Как найти смысл в бессмысленной работе | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как найти смысл в
бессмысленной работе

Советы тем, кто считает, что работает не по призванию

Автор: Эмили Эсфахани Смит

Как найти смысл в бессмысленной работе

читайте также

Глава X5 Retail Group: «Многие консультанты говорили, что мы сумасшедшие»

Марина Иванющенкова,  Юлия Фуколова

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Как принимать решения, когда ничего не понятно

Алексей Белков

Пора забыть миф об одиноком гении

Грег Сателл

Почему так много людей не испытывают удовлетворения от своей работы?

Несколько лет назад я задала такой вопрос специалисту по этой теме, профессору Йельской школы менеджмента Эми Вжесневски, и ее объяснение показалось мне весьма убедительным. Студенты, по ее словам, «думают, что их призвание спрятано под камнем и, если переворачивать их один за другим, оно в конце концов найдется».

Опросы подтверждают, что для миллениалов смысл в работе имеет первостепенное значение. Однако, как показывает исследование Вжесневски, менее 50% людей считают, что работают по призванию. Для многих ее студентов мысли о хорошей работе и успешной карьере — источник тревоги, разочарования и абсолютной неудовлетворенности.

Они — и, как я полагаю, многие из нас тоже — не осознают, что работа может быть осмысленной, но при этом не быть нашим призванием. Самые распространенные профессии в США — продавец, кассир, повар, официант и офисный клерк. Они редко ассоциируются с «осмысленностью», однако у этих профессий есть нечто общее с деятельностью священников, учителей и врачей, которая сполна наделена смыслом. Все они нужны, чтобы оказывать помощь другим. А люди, которые воспринимают свою работу как возможность приносить благо, чаще считают ее осмысленной, утверждает профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете Адам Грант.

Это значит, что найти смысл можно, занимая любую должность и работая практически в любой компании. В конце концов, большинство организаций создает товары или услуги, чтобы удовлетворять насущные потребности, и каждый сотрудник так или иначе принимает в этом участие. Главное — понять, какую именно услугу предоставляет ваша компания и вы сами.

Как же это сделать? Один из способов — узнать больше о вашем конечном пользователе или получателе услуг. В ходе одного исследования Грант и его коллеги выяснили, что фандрайзеры из университетского колл-центра, которых познакомили со студентом, чье образование оплачивалось с помощью собранных средств, разговаривали с потенциальными жертвователями на 142% дольше и собирали на 171% больше денег, чем их коллеги, которые не встречались с получателями стипендий. Неважно, внешние ли ваши клиенты или внутренние. Если вы будете уделять больше внимания им и тому, как сделать их работу и жизнь проще, ваша собственная жизнь обретет смысл.

Другой способ — постоянно напоминать себе о глобальной цели вашей организации. Есть замечательная история об уборщике в NASA, c которым в 1962 году столкнулся Джон Кеннеди. Когда президент спросил его, чем он занимается, тот ответил: «Я помогаю отправлять человека на Луну». Производитель одежды «Life is Good» известен своими разноцветными футболками с веселыми человечками, но их цель — распространять в мире оптимизм и надежду, и это отлично понимают даже работники склада. Если вы трудитесь в бухгалтерской конторе, вы помогаете людям или компаниям разобраться с таким неприятным делом, как уплата налогов. Если вы повар в заведении с фастфудом, вы обеспечиваете семьи дешевой и вкусной едой. У каждой из этих профессий есть свое важное место в мире.

Даже если миссия или клиенты вашей компании вас не вдохновляют, вы все равно можете настроиться на нужную волну, подумав о том, как ваша работа помогает вашим близким. В качестве примера приведем исследование, проведенное среди работниц мексиканской фабрики по обработке купонов. Ученые во главе с Йохеном Менгесом, профессором Высшей школы менеджмента им. Отто Байсхайма, выяснили, что сотрудницы, считавшие свою работу скучной, были в среднем менее продуктивны, чем те, кто говорил, что работа приносит им удовлетворение. Однако этот эффект не влиял на тех участниц первой группы, которые воспринимали свою деятельность (какой бы монотонной она ни была) как способ помочь своей семье. С таким отношением они работали не менее продуктивно, чем коллеги, которым нравилась их работа. Многие люди относятся к своей профессии похожим образом. Она помогает им оплачивать ипотеку, путешествовать или просто дает возможность заниматься любимым хобби, которое и придает жизни смысл — будь то волонтерство, садоводство или столярное дело.

Не каждый из нас нашел свое призвание. Но это не значит, что мы обречены на бессмысленную работу. Если мы начнем думать о наших делах как о возможности помочь другим, любая профессия станет для нас значимой.

Об авторе. Эмили Эсфахани Смит — автор книги «The Power of Meaning: Crafting a Life that Matters», руководитель проекта Ben Franklin Circles в Гуверовском институте при Стэнфордском университете.