Что делать, если ваша компания не успевает за технологическими изменениями | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Что делать, если ваша компания не успевает за
технологическими изменениями

Авторы: Виктор Сурков , Сергей Заборов

Что делать, если ваша компания не успевает за технологическими изменениями
Фото: Pavan Trikutam / Unsplash

читайте также

Писатель Алексей Иванов: «Я не люблю жить на пустой земле»

Интервью брала Анна Натитник

Сюжет для небольшого рассказа

Ибарра Эрминия,  Лайнбэк Кент

Чему вас научила первая работа

Мария Макарушкина

Когда вас критикуют

Стоун Дуглас,  Хин Шила

Основа бизнеса промышленных компаний — технологии. А основа эффективности этих технологий — вертикаль технологической экспертизы, которая поддерживает и развивает всю производственную структуру компании. На данный момент во многих российских промышленных корпорациях существует разрыв между новыми технологиями и наличием навыков и компетенций по их освоению, и этот разрыв постоянно растет. Отсутствие возможности осмыслить и внедрить новые технологии — одна из причин, почему значительная часть проектов цифровых трансформаций в России заканчивается неудачей. Как это изменить? В этой статье мы попробуем найти ответ.

Дефицит технических специалистов в российской промышленности постоянно растет. Уже не первый год главной ресурсной проблемой производственных компаний называют нехватку кадров и их низкую квалификацию. Вузы не успевают готовить востребованных специалистов, а ускорение темпов цифровизации привело к еще большему росту неудовлетворенного спроса на ИТ-кадры. По данным Министерства цифрового развития, сегодня этот дефицит составляет от 500 тыс. до 1 млн человек и, как прогнозируют эксперты, к 2027 году может увеличиться до 2 млн.

Набор востребованных навыков и компетенций за последние годы изменился радикально. Чтобы успешно взаимодействовать с внешней средой, компании вынуждены создавать экосистемы внешних экспертов и выстраивать технологическую репутацию, а также работать с данными — осваивать инструменты Big Data и машинного обучения. Рост потребности в базовых технических навыках обусловлен, в частности, обновлением парка оборудования и запросом на анализ данных. Смещение акцента в сторону так называемых мягких навыков технических специалистов — это следствие работы в продуктовых командах, управления проектами вне привычных иерархий и востребованности презентационных навыков на всех уровнях, а не только на управленческом.

Сразу несколько разнородных проблем образовали сложный узел. Во-первых, система высшего образования не успевает адаптироваться к новым требованиям, а молодежь — к матрице компетенций по большинству технических и инженерных специальностей и в промышленности, и на рынке в целом. Во-вторых, самые перспективные выпускники ищут себя не в промышленности, а в других отраслях. В-третьих, уже работающие в корпорациях сотрудники, как правило, имеют значительный опыт работы, но при этом консервативны и с трудом осваивают новые навыки.

Все эти факторы уже привели к возникновению «двойного разрыва» — количественного и качественного отставания организаций от передовых игроков по уровню технологических компетенций. 

Лекарства и рецепты 

Существует ли лекарство от этой «болезни»? И да, и нет. Есть пять подходов, своего рода «рецептов», применение которых зависит от конкретной ситуации в каждой организации.

1. Работа со средними учебными заведениями. На практике некоторые российские производственные компании смещают «точку входа» специалиста в организацию. Они уже не дожидаются того момента, когда перспективные сотрудники закончат вуз, а берут кандидатов непосредственно после выпуска из среднего учебного заведения, чтобы «прокачать» и окончательно развить его до нужного профессионального уровня уже внутри фирмы. Таким образом, формирование блока базовых технических компетенций начинается с самого раннего возраста.

2. Плотное сотрудничество с вузами с целью создания более качественной «воронки» для привлечения выпускников в компанию. Например, департаменты крупных промышленных организаций, занимающиеся обучением и работой с персоналом, внимательно наблюдают за проведением олимпиад для школьников по профильным предметам и вкладывают ресурсы в такие мероприятия.

3. Новые технологии обучения. По этому пути часто идут компании, которые осознают величину разрыва, но на долгий процесс обучения перспективных кадров в стандартном учебном формате у них просто нет времени — разрыв надо было закрыть «еще вчера». В этом случае фирмы проводят обучение с использованием новых технологий, например технологий дополненной реальности. Так можно в три раза быстрее развить у сотрудника нужные компании компетенции и навыки.  

4. Персональное развитие специалистов. Если команда технических специалистов в организации достаточно молодая, фирмы часто идут по пути индивидуальных программ обучения. Работодатели изучают большие данные о своих сотрудниках и разрабатывают персонализированные программы развития. Так, например, одна большая российская горно-обогатительная компания реализует программу обучения цифровым навыкам для более тысячи своих инженеров.  

5. Привлечение сторонних ресурсов. Этим «рецептом» для устранения разрыва в уровне компетенций пользуются организации, которые пришли к выводу, что не могут самостоятельно решить задачу в нужные сроки и с требуемым уровнем качества. Поэтому они максимально аккуратно, но плотно и постоянно интегрируют в компанию внешних специалистов и их навыки. Это плавный переход к модели использования внешних экспертных знаний и опыта с использованием сетевых структур, фрилансеров и именных контрактов для экспертов.

Богатыри на распутье

Стоящая перед корпорациями задача непростая, и ситуация усугубляется еще и тем, что решить ее надо безотлагательно. К тому же на вопрос о том, какая из перечисленных моделей правильная, нет однозначного ответа. Все зависит от того, насколько остро стоит проблема для конкретной производственной компании и какие цели определены в ее корпоративной стратегии развития. Что же нужно для решения? Поставить диагноз с помощью аналитики и подобрать оптимальную схему лечения, то есть выбрать верный подход, набор методик и инструментов. Успех лечения зависит от точной оценки основных параметров проблемы: сроков (ключевой фактор), числа необходимых сотрудников и величины разрыва. При этом компания должна найти правильный баланс между принятием мер по устранению разрыва в навыках, стратегическим планированием персонала и стоимостью привлечения нужных компетенций.

К сожалению, при выборе модели решения задачи компании часто неверно оценивают величину разрыва или забывают выстроить корректную последовательность принимаемых мер и в результате движутся без четкой траектории, тратя время и ресурсы на неэффективные инструменты.

Если компании очень срочно требуется небольшое количество качественных сотрудников, а разрыв с нужными компетенциями велик, вероятно, ей больше подойдет аутсорсинговая модель в сочетании с точечными программами индивидуальных тактических изменений внутри организации. Если новых людей нужно много, но время терпит, а разрыв в компетенциях не самый большой, то эффективным вариантом может стать развертывание внутренних программ обучения и переподготовки.

Если цифровая трансформация в компании происходит прямо сейчас, то аутсорсинг не даст эффекта. В таком случае индивидуальные программы повышения компетенций позволят достичь больших результатов. Если же производственная компания реализует совершенно новый проект — например, запуск собственной «зеленой» площадки, то в силу узости экспертизы в этой нише актуальным методом решения проблемы станет поиск партнеров с параллельным развитием своих классных специалистов. 

Главное для преодоления разрыва между желаемыми и существующими компетенциями — точная индивидуальная оценка начальной позиции, времени, которым располагает компания, и количества сотрудников, которых у нее, наоборот, нет. И тогда все получится. Формула успеха — качественные сотрудники на ключевые позиции вовремя — имеет высший уровень сложности, но на практике, тем не менее, реализуема.