Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Операционное управление

Что такое бизнес-модель?

13 марта 2015

Что такое бизнес-модель?

В книге «The New, New Thing» Майкл Льюис относит понятие бизнес-модель к искусствоведческим терминам. Когда люди рассуждают об искусстве, они зачастую «могут понять, где искусство» (в особенности, если оно представлено замечательно прекрасными или ужасными образцами), но не могут дать его определение.

Это не так уж удивительно, ведь определение термина зависит от его употребления.

Так, Льюис предлагает наипростейшую дефиницию: «Это выражение означает попросту то, как вы планируете делать деньги». Тем самым он выводит на чистую воду аферу доткомов — сейчас-то мы понимаем, что это был мыльный пузырь, но Льюис, писавший эту книгу осенью 1999 года, когда интернет-компании были на подъеме, проявил чудеса предвидения. Этот термин, презрительно замечает он, «самая суть интернет-бума, он облагораживает любые недодуманные планы… Например, “бизнес-модель” Microsoft заключалась в том, чтобы продавать программное обеспечение за 120 баксов, хотя себестоимость сводилась к 50 центам… Бизнес-модель большинства интернет-компаний заключалась в том, чтобы заманить на веб-сайт как можно больше людей и продать другим компаниям возможность рекламировать свою продукцию в расчете на эти толпы. Тогда еще не было ясно, имеют ли подобные модели смысл». Тогда, возможно, и не было.

Просматривая архивы HBR, мы видим, как часто в рассуждениях о бизнесе мелькает этот термин и как сама частота использования затемняет его смысл. Ведь и Льюис вторит распространенному пониманию теории Питера Друкера: в его «концепции теории бизнеса» бизнес-модель — «предположение о том, за что компании платят».

Свою концепцию Друкер впервые изложил в HBR в 1994 году, но в статье ни разу не прозвучало слово «бизнес-модель». Теория Друкера представляет собой набор правил: что бизнес делает, а чего не делает. Это больше похоже на «стратегию» у Майкла Портера. Помимо «представления о том, за что компании платят», существуют аналогичные «представления» о рынках. Представления о клиентах и конкурентах, об их ценностях и...

Показать полностью

Доступ к статье закрыт.
Чтобы прочитать статью целиком, оформите подписку.

У меня уже есть подписка

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ