Почему ваша компания не должна быть «семьей» | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему ваша компания не должна
быть «семьей»

Что опасного в «семейной» корпоративной культуре

Автор: Джошуа Луна

Почему ваша компания не должна быть «семьей»
Иллюстрация: HBR /PeopleImages/kvkirillov/Getty Images

читайте также

Нехорошее наследство: как трудоустроиться сотруднику оскандалившейся компании

Борис Гройсберг

Бывший генеральный директор Rohm and Haas — о том, как в разгар кризиса ему удалось заключить очень выгодную сделку

Гупта Радж

Семь шагов к эффективному ценообразованию

Маршалл Фишер,  Сантьяго Галлино,  Цзюнь Ли

Работать на рост

Елена Евграфова

Необходимо осознавать, что понятие «семья» означает для разных людей совершенно разные вещи. Не все хотят общаться с коллегами на более глубоком уровне — и тем более как-то зависеть от организации. В профессиональном контексте сотрудник не захочет обсуждать подробности своей личной жизни. Но если ваше рабочее место — это «семья», такие разговоры могут считаться приемлемыми, поскольку цель компании — поощрять социализацию на благо всем. Согласно исследованиям, когда фирма использует метафору «семья» в бизнесе, она создает позитивную, мотивирующую и поднимающую моральный дух культуру, в соответствии с которой коллеги рассматриваются как братья или сестры. Это заставляет сотрудников эмоционально привязываться к организации. Хотя такая стратегия и может уменьшить конфликты внутри команды, но страх вызвать напряжение и разногласия в отношениях с руководством (в таком контексте соответственно «отцами» или «матерями») создает у людей ощущение, будто они должны делиться любой информацией, которая у них запрашивается.

Такой подход может быть еще более сложной задачей в виртуальной или гибридной среде, в компаниях, в которых сотрудники работают удаленно. Исследования показывают, что, если менеджеры не взаимодействуют с подчиненными лично, им бывает трудно поверить в то, что те действительно работают. В результате руководители пытаются проследить, в какое время сотрудники начали и завершили рабочий день, а также собирают информацию о том, что они делают в рабочее время (практикуя так называемый микроменеджмент). Если добавить к этому культуру, которая ставит выработку превыше результата, то нет ничего удивительного в том, что работодатели чувствуют себя вправе быть осведомленными о личных делах сотрудников.

Менеджеры также должны отказаться от акцента на «семейной» культуре и заменить лозунг «Мы все в одной лодке» на «Мы стремимся к общей цели». Исследования показывают, что определение цели может привести к усилению чувства лояльности и большей вовлеченности, особенно если задачи компании и сотрудников пересекаются. Дайте ответы на следующие вопросы.

1) Чего вы хотите достичь?