Закладки


Поделиться

URL

Бизнес и общество / Феномены

«Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»

02 декабря 2016

«Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»

Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.


Какие проблемы волнуют современных родителей?

Проблемы разные, но суть одна — потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания и сложности с контролем. Так было во все времена, но сейчас, может быть, это ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. Дети уже полностью в компьютерном мире, а родители еще иногда грешат книгами.

Что же делать? Заставлять детей читать?

Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность — дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже ­принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, — читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги.

Что вы понимаете под коммуникативной культурой?

Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени, у них разная картина мира и ценности. Сознание зависит от устройства социума, все-таки мы социальные животные. А социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Появление нового способа коммуникаций всегда ведет к серьезным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций — устную, письменную и аудиовизуальную. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное  — понимать язык друг друга. И в этом обществе не было детства как социальной категории. Лет с пяти, как только ребенок встал на ноги, научился разговаривать, он становится полноценным членом общества. Его кормят и одевают как взрослого. Он еще будет расти, станет сильнее, но никаких скидок ему уже не делают.

Когда же появилось детство в современном понимании?

Концепция взрослости и детства появилась благодаря изобретению книгопечатного станка. Грамоте человек должен сначала научиться, и этот информационный разрыв разделил людей на тех, кто мог получать информацию из книг, и тех, кто не умел этого делать. Ребенка уже не воспринимали как маленького взрослого, его стали воспитывать специальным образом. Чтобы стать взрослым, ребенок должен был приложить усилия, а ответственность за выращивание и воспитание детей лежала на родителях. В обществе сложились определенные представления, что такое хороший ребенок, хороший родитель, чему надо учить ребенка, за что его можно бить, за что награждать. Почитайте, например, роман Фрэнсис Бёрнет «Маленький лорд Фаунтлерой», там про это много написано. Так продолжалось более 300 лет.

А что происходит с детством сейчас, в информационную эпоху?

Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Зрительному восприятию не нужно учиться, соответственно, детство вновь исчезает, как и взрослость. Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить. Объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту.

Видимо, поэтому родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать информацию большими кусками.

Это не совсем так. Просто школа не дает информацию в том виде, в каком ее может усвоить ребенок.

То есть это проблема не конкретного ребенка, а школы?

Конечно. Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего.

Тем не менее многие родители требуют успеваемости, а дети в результате теряют всякий интерес к учебе.

Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать — он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.

Значит, надо отнимать у детей гаджеты?

Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и вы ничего не сможете с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребенок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации. Каждый день из семьи он выходит в какой-то другой мир, инобытие, поэтому родителям придется ему помогать. Школа, кстати, прекрасно понимает, что не справляется, поэтому дает задания не столько для ребенка, сколько для его родителей.

Домашние задания — отдельная тема. Даже взрослые не всегда способны в них разобраться. Это нормально?

Дело не в заданиях, а в том, что школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться.

Правильно — это как?

Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.

Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?

Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя — в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10—20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.

Что еще отличает современных детей и подростков от их родителей в том же возрасте?

У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично.

Дети сейчас почти не гуляют, дворы пустые. Откуда взяться личному общению?

Взрослым мир кажется очень опасным, но это не значит, что он реально опасен. Вне школы современные дети общаются лично разве что летом, когда их берут в поездки или отправляют в лагеря. Или если они занимаются командными видами спорта. Но им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться. То, что вы не понимаете своего ребенка, — нормально. Он будет лучше понимать своих детей.

Интернет тоже бывает опасен.

Раньше родители переживали, что ребенок до ночи пропадает на улице, связался с плохой компанией. Сейчас психологическим аналогом стал интернет. Конечно, должен быть родительский контроль, какие-то ограничения. Можно поставить фильтры, договориться с провайдером, чтобы в ночное время не было интернета.

Проблемы возникают и в онлайн-общении. Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?

Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.

В соцсетях дети нередко используют мат. Что с этим делать?

Родители и учителя от этого в ужасе, я и по своим внукам знаю. Но запретами ничего не добьешься. В юном возрасте многие употребляли обсценную лексику, но между собой. А теперь дети общаются в соцсетях, и родители могут все это прочитать. Подростки пытаются поднять свою популярность,  и обязательно находится кто-то, кто начинает использовать мат. Как к этому относиться? Спокойно. Вообще, общение в интернете довольно жесткое, потому что оно во многом анонимное.

Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?

Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, ­входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.

Вряд ли родители смирятся с тотальным увлечением ребенка компьютером.

Могу им только посочувствовать — у них будет трудный родительский путь. Знаете, есть выражение «родители — это люди, которые дают мне карманные деньги». Так вот, родитель — это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребенок этого не найдет. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнем учить, упрекать, орать и наказывать.

Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?

Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется — мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг с друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.

А что вы думаете о наказаниях —стоит ли их применять?

К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких.

Дети из обеспеченных семей сегодня имеют все, что пожелают. Как в этих условиях мотивировать ребенка на достижения?

Это сложный вопрос. У меня есть клиенты, которые выросли в бедных семьях и стали богатыми, они хотят, чтобы их дети тоже имели мотивацию и страсть к успеху. А детям, естественно, ничего этого не нужно. Чтобы был интерес, надо создавать так называемый развивающий дискомфорт.

Что это такое?

Нельзя исполнять желания ребенка по первому требованию — потребности должны сформироваться. Не стоит лишать ребенка гаджетов, потому что он существует в цифровом мире, но заваливать его всем остальным необязательно. Начиная с определенного возраста, ребенок может сам зарабатывать. И надо давать ему такую возможность, иногда даже требовать. В обществе, где деньги давно заработаны, так и поступают. Не важно, богатые у тебя родители или бедные, на каникулах все идут подрабатывать.

Неужели обеспеченные российские родители готовы на это?

Да. Мы детально обсуждаем программу, где и как заработать ребенку. Хочет получить последнюю версию телефона — пусть потрудится. Некоторые дети работают в компаниях своих родителей, у родственников и знакомых, иногда выполняют домашнюю работу. Даже маленький ребенок может помочь бабушке, загрузить и разгрузить посудомойку, сделать бутерброды маме с папой. Ребенок должен усвоить идею обмена — я от вас получаю, если, в свою очередь, тоже даю вам что-то.

А как научить ребенка ставить цели и достигать их, если его ничего особо не интересует?

Цели возникают, если есть потребность в чем-то. Нужен дефицит. Дети сейчас поздно взрослеют, потому что у нас теперь нет детства и нет взрослости. Если бы не армия, которая многих дико пугает, то стоило бы оставить своего ребенка в покое. Если он не знает, чем заняться по окончании школы, — пусть поработает, потом поймет. И надо еще в школе пробовать разные возможности. Не сложилось с футболом — бросай, иди на робототехнику. Не понравилось — ищем дальше. Смотрите, куда ходят друзья вашего ребенка. Мальчики обычно редко чего-то хотят, а с девочками проще — по крайней мере, им хочется быть вместе с по­дружками. И еще многое зависит от педагога или тренера.

Представителей поколения Z намного больше, чем их предшественников, «игреков». Видимо, их ждет более жесткая конкуренция за место под солнцем, придется толкаться локтями?

Это так. Другое дело, что новые коммуникативные технологии смягчают ситуацию. Такого количества людей с высшим образованием, зарабатывающих головой, обществу не нужно. Но в интернете они все равны, у всех есть возможности делать здесь бизнес и зарабатывать.

Сегодня родители сражаются за лучшие школы и вузы. Разве кто-то из них смирится с тем, что ребенок останется без высшего образования?

Это не дело родителей, они — уходящие поколения. Или, как говорит один мой коллега, «это все навоз». Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное — найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
  • Patrick Scorzeni
    02.12.2016

    Зачем-то свалено все в кучу в статье.
    Дети как читали - так и читают. Приходится заставлять их отрываться от книг. Я записан в разных библиотеках Москвы. Почти всегда там занято большинство мест. И занято молодыми людьми.

    Говоря об отрыве родителей от детей, не надо опираться на свой возраст. А он у автора скорее всего предполагает наличие минимум два поколения после себя. О каком еще отрыве Вы тут говорите, если поколение 40-летних придумало почти все, что в этом интернете?

    Да и вообще — как можно давать общесоветы в воспитании!?

    Зачем-то свалено все в кучу в статье. Дети как читали - так и читают. Приходится заставлять их отрываться от книг. Я записан в разных библиотеках Москвы. Почти всегда там занято большинство мест. И занято молодыми людьми. Говоря об отрыве родителей от детей, не надо опираться на свой возраст. А он у автора скорее всего предполагает наличие минимум два поколения после себя. О каком еще отрыве Вы тут говорите, если поколение 40-летних придумало почти все, что в этом интернете? Да и вообще — как можно давать общесоветы в воспитании!?
  • Анжела Лойко
    25.12.2016

    Абсолютно согласна. 40 летние адаптируются, социализируются, читают с помощью гаджетов, открывают новые возможности, да не только 40 летние, старшее поколение тоже "грешит"(c) Интернетом. Способность воспринимать новое всегда зависело и зависит от человека, а не от его возраста. Возрастом как раз совсем другие возможности ограничиваются. Меня с самого детства поражает, как некоторые люди любого поколения могут удивляться, что кому-то интересно читать и перечитывать книги. Есть люди, которые очень любят читать, а есть люди, которые не любят читать. Есть люди, которые любят смотреть телевизор, а есть те, которые его в доме не имеют. Каждое предложение в этой статье удивляет своей бессмысленностью. Но честное слово, умеющий читать это и сам увидит. "16 летние вызывают у своих родителей удивление и тревогу". Да ладно! Про сенсорную модальность, про затылочную кору и непосредственное в нее вхождение сигнала, про теорию о том, что при этом можно обойтись без воображения, про то, что в Интернете не найти поддержки и любви. В моем воображении после этих напечатанных слов возникает образ некомпетентного человека или в крайнем случае непродуманных ответов на вопросы. Видимо, зря статья написана буквами, нужно было снять на видео некое прямое внушение и озвучить его с помощью аудио- тогда на мою затылочную кору головного мозга записалась бы другая информация :D

    Абсолютно согласна. 40 летние адаптируются, социализируются, читают с помощью гаджетов, открывают новые возможности, да не только 40 летние, старшее поколение тоже "грешит"(c) Интернетом. Способность воспринимать новое всегда зависело и зависит от человека, а не от его возраста. Возрастом как раз совсем другие возможности ограничиваются. Меня с самого детства поражает, как некоторые люди любого поколения могут удивляться, что кому-то интересно читать и перечитывать книги. Есть люди, которые очень любят читать, а есть люди, которые не любят читать. Есть люди, которые любят смотреть телевизор, а есть те, которые его в доме не имеют. Каждое предложение в этой статье удивляет своей бессмысленностью. Но честное слово, умеющий читать это и сам увидит. "16 летние вызывают у своих родителей удивление и тревогу". Да ладно! Про сенсорную модальность, про затылочную кору и непосредственное в нее вхождение сигнала, про теорию о том, что при этом можно обойтись без воображения, про то, что в Интернете не найти поддержки и любви. В моем воображении после этих напечатанных слов возникает образ некомпетентного человека или в крайнем случае непродуманных ответов на вопросы. Видимо, зря статья написана буквами, нужно было снять на видео некое прямое внушение и озвучить его с помощью аудио- тогда на мою затылочную кору головного мозга записалась бы другая информация :D
  • Игорь Серебряный
    02.12.2016

    Что за обобщения? Мои дети оба - цифровые дальше некуда, но читают - не оторвать. Это зависит от примера родителей, а не от технологий.

    Что за обобщения? Мои дети оба - цифровые дальше некуда, но читают - не оторвать. Это зависит от примера родителей, а не от технологий.
  • Vladislav Fedorov
    03.12.2016

    Понравилась статья. Насчет "свалено в кучу"... - все взаимосвязано: воспитание, обучение, общение и технологии (плотность и качество информационного потока). Хотя равные возможности бизнеса в интернет я бы не преувеличивал.
    Автору спасибо. Отличная работа, дает повод подумать.

    Понравилась статья. Насчет "свалено в кучу"... - все взаимосвязано: воспитание, обучение, общение и технологии (плотность и качество информационного потока). Хотя равные возможности бизнеса в интернет я бы не преувеличивал. Автору спасибо. Отличная работа, дает повод подумать.
  • Никита Пицик
    03.12.2016

    Очень глубокая на мой взгляд и авторитетная статья! Я бы продолжил ее обсуждать еще глубже. О системе ценностей поколения Z и тех поколений которые следуют за ними. Нам больше всего непонятна их контактная самодостаточность. И мы подозреваем их в более осознанном восприятии мира, чем наше. И это игра между нами - голыми на свету, и ими невидимыми и непонятными, как-будто находящимися в темноте. Но темнота это наша , а не их. Неведение наше делает их пространство темным и непонятным. На каких точках взаимодействовать? На что Их вести? Ни на что. Они вас ведут. Расслабьтесь и получайте удовольствие. А ценности свои мы можем оставить себе. Они все равно их не ценят.

    Очень глубокая на мой взгляд и авторитетная статья! Я бы продолжил ее обсуждать еще глубже. О системе ценностей поколения Z и тех поколений которые следуют за ними. Нам больше всего непонятна их контактная самодостаточность. И мы подозреваем их в более осознанном восприятии мира, чем наше. И это игра между нами - голыми на свету, и ими невидимыми и непонятными, как-будто находящимися в темноте. Но темнота это наша , а не их. Неведение наше делает их пространство темным и непонятным. На каких точках взаимодействовать? На что Их вести? Ни на что. Они вас ведут. Расслабьтесь и получайте удовольствие. А ценности свои мы можем оставить себе. Они все равно их не ценят.
  • Анна П
    03.12.2016

    Все, что создано умом, Все, к чему душа стремится, Как янтарь на дне морском, В книгах бережно хранится...

    Все, что создано умом, Все, к чему душа стремится, Как янтарь на дне морском, В книгах бережно хранится...
  • Наталия Пятибратова
    04.12.2016

    В статье неприкрытый цинизм и совершенное равнодушие к людям.Не дай Боже попасть кому-то к такому психотерпевту. Кроме безнравственных заявлений типа "старшее поколение-это навоз" и проч, автор грешит логическими противоречиями. То "нормально, что подросток сидит за компом в свободное время", то "хорошая семья, это когда все вместе". Так как же нормально-то? Вместе - с кем? С компом или с семьей? Не берите в голову даже всю эту чушь, растите детей нравственно и духовно здоровыми, боритесь, если так вышло, и вы сделали глупость, одарив их гаджетами.

    В статье неприкрытый цинизм и совершенное равнодушие к людям.Не дай Боже попасть кому-то к такому психотерпевту. Кроме безнравственных заявлений типа "старшее поколение-это навоз" и проч, автор грешит логическими противоречиями. То "нормально, что подросток сидит за компом в свободное время", то "хорошая семья, это когда все вместе". Так как же нормально-то? Вместе - с кем? С компом или с семьей? Не берите в голову даже всю эту чушь, растите детей нравственно и духовно здоровыми, боритесь, если так вышло, и вы сделали глупость, одарив их гаджетами.
  • Римма Федотова
    04.12.2016

    Очень противоречивая, поверхностная и непоследовательная статья.
    Люди, анализируйте информацию как бы "компетентно" она не подавалась.
    "Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся". Для того, чтобы знания, касающиеся окружающего мира устарели, нужно измениться не только типу культуры, но и законам физики, химии и тп.

    Очень противоречивая, поверхностная и непоследовательная статья. Люди, анализируйте информацию как бы "компетентно" она не подавалась. "Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся". Для того, чтобы знания, касающиеся окружающего мира устарели, нужно измениться не только типу культуры, но и законам физики, химии и тп.
  • Елена Мостовая
    04.12.2016

    Здравствуйте, Римма.
    Мне почему-то захотелось защитить рассуждения психолога в данном случае. :)
    Не думаю, что имелось в виду, что обществу не нужны знания, в том числе и накопленные предыдущими поколениями. Полагаю, речь шла о том, что современные дети могут получать знания не таким способом как мы - не через книги как единственный источник информации - сейчас основным ресурсом становится интернет. И если раньше ценились люди-'энциклопедисты', умеющие запоминать большие объемы информации, то сейчас этот навык менее значим - куда важнее, если ребенок будет уметь в колоссальном потоке онлайн-информации быстро находить то, что ему необходимо, вычленять главное и т.д. ...
    С уважением,
    Елена

    Здравствуйте, Римма. Мне почему-то захотелось защитить рассуждения психолога в данном случае. :) Не думаю, что имелось в виду, что обществу не нужны знания, в том числе и накопленные предыдущими поколениями. Полагаю, речь шла о том, что современные дети могут получать знания не таким способом как мы - не через книги как единственный источник информации - сейчас основным ресурсом становится интернет. И если раньше ценились люди-'энциклопедисты', умеющие запоминать большие объемы информации, то сейчас этот навык менее значим - куда важнее, если ребенок будет уметь в колоссальном потоке онлайн-информации быстро находить то, что ему необходимо, вычленять главное и т.д. ... С уважением, Елена
  • Римма Федотова
    05.12.2016

    Вы рассматриваете интернет как источник неких универсальных знаний. Такого нет и думаю не будет.
    Вы рассматриваете ребенка со вшитым интеллектуальным кодом, который необходим, чтобы вычленять главное. В то время как способность к анализу не является врожденной, а приобретается и приобретается в том числе и в школе с помощью преподавателей, книг и учебников.
    Каждый раз при смене поколений говорится о том, что все изменилось, но ничего фактически не меняется и роль другого человека в формировании другого в том числе и через книги остается.

    Вы рассматриваете интернет как источник неких универсальных знаний. Такого нет и думаю не будет. Вы рассматриваете ребенка со вшитым интеллектуальным кодом, который необходим, чтобы вычленять главное. В то время как способность к анализу не является врожденной, а приобретается и приобретается в том числе и в школе с помощью преподавателей, книг и учебников. Каждый раз при смене поколений говорится о том, что все изменилось, но ничего фактически не меняется и роль другого человека в формировании другого в том числе и через книги остается.
  • Анжела Лойко
    25.12.2016

    Интернет- это всего лишь навороченная книга с функциями поиска

    Интернет- это всего лишь навороченная книга с функциями поиска
  • Елена Мостовая
    04.12.2016

    Очень интересное интервью, с моей точки зрения, с глубоким пониманием процессов и каким-то удивительно мудрым восприятием жизни. Словно кто-то другой просто сформулировал мои мысли и ощущения. Не увидела никаких противоречий в размышлениях: я сама из много читающей семьи, чтение - это и мое хобби, и составная часть моей педагогической деятельности, а вот одиннадцатилетняя дочка практически не читает художественную литературу, предпочитает аудио книги, а с недавних пор интернет-информацию. Мы с мужем и бабушками-дедушками стараемся создавать и поддерживать семейные традиции и часто общаться с ребенком, чтобы не потерять с ней контакт в подростковом возрасте, но при этом понимаем, что как современный человечек она некоторые вещи делает иначе, и с этим нет смысла бороться. Мир ведь меняется постоянно, куда грамотнее подстраиваться под некоторые неизбежные перемены. :)

    Очень интересное интервью, с моей точки зрения, с глубоким пониманием процессов и каким-то удивительно мудрым восприятием жизни. Словно кто-то другой просто сформулировал мои мысли и ощущения. Не увидела никаких противоречий в размышлениях: я сама из много читающей семьи, чтение - это и мое хобби, и составная часть моей педагогической деятельности, а вот одиннадцатилетняя дочка практически не читает художественную литературу, предпочитает аудио книги, а с недавних пор интернет-информацию. Мы с мужем и бабушками-дедушками стараемся создавать и поддерживать семейные традиции и часто общаться с ребенком, чтобы не потерять с ней контакт в подростковом возрасте, но при этом понимаем, что как современный человечек она некоторые вещи делает иначе, и с этим нет смысла бороться. Мир ведь меняется постоянно, куда грамотнее подстраиваться под некоторые неизбежные перемены. :)
  • Альберт Версекис
    08.12.2016

    Хочу Вас поддержать. Напрасно многие пытаются свести суть дискуссии к простому осуждению "нечитающих" детей и указать на то что это лишь вина родителей или окружения. Всё совсем не так. Эти дети могут читать и возможно даже любят это делать, но они осознают "ненужность" и "неэффективность" этого делать. Дети НОВОГО поколения умеют ценить время и они прекрасно понимают, что впустую тратить время и энергию на "конвертацию" текста в картинку крайне не эффективно в НОВОЙ среде. И это ещё большой вопрос кого стоит осуждать? Сейчас не просто меняется мир. Эти дети будут жить в совсем другой среде. И мудрая природа их подготавливает к НОВЫМ условиям. Ситуацию можно сравнить с выходом живых существ из водной среды на сушу. Для тех кто больше не связывает своё будущее с водой уже не нужны жабры для поглощения кислорода, для них гораздо важнее развивать лёгкие. А такой орган как жабры постепенно атрофируется, как невостребованный. Дети, не читающие книг не хуже и не лучше - они просто другие. И именно ОНИ будут строить новый мир, определять горизонты будущего. И разумеется - новый мир они будут строить удобным для таких же как они.

    Хочу Вас поддержать. Напрасно многие пытаются свести суть дискуссии к простому осуждению "нечитающих" детей и указать на то что это лишь вина родителей или окружения. Всё совсем не так. Эти дети могут читать и возможно даже любят это делать, но они осознают "ненужность" и "неэффективность" этого делать. Дети НОВОГО поколения умеют ценить время и они прекрасно понимают, что впустую тратить время и энергию на "конвертацию" текста в картинку крайне не эффективно в НОВОЙ среде. И это ещё большой вопрос кого стоит осуждать? Сейчас не просто меняется мир. Эти дети будут жить в совсем другой среде. И мудрая природа их подготавливает к НОВЫМ условиям. Ситуацию можно сравнить с выходом живых существ из водной среды на сушу. Для тех кто больше не связывает своё будущее с водой уже не нужны жабры для поглощения кислорода, для них гораздо важнее развивать лёгкие. А такой орган как жабры постепенно атрофируется, как невостребованный. Дети, не читающие книг не хуже и не лучше - они просто другие. И именно ОНИ будут строить новый мир, определять горизонты будущего. И разумеется - новый мир они будут строить удобным для таких же как они.
  • Анжела Лойко
    25.12.2016

    Что??? Мир всегда менялся и будет продолжать это делать. А человек всегда пользуется "псевдологикой", чтобы хоть как-то упростить свое пребывание на этой земле и сделать самому себе понятными вещи априори настолько глубокие, что их НЕ упростить!. Про какую конвертацию текста в картинку Вы говорите??? Он конвертируется НЕ в картинку, не упрощайте! Аудиокниги, видео- что это все по сравнению с возможностями мозга человека- всего лишь одна конкретная реализация бесконечного смысла. Поэтому нынешнее поколение читает не меньше предыдущего, и даже больше. Гаджеты всего лишь дают возможность- прочитать любую книгу, не на бумажном носителе, но глазами.

    Что??? Мир всегда менялся и будет продолжать это делать. А человек всегда пользуется "псевдологикой", чтобы хоть как-то упростить свое пребывание на этой земле и сделать самому себе понятными вещи априори настолько глубокие, что их НЕ упростить!. Про какую конвертацию текста в картинку Вы говорите??? Он конвертируется НЕ в картинку, не упрощайте! Аудиокниги, видео- что это все по сравнению с возможностями мозга человека- всего лишь одна конкретная реализация бесконечного смысла. Поэтому нынешнее поколение читает не меньше предыдущего, и даже больше. Гаджеты всего лишь дают возможность- прочитать любую книгу, не на бумажном носителе, но глазами.
  • Валерий Тимофеев
    05.12.2016

    Извините, конечно, но все это бред сумасшедшего. Дети с удовольствием читают, мечтают и воображают. С родителей - пример подавать, с малых лет прививать любовь к чтению и все будет в порядке. А если дети не читают, а смотрят, то большой привет всем воспитателям, не умеющим найти время на ребенка своего.

    Извините, конечно, но все это бред сумасшедшего. Дети с удовольствием читают, мечтают и воображают. С родителей - пример подавать, с малых лет прививать любовь к чтению и все будет в порядке. А если дети не читают, а смотрят, то большой привет всем воспитателям, не умеющим найти время на ребенка своего.
  • Валерий Тимофеев
    05.12.2016

    "Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся"
    Ничего себе!!! По сей день все взаимоотношения, происходящие в наших жизнях, подробно описаны у Чехова, Некрасова, Лескова, Достоевского (далее еще огромный список). А поколений сменилось, слава Богу, немало.

    "Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся" Ничего себе!!! По сей день все взаимоотношения, происходящие в наших жизнях, подробно описаны у Чехова, Некрасова, Лескова, Достоевского (далее еще огромный список). А поколений сменилось, слава Богу, немало.
  • Римма Федотова
    05.12.2016

    Интернет - не источник неких универсальных знаний. Такого нет и думаю не будет.

    Интернет - не источник неких универсальных знаний. Такого нет и думаю не будет.
  • Алекс Шувалов
    05.12.2016

    Самые выдающиеся психологи и психоаналитики мира сего никогда громогласно не заявляли о себе как о психологах и психоаналитиках, не кричали в каждой строчке, написанной их дерзновенной рукой о своем даре специалистов человеческой души и тела. Посредственные психологи поступают иным образом. Они несут знамя ложной науки с гордо поднятой головой, самоуверенно отчеканивают каждый шаг и рубят, рубят, рубят. Следы их похождений мы можем наблюдать в нашем обществе уже сегодня. Каждый, кто прочитал учебник психологии или сборник афоризмов Фрейда, позволяет давать советы космического масштаба. При этом, они совершенно не задумаются о последствиях своих рекомендаций и тем самым ломают множество жизней. Возможно, это делается специально, чтобы после этого страшного побоища, сотни и тысячи калек пришли в их заботливый стационар. Но мне думается, большенство из них не строит столь долгосрочных планов. Ибо не дано. Психология, особенно в женских руках - довольно забавная штука. Советы по образованию и воспитанию дают женщины, не способные даже кошку обучить более-менее сносным манерам. Про человеческих детенышей, вышедших с их конвейера, и говорить не приходится. Но это полбеды. Горе-родители ( в основном опять же матери), заместо того, чтобы заниматься воспитанием своих детей по классической методике (которая, кстати, работает) с использованием современных информационных технологий и тех же пресловутых гаджетов разношерстного калибра, плюют на столь "устаревшую методу", делают всяческие послабления своим отрокам и позволяют последним превращаться в виртуальных рабов и паразитов на теле человечества.

    Самые выдающиеся психологи и психоаналитики мира сего никогда громогласно не заявляли о себе как о психологах и психоаналитиках, не кричали в каждой строчке, написанной их дерзновенной рукой о своем даре специалистов человеческой души и тела. Посредственные психологи поступают иным образом. Они несут знамя ложной науки с гордо поднятой головой, самоуверенно отчеканивают каждый шаг и рубят, рубят, рубят. Следы их похождений мы можем наблюдать в нашем обществе уже сегодня. Каждый, кто прочитал учебник психологии или сборник афоризмов Фрейда, позволяет давать советы космического масштаба. При этом, они совершенно не задумаются о последствиях своих рекомендаций и тем самым ломают множество жизней. Возможно, это делается специально, чтобы после этого страшного побоища, сотни и тысячи калек пришли в их заботливый стационар. Но мне думается, большенство из них не строит столь долгосрочных планов. Ибо не дано. Психология, особенно в женских руках - довольно забавная штука. Советы по образованию и воспитанию дают женщины, не способные даже кошку обучить более-менее сносным манерам. Про человеческих детенышей, вышедших с их конвейера, и говорить не приходится. Но это полбеды. Горе-родители ( в основном опять же матери), заместо того, чтобы заниматься воспитанием своих детей по классической методике (которая, кстати, работает) с использованием современных информационных технологий и тех же пресловутых гаджетов разношерстного калибра, плюют на столь "устаревшую методу", делают всяческие послабления своим отрокам и позволяют последним превращаться в виртуальных рабов и паразитов на теле человечества.
  • Елена Иванова
    05.12.2016

    Готова подписаться под комментарием Алекса Шувалова и других комментаторов, которые разглядели под красивыми фантиками регалий и званий истинную суть. Наука и её разделы с приставкой "психо" до сих пор мало изучены, ведь нельзя же измерить..... Поэтому частное мнение выдавать так категорично за истину в последней инстанции- это не профессионально. Обвинять целое общество, школы с армией педагогов в некомпетентности, "импотенции", неспособности адаптироваться и пр.- это по меньшей мере некомпетентно, т.к.любой родитель в курсе, что с 1 класса и проекты "в ходу" с использованием интернета и и прочие нововведения. Вряд ли автор не в курсе, просто делает громкие заявления под своими громкими регалиями, чтобы не мешали растить в нашем обществе киборгов)))) Всякий раз, когда стараются выбить из-под аудитории или собеседника "стул-опору", говоря, что весь прошлый опыт и знания уже не нужен или еще круче у автора сказано: "навоз", то видимо рассчет сделан на инфантильный возраст революционеров, чтобы разрушить, разорвать связь поколений, увезти от традиций и создать новую модель. Это чистой воды Бизнес, и чем больше регалий, тем на более богатых клиентов это рассчитано. Знавала я таких консультантов, которые "открывают" клиентам глаза или истину, а те потом следуя их новым рекомендациям, спотыкаются на каждом этапе и снова бегут к "Мастеру" за советом)))

    Готова подписаться под комментарием Алекса Шувалова и других комментаторов, которые разглядели под красивыми фантиками регалий и званий истинную суть. Наука и её разделы с приставкой "психо" до сих пор мало изучены, ведь нельзя же измерить..... Поэтому частное мнение выдавать так категорично за истину в последней инстанции- это не профессионально. Обвинять целое общество, школы с армией педагогов в некомпетентности, "импотенции", неспособности адаптироваться и пр.- это по меньшей мере некомпетентно, т.к.любой родитель в курсе, что с 1 класса и проекты "в ходу" с использованием интернета и и прочие нововведения. Вряд ли автор не в курсе, просто делает громкие заявления под своими громкими регалиями, чтобы не мешали растить в нашем обществе киборгов)))) Всякий раз, когда стараются выбить из-под аудитории или собеседника "стул-опору", говоря, что весь прошлый опыт и знания уже не нужен или еще круче у автора сказано: "навоз", то видимо рассчет сделан на инфантильный возраст революционеров, чтобы разрушить, разорвать связь поколений, увезти от традиций и создать новую модель. Это чистой воды Бизнес, и чем больше регалий, тем на более богатых клиентов это рассчитано. Знавала я таких консультантов, которые "открывают" клиентам глаза или истину, а те потом следуя их новым рекомендациям, спотыкаются на каждом этапе и снова бегут к "Мастеру" за советом)))
  • Анжела Лойко
    25.12.2016

    Я сначала подумала, что это статья просто демагогия, построенная на обрывках знаний. Но может быть действительно это такой бизнес, и тогда, конечно, все становится на свои места.

    Я сначала подумала, что это статья просто демагогия, построенная на обрывках знаний. Но может быть действительно это такой бизнес, и тогда, конечно, все становится на свои места.
  • Анна Иванова
    06.12.2016

    Замечательная статья для любящих, думающих родителей.

    Читая негативные возмущённые отзывы, понимаешь, что автор попала в точку "сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10-20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно"
    А пока и правда остаётся только посочувствовать трудному родительскому пути тех, кто никак "не откажется от собственных амбиций", не поймёт, что "наши знания нашим детям не нужны" и что "ориентироваться надо исключительно на них (детей), а не на себя".
    И Очень радует осознание того, что это "уходящее поколение", "это все навоз".
    Автору -браво! За точную картину реальности, здоровый цинизм и хорошее чувство юмора

    Замечательная статья для любящих, думающих родителей. Читая негативные возмущённые отзывы, понимаешь, что автор попала в точку "сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10-20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно" А пока и правда остаётся только посочувствовать трудному родительскому пути тех, кто никак "не откажется от собственных амбиций", не поймёт, что "наши знания нашим детям не нужны" и что "ориентироваться надо исключительно на них (детей), а не на себя". И Очень радует осознание того, что это "уходящее поколение", "это все навоз". Автору -браво! За точную картину реальности, здоровый цинизм и хорошее чувство юмора
  • Анжела Лойко
    25.12.2016

    супер. Предыдущее поколение нынешнему, как минимум, дало Интернет. Для того, чтобы сидеть в Интернете надо выучить буквы и все-таки, видимо, научиться читать и писать. Иначе как же вы будете, отрицая опыт и знания предыдущего поколения, писать комментарии к статье?

    супер. Предыдущее поколение нынешнему, как минимум, дало Интернет. Для того, чтобы сидеть в Интернете надо выучить буквы и все-таки, видимо, научиться читать и писать. Иначе как же вы будете, отрицая опыт и знания предыдущего поколения, писать комментарии к статье?
  • Владислав Цвылев
    10.12.2016

    Отличная статья. Спасибо

    Отличная статья. Спасибо
  • Игорь Кислый
    12.12.2016

    Психолог Анна Варга (ВШЭ): "Незачем детей заставлять пользоваться горшком и туалетной бумагой, вилкой и ложкой, зубрить таблицу умножения и буквы наизусть - это все насилие над ребенком - пусть растет современным: захочет - выучится сам, не захочет - пусть воняет. Это его выбор!"

    Психолог Анна Варга (ВШЭ): "Незачем детей заставлять пользоваться горшком и туалетной бумагой, вилкой и ложкой, зубрить таблицу умножения и буквы наизусть - это все насилие над ребенком - пусть растет современным: захочет - выучится сам, не захочет - пусть воняет. Это его выбор!"
  • Алексей Костюков
    14.12.2016

    Проблема отцов и детей всегда была и будет, не стоит смотреть на детей через призму своего опыта и ценностей. Мир меняется, при чем очень стремительно, технологии с которыми мы взаимодействуем меняют наше повседневное представления о жизни. Мне часто отец говорит, что нынешнее поколение стало тупым и приводит примеры, что не знают каких то фактов из истории, формулы или еще чего. Спрашивая его, часто ли он пользовался в жизни этими знаниями ответа получить не могу. Говорит, это априори должны знать все, кому должны? Для чего? Я возможно не много отошел от темы, но косвенно мои мысли захватывают статью: надо знать нужное, а не многое. Уйдет старое поколение, и будет поколение Z говорить о проблемах другого поколения. Так, что это норма!

    Проблема отцов и детей всегда была и будет, не стоит смотреть на детей через призму своего опыта и ценностей. Мир меняется, при чем очень стремительно, технологии с которыми мы взаимодействуем меняют наше повседневное представления о жизни. Мне часто отец говорит, что нынешнее поколение стало тупым и приводит примеры, что не знают каких то фактов из истории, формулы или еще чего. Спрашивая его, часто ли он пользовался в жизни этими знаниями ответа получить не могу. Говорит, это априори должны знать все, кому должны? Для чего? Я возможно не много отошел от темы, но косвенно мои мысли захватывают статью: надо знать нужное, а не многое. Уйдет старое поколение, и будет поколение Z говорить о проблемах другого поколения. Так, что это норма!
  • Алла Орлова
    05.01.2017

    "Школьные годы довольно бессмысленные", старшее поколение "навоз" и не может передать своим детям и внукам свой жизненный опыт и знания, так как они новым поколениям не нужны,потому что новую информацию и знания они получают через орган зрения и "затылочную кору головного мозга", а не так,как получали эти знания их отцы-матери и бабушки-дедушки еще в недавнем прошлом,т.е. обучаясь в средней и высшей школе,и,конечно,читая. .С медицинской точки зрения полный бред, почерпнутый по большей части из американских психоаналитических работ.Посмотрите на хмурое и безисходное выражение лица психолога Анны Варги,это человек с неудавшейся личной жизнью,и мало кто прислушается к ее психоаналическим советам.

    "Школьные годы довольно бессмысленные", старшее поколение "навоз" и не может передать своим детям и внукам свой жизненный опыт и знания, так как они новым поколениям не нужны,потому что новую информацию и знания они получают через орган зрения и "затылочную кору головного мозга", а не так,как получали эти знания их отцы-матери и бабушки-дедушки еще в недавнем прошлом,т.е. обучаясь в средней и высшей школе,и,конечно,читая. .С медицинской точки зрения полный бред, почерпнутый по большей части из американских психоаналитических работ.Посмотрите на хмурое и безисходное выражение лица психолога Анны Варги,это человек с неудавшейся личной жизнью,и мало кто прислушается к ее психоаналическим советам.
  • Roman Maximov
    19.01.2017

    конъюнктура
    Дети и в средние века ими оставались.
    Всегда можно было слушать, читать и смотреть
    Родители, позволяющие ребенку делать, что то больше, чем можно, во все времена считались неудачными, так же как и родители, которые не смогли найти взаимопонимание с детьми.
    И всегда, во все времена, кому то хотелось красиво петь, рисовать и писать статьи, о том, как не правильно все воспитывают современных детей.
    Нельзя не читать, нельзя, даже если в школе все хорошо, позволять ребенку сидеть за компьютером бесконечно, если конечно родители не решили, что было бы здорово, что бы их ребенок вырос Дебилом.




    конъюнктура Дети и в средние века ими оставались. Всегда можно было слушать, читать и смотреть Родители, позволяющие ребенку делать, что то больше, чем можно, во все времена считались неудачными, так же как и родители, которые не смогли найти взаимопонимание с детьми. И всегда, во все времена, кому то хотелось красиво петь, рисовать и писать статьи, о том, как не правильно все воспитывают современных детей. Нельзя не читать, нельзя, даже если в школе все хорошо, позволять ребенку сидеть за компьютером бесконечно, если конечно родители не решили, что было бы здорово, что бы их ребенок вырос Дебилом.

Материалы по теме