, если человек способен представить потенциальный положительный эффект от своих действий, а еще лучше, если он узнает о конкретном результате, он с гораздо большей охотой будет помогать и в будущем. Каждый хочет удостовериться в том, что был полезен. Показать это — ваша задача.

Звучит просто, но это как раз тот случай, когда сказать проще, чем сделать. Если бы эти шаги давались легко, вы бы изначально не тонули в работе. Помните, что шансы получить эффективную помощь гораздо выше, чем вам кажется — только попросите.

Об авторе. Хайди Грант — социальный психолог, исследует вопросы мотивации. Директор института NeuroLeadership, заместитель директора Научного центра мотивации при Колумбийской школе бизнеса. Автор многочисленных книг по психологии и мотивации.