Какой офис нужен вашим сотрудникам | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какой офис нужен
вашим сотрудникам

Как проектировать безопасное пространство для продуктивной работы

Авторы: Хлое Симоно , Эй Джей Парон-Уайльдс

Какой офис нужен вашим сотрудникам
Фото: TARA MOORE/GETTY IMAGES

читайте также

Четыре правила системного нетворкинга

Церен Савгуров

Осознанность, эмпатия… Или чему может научить дизайн

Екатерина Храмкова

Эпидемия одиночества

Вивек Мурти

Не дедлайном единым

Лора Джурдж,  Лорел Ньюман,  Шарлотт Бланк,  Эшли Уилланс

читайте также

Каждый дизайнер интерьера хочет изменить мир к лучшему. Некоторые полагают, что этого можно достигнуть через благоустройство, но в случае дизайна офисных пространств гораздо большее внимание уделяется тому, как проектирование пространства может повлиять на поведение сотрудников. Наша цель — стимулировать положительные эмоции у офисных сотрудников и предотвращать отрицательные.

После акции #MeToo становится все сложнее достигать этой цели, поскольку люди теперь задаются вопросами «Как создать пространство, безопасное для всех?» и «Может ли дизайн пространства сократить возможность сексуальных домогательств и другого неприемлемого поведения на рабочем месте?» В этой статье мы поставим несколько вопросов, которые интересны и нам как дизайнерам, и всем, кто размышляет о создании таких безопасных рабочих мест.

Бывает ли слишком много приватности?

Приватность имеет и светлую, и темную стороны. Работникам необходимо спокойное место для эффективной деятельности и возможности спокойно разобраться со своими делами (например, беспрепятственно позвонить врачу). С другой стороны, излишняя приватность может привести к ощущению небезопасности.

Представьте работника, который подвергается оскорбительным нападкам. Если эти нападки совершаются в уединенном месте без свидетелей, он, скорее всего, никому о них не расскажет из страха, что ему не поверят. Большинство из нас хотело бы не оставаться наедине с унижающим тебя человеком, но что делать, если дизайн пространства не позволяет этого?

Доктор Аннализа Энрайл (Annalisa Enrile), преподаватель в Университете Южной Калифорнии, утверждает, что в условиях, когда «рабочее место тесно ассоциируется с домогательствами», необходимо проектировать зоны таким образом, чтобы никто не чувствовал себя в ловушке. Можно планировать по два выхода из помещений общего назначения (например, комнат для ксерокопирования, столовых, складов) — местах, где излишняя приватность может сработать против нас.

Отдельные кабинеты считаются самым эффективным способом обеспечить визуальную и звуковую приватность, однако стоит подумать над уровнем этой приватности. Топ-менеджер может вполне продуктивно работать в своем просторном закрытом кабинете, но как себя будет чувствовать его подчиненный во время личной встречи в этом кабинете? Если в его голове крутится вопрос «Достаточно ли здесь безопасно?», насколько он будет уверен, продуктивен и свободен в выражении мыслей? Анрейл считает, что именно по этой причине женщины предпочитают встречаться с руководителями в открытых пространствах, более прозрачных и менее иерархичных.

Закрытые пространства можно сделать прозрачными: это снимет напряжение при встрече с руководителем за закрытыми дверями и при этом сохранит тишину. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Закрытые пространства можно сделать прозрачными: это снимет напряжение при встрече с руководителем за закрытыми дверями и при этом сохранит тишину. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Помещения для совместной работы только выиграют от стен, изготовленных из стекла. Это не оставит места для чрезмерно укромных уголков. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Помещения для совместной работы только выиграют от стен, изготовленных из стекла. Это не оставит места для чрезмерно укромных уголков. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Не повредит ли излишняя прозрачность?

Если коротко — да, повредит. Мы все сталкивались с жалобами на плохо спроектированные офисы с минимальным личным пространством, где людям приходится постоянно слышать, как их коллеги едят, спят, кашляют и громко разговаривают. Необходимость постоянно отвлекаться — это полбеды. Главная проблема таких пространств в том, что они лишают всех продуктивности и чувства безопасности.

Слишком прозрачное и открытое пространство заставляет чувствовать себя уязвимым. Представьте, что работник столкнулся с ситуацией преследования со стороны коллеги. В прозрачном пространстве ему попросту никуда не скрыться. Как в таких условиях будет звучать его жалоба на коллегу, который «весь день на меня пялится»

Архитектор IA San Francisco Диана Роджерс (Diane Rogers) объясняет, что хороший дизайн офиса — это баланс между открытостью и уровнем приватности: «Мы стараемся меньше ограничивать пространство стенами и создавать приватные зоны с помощью мебели. Людям необходимо личное пространство, чтобы выплеснуть эмоции или сделать личный звонок».

Визуальной приватности можно достичь с помощью расположения и ориентации мебели в пространстве.&nbsp;<b>Фото: Allsteel</b>

Визуальной приватности можно достичь с помощью расположения и ориентации мебели в пространстве.&nbsp;<b>Фото: Allsteel</b>

Как же определить нужный уровень прозрачности для своей компании? «Мне кажется очень удачным подход, — рассказывает Лиа Бауэр (Leah Bauer), директор дизайна интерьеров в HDR, — представляющий собой обдуманную последовательность приватных, полуприватных и открытых зон».

Секрет в том, чтобы предоставлять множество вариантов для самых разных потребностей. Полностью закрытые зоны могут включать в себя уборные, душевые, приватные кабинеты и комнаты для спорта. Частичную приватность можно обеспечить окном, выходящим в открытое пространство, диваном, расположенным рядом с дверью или матовым стеклом в комнате для переговоров — это помогает понять окружающим, что здесь кто-то есть, но не дает увидеть лиц.

Неформальная рабочая обстановка требует значительно больше внимания на разработку правил поведения и обучение сотрудников. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Неформальная рабочая обстановка требует значительно больше внимания на разработку правил поведения и обучение сотрудников. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Может ли неформальная рабочая обстановка привести к отсутствию границ и правил?

Многие компании, в том числе и представители самых традиционных сфер бизнеса вроде юриспруденции или банковского дела, стремятся создавать более неформальные пространства. К примеру, они ставят в офисы столы для пинг-понга или оснащают их игровыми консолями. Это стимулирует коммуникацию и взаимодействие между сотрудниками. Рабочее пространство, которое вы видите на фотографии выше, похожее на бар или кофейню — не такая уж и редкость. Там, где люди чувствуют себя более свободно, более легко обмениваться идеями. Звучит логично.

Однако в случаях, когда работа ощущается как череда обычных взаимодействий (а люди проводят огромное количество времени на работе), работникам требуется больше правил и инструкций, чтобы понять, что может быть приемлемо в таких пространствах, а что — нет. «К дизайну пространства всегда должны прилагаться правила, политика и обучение. Необходимо прояснять вопросы пользования таким помещением в нерабочее время: что позволительно там делать, можно ли оставаться там одному в нерабочие часы, — считает Доктор Энрайл. — Все это важные вопросы, которые необходимо обдумать из соображений безопасности».

Джефф Лейтнер (Jeff Leitner), бывший специалист по инновациям Университета Южной Каролины, изучающий социальные нормы, утверждает: «Что бы ни придумали дизайнеры и что бы ни предусмотрели менеджеры, негласные правила рушат все». К примеру, в компании может быть прописан запрет о том, что в офисе запрещено работать ранее 6 часов утра и после 7 часов вечера, однако это правило может постоянно нарушаться, потому что «все равно никто его не соблюдает». Желание задержаться на работе может быть и вполне невинным, однако несоблюдение правил способно превратить пространство в потенциально опасное.

И напоследок

Мы осознаем, что дизайн интерьера, как и правила, не предотвратят домогательства. Однако нам всем необходимо заниматься мерами безопасности для борьбы с домогательствами и оскорблениями на рабочем месте и прилагать к этому все усилия и профессионализм. Мы как профессионалы в сфере дизайна готовы задавать себе и нашим клиентам вопросы, которые помогут создать здоровое и безопасное рабочее пространство.

Об авторах

Эй Джей Парон-Уайльдс (AJ Paron-Wildes) — спикер, автор книг, национальный директор по архитектуре и дизайну в компании Allsteel, производящей мебель для офиса. Ранее работала временным преподавателем в Школе дизайна в Университете Миннесоты.

Хлое Симоно (Chloe Simoneaux) — специалист по планированию рабочих мест и исследователь в отделе консультаций по рабочим местам компании Allsteel. Ее задача — помогать организациям повышать удобство пространств для своих сотрудников.