Кому выгодна экономика, где сотрудник и работодатель — на равных | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кому выгодна экономика, где сотрудник и работодатель —
на равных

В этих новых трудовых реалиях выигрывают самые амбициозные, трудолюбивые и предприимчивые.

Автор: Робин Чейз

Кому выгодна экономика, где сотрудник и работодатель — на равных

читайте также

Что не так с вашими ценностями

Доминик Хоулдер,  Дональд Сулл

Карьерная неудача как начало новой жизни

Рон Ашкеназ

Как определить лидера по мочке уха

Йейтс Ровена,  Мартин Робин,  Сениор Карл,  Уэст Майкл

Куда приставить карьерную лестницу?

Марина Мелия

В 2014 году Элизабет Энн Бервик восемь месяцев возила клиентов фирмы Uber. Затем она и двое ее коллег подали на компанию в суд. 16 июня сего года Калифорнийская трудовая комиссия постановила, что она как водитель подпадает под статус сотрудника (а не независимого подрядчика) и ей причитается более $4000 расходов и штрафов. Как и следовало ожидать, 9 июля Uber подала апелляцию, подкрепленную письменными заявлениями в поддержку компании от более, чем четырехсот ее водителей.

Подвергаются ли сотрудники Uber, сидящие за баранкой, наглой эксплуатации или их вознаграждение вполне справедливо? Стоит ли правительствам, потребителям и избирателям поддерживать рост количества работников «на вольных хлебах» или бороться с ним? Ответ на этот вопрос неоднозначен.

Итогом ста пятидесяти лет развития промышленного капитализма в США (и других странах) стала привязка социальных выплат и трудовых отношений исключительно к постоянной занятости у конкретного работодателя. «Найди себе работу на полный рабочий день со всеми полагающимися социальными благами», — поучают родители своих детей.

И в то же время в странах с бесплатными здравоохранением и детскими садиками, недорогим высшим образованием и серьезным уровнем соцзащиты быть фрилансером очень даже неплохо, а в нашу эпоху всевозможных интернет-платформ это стало проще, чем когда-либо до этого.

Джейми, проживающий во Франции, продает открытки собственного изготовления через веб-сайт Etsy, параллельно оказывая услуги семейного психотерапевта. «Я не могу себе представить работу на дядю. Когда я сам себе хозяин, у меня есть независимость и гибкость, столь необходимые для творческого процесса — будь он художественным или чисто интеллектуальным. Я не привязан к желаниям и ожиданиям других людей и могу выбирать, на чем мне хочется или необходимо сосредоточиться на данном жизненном этапе».

Читайте материал по теме: Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber

Сидни, который в момент нашего знакомства работал водителем Uber в Нью-Йорке, рассказал мне, что ему очень нравится возможность решать, сколько денег он хочет заработать за конкретную неделю. Если ему нужны $400 на аренду квартиры, он может «наездить» необходимое количество часов. Он считает, что для умных и трудолюбивых работа на себя — единственный разумный вариант. В то же время у меня возникли сомнения, что его финансовые расчеты включают в себя полный объем издержек на автомобиль, оплату больничного и отпуска, медицинскую страховку, а также неизбежные в будущем пенсионные расходы.

В этих новых трудовых реалиях выигрывают самые амбициозные, трудолюбивые и предприимчивые. Новая система приближает нас к подлинной меритократии — каждому воздается по заслугам. Никто больше не смотрит на наши резюме, мы можем попробовать себя в самых разных областях и быстрее понять, чем именно мы хотим заниматься. В известной каррикатуре из журнала New Yorker собака сидит за компьютером и говорит другому псу, заглядывающему в экран: «В интернете никто не знает, что ты на самом деле собака». Мы продвинулись еще дальше: с распространением социальных сетей (и ощущением, что за нами установлена слежка уровня Агентства национальной безопасности) мы пришли к ситуации, когда «все знают, что ты собака, но никому нет до этого дела». По-настоящему имеют значение только качество предлагаемой вами продукции и ваша деловая репутация.

Согласно данным аналитической компании Economic Modeling Specialists International, с 2001 по 2014 год количество работников-фрилансеров в США выросло с 20 до 32 миллионов. Работа «на вольных хлебах» сейчас составляет 18% от всех рабочих мест в стране. И эта тенденция имеет взрывной характер. И причина не только в том, что люди не могут найти постоянное место или традиционный заработок не покрывает их жизненных потребностей (хотя частично в этом тоже), но и в том, что компаниям становится все более выгодно использовать труд фрилансеров.

Читайте материал по теме: Проблема гильдий, начиная с жестянщиков и кончая таксистами

Ранее фирмы повышали свою конкурентоспособность, привлекая больше людей, активов и ресурсов извне вовнутрь, тем самым снижая транзакционные издержки. Интернет лишил их данного преимущества. Теперь самые умные компании используют возможности интернета по обеспечению сотрудничества и задействуют активы, ресурсы и таланты вне подконтрольной им области. Я называю это новое сотрудничество «Peers Inc.» (Корпорация «На равных»), и его преобразующую и подрывную мощь можно наблюдать в каждом секторе экономики.

Еще в 2000 году Zipcar (одним из основателей которой я являюсь) построила платформу, позволившую ее членам выполнять работу, которую ранее делали сотрудники агентств по найму автомобилей. Платформы, созданные корпорациями Uber и Lyft (которые изобрели данную идею), совершенно по-новому определили, что такое такси или его водитель, а Airbnb сделало то же самое с отелями, хостелами и квартирами с посуточной оплатой. Влияние этих реалий простирается намного дальше, чем просто «экономика общего пользования» (то есть координация усилий равноправных агентов по совместному использованию активов). Речь идет о том, что я называю «экономикой сотрудничества», которая характеризуется множественными платформами, привлекающими группу равных соработников, которые вкладывают свои свободные возможности для достижения лучшего результата.

«Массовые открытые онлайн-курсы» (MOOC) бросают вызов традиционным образовательным институтам. 3D-печать приведет к реструктуризации промышленного производства. Индустрия музыки и печатных СМИ (как, впрочем, и все остальные производители контента) вынуждены меняться под воздействием новых платформ, которые дают малым игрокам все больше возможностей с точки зрения маркетинга и дистрибуции, которые раньше были доступны только гигантам.

Компании подобного рода, которым удается задействовать все разнообразие и кипучую энергию рынка труда, способны быстрее расти, учиться, порождать новое и адаптироваться. Насколько этот новый подход импонирует бизнесу полностью зависит от того, какой экономике последний принадлежит — старой или новой.

Государственным органам необходимо осознать появление этого нового «третьего» профессионального пути — не являющегося ни постоянной занятостью на полный день, ни временным трудоустройством — и подготовиться к нему. В эру господства интернета все, что может стать платформой, станет ею. В наш век подрыва и стремительных перемен местные и федеральные власти должны защитить работников, начав привязывать социальные блага к ним самим, а не к их рабочим местам.

Читайте материал по теме: Почему гендиректор Uber похож на Вандербильта

В мире, где люди должны выживать в атмосфере постоянного подрыва, вызванного техническими инновациями, изменением климата, урбанизацией и глобализацией, корпорация «На равных» становится самой подходящей структурой. Она позволяет нам экспериментировать, постоянно перерождаться, адаптироваться и развиваться в нужном нам темпе. Я очень рад появлению этого нового гибкого инструмента. Но, осознавая все экономические выгоды, приносимые свободными профессионалами, мы должны активно делиться с этими самостоятельными работниками доходами от возросшей производительности и инноваций.

Эта статья входит в серию размышлений спикеров и участников Седьмого международного форума имени Питера Друкера, который пройдет 5—6 ноября 2015 года в Вене. Тема форума: «Утверждая человеческий образ: управление в цифровую эпоху».

Читайте по теме: