Закладки


Поделиться

URL
***

Карьера / Коммуникации

Говорит и наказывает: как не стать жертвой сплетничающего босса

30 ноября 2016

Иллюстрация: hbr.org

Говорит и наказывает: как не стать жертвой сплетничающего босса

Что делать, если ваш руководитель любит за глаза говорить о людях плохо? Представим гипотетическую ситуацию: Карен терпеть не может, что ее босс Том часто говорит ей плохое о ее коллегах в их отсутствие. Она несколько раз аккуратно высказывает Тому неудобство, которое она испытывает по этому поводу – после чего он извиняется, а затем продолжает в том же духе. Два месяца назад один из ее коллег сказал ей, что Том за глаза критиковал ее аналитические навыки. Она была шокирована. Где-то в глубине души она надеялась, что сплетни Тома о ее товарищах означали, что она удостоена эксклюзивного доверия. Но с этого момента она почувствовала настоящую обиду и недоверие к руководителю. Завтра ей предстоит регулярная встреча по оценке эффективности работы, и она никак не может решить, поднимать ли вопрос о его поведении.

Карен совершенно справедливо испытывает чувства недоверия и обиды. Но, по правде говоря, она должна чувствовать все это и по отношению к самой себе – не меньше, чем по отношению к своему менеджеру.

Сплетни бросают такую же тень на слушающего, как и на говорящего. В конце концов, если нет спроса, нет и предложения. Мы стимулируем рынок сплетен, поскольку гонимся за четырьмя иллюзорными преимуществами.

  • Статус. Доступ к сплетням сообщает нам некий социальный статус – мы чувствуем себя частью привилегированной группы «знающих» людей.

  • Близость. Сплетни создают иллюзию близости между говорящим и слушающим. Общая тайна, сговор – все это ощущается как некая связь.

  • Доверие. Передача неподобающей информации всегда сопровождается явной или подразумеваемой просьбой о конфиденциальности. Невысказанное требование коллеги Карен состояло в том, чтобы она не передавала боссу, что он сообщил ей эту информацию. Это создает фальшивое чувство доверия между участниками.

  • Обладание истиной. Поскольку нам хочется получить статус и доверие, которые несут сплетни, мы с большой готовностью верим им. Нас так и тянет им поверить.

Однако чаще всего все эти чувства – статуса, близости, доверия и обладания истиной – фальшивые.

К примеру, хотя Карен и думает, что Том выделяет ее среди всех остальных, на самом деле он не ставит ее в особое положение, а просто показывает свой характер. Он демонстрирует свое лицемерие по отношению к тем, кого поливает грязью, что должно свидетельствовать Карен о том, что он точно так же поступит и по отношению к ней самой, как только у него возникнет такое желание.

Чувство близости, которое она испытывает, когда Том высказывает ей по секрету свою озабоченность, тоже поддельное. Связь, основанная на сговоре, эфемерна. Интересно также чувство доверия между Карен и ее коллегой: чтобы сохранять доверительные отношения с ним, ей нужно быть неискренней со своим руководителем (притворяться, что она не знает того, что она знает). Когда доверие одного человека покупается ценой предательства другого, это должно вызывать подозрения.

И наконец, сплетни по определению известны тем, что не могут быть адекватным источником информации. Самые точные суждения о мотивах, компетентности или действиях других людей рождаются в результате широкого и открытого рассмотрения. Диалог – лучший способ установить общественную истину, а сплетни препятствуют подобному тщательному рассмотрению. В процессе, где никто ни за что не отвечает, нет необходимой чистоты и целостности.

Если Карен хочет восстановить чистоту и целостность в своих отношениях с Томом, она должна задуматься о следующих шагах.

  • Признаться в собственных ошибках. Прекратить винить во всем лишь Тома и признаться себе в том, что она была участницей сговора и получала выгоду от его поведения. Разумеется, ее босс и о ней говорит за глаза. Если он сплетничает с ней, значит его сплетни о ней – лишь вопрос времени. Ей следует взять на себя ответственность, а не обижаться.

  • Обозначить границы и придерживаться их. По части границ Карен совершила две ошибки. Во-первых, заявляя, что она не хочет слушать сплетни, а потом ожидая, что за соблюдение этой границы будет отвечать Том. С этого момента каждый раз, когда Карен позволяла ему снова делать это, это была ее проблема, а не его. Во-вторых, она не высказала Тому свое недовольство, когда он распространял порочащие сведения о ней самой. Негодование, которое она испытывала два месяца (никак не действуя) связано не только с потерей доверия к нему, но также с потерей доверия к самой себе. Придерживаться подобных границ – рискованное дело: можно потерять работу или навредить карьере. Все это вполне реальные угрозы. Самые честные люди могут принять решение соглашаться на плохую ситуацию, поскольку общая польза перевешивает вред. Действительно, в разных ситуациях могут быть такие уступки, на которые вполне можно пойти. Но нельзя позволять себе застревать в обидах, как Карен. Обида – продукт обманутых ожиданий. Ваши ожидания – это ваше дело, и на вас лежит обязанность донести их до окружающих и позаботиться о своих интересах, когда кто-либо им не соответствует.

  • Избегать сговоров. Когда люди сообщают вам информацию, которая меняет ваш взгляд на других, но в то же время призывают вас к ее утаиванию, по сути они говорят: «Я сейчас скажу нечто, что вызовет у вас плохие чувства, но вы должны обещать, что вы не будете поступать правильно, договорились?» Принятие этого молчаливого соглашения делает вас бесчестным и бессильным. Не позволяйте себе попадать в такую ловушку.  

Карен не должна была ставить себя в такое положение с коллегой, который передал ей информацию о негативном отзыве Тома о ней. Много лет назад я взял за правило предупреждать людей, которые хотят передать мне некие сведения о другом человеке. Когда я вижу, что разговор неумолимо направляется в сторону сплетен, я вежливо останавливаю собеседника и говорю: «Пожалуйста, не нагружайте мою голову ничем, с чем вы не ожидаете от меня что-то сделать. Я не буду носить в себе некие заключения о другом человеке, если я не смогу ими с ним поделиться». Это помогает людям понять, что, если они дадут вам информацию, они берут на себя ответственность – в противном случае вы не хотите ничего знать.

Итак, что же делать Карен во время завтрашней оценки эффективности? Если она хочет восстановить доверие, то может сделать следующее.

Предупредить коллегу. Карен следует поставить коллегу в известность, что она собирается сообщить боссу о приписываемых ему сомнениях в ее компетентности. Открывать источник сведений нет необходимости, но коллега должен быть предупрежден, что подозрения руководителя могут пасть на него. Если босс спросит, она может попросить подождать с ответом и дать источнику информации пару дней на то, чтобы обговорить вопрос с Томом самостоятельно. Также Карен нужно дать коллеге понять, что она была неправа, когда оставила впечатление, что соглашается на хранение этой информации в секрете, и что больше это не повторится.

Обозначить и соблюдать границы в отношениях с руководителем. Карен должна донести до него, что не желает участвовать в критическом обсуждении своих коллег. Если впредь он будет поднимать подобные темы, она четко заявит свою позицию и немедленно прекратит беседу, если отрицательные ремарки не прекратятся. Ей нужно совершенно ясно определить перед руководителем и с самой собой: она поступает так не для того, чтобы пытаться контролировать его поведение, а просто чтобы защитить саму себя. Возможно, со временем это поможет ему измениться, но лучше на это не рассчитывать.

Откровенно поговорив с боссом, расслабиться и отпустить проблемную ситуацию. Если Карен продолжает чувствовать обиду, причина в том, что она снова возвращается к старому – возложению всей ответственности за правильное поведение на руководителя. Когда она выполнила обязательства перед самой собой, ей станет легче принимать несовершенство и ошибки босса. Я могу жить с отрицательными чертами окружающих, если сам стараюсь жить по правде.

Если проблемы нарастают, задуматься о дальнейших шагах. Если сплетен становится все больше и больше или поведение босса уже невозможно переносить, Карен не должна скатываться обратно к обвинению других людей. Нужно остановиться и задуматься: «Чего я хочу на самом деле?» Если работа отходит на второй план по сравнению с ущербом ее качеству жизни, настало время уходить.

Вам может казаться, что порочащий людей за глаза босс – проблема, которую вам никак не решить. Но это неправда. На самом деле, если вы ничего не предпримете для того, чтобы остановить зло в зародыше, вы, как и Карен, можете стать следующей темой для сплетен.

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ