Четыре шага, которые помогут возродить бренд | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре шага, которые помогут
возродить бренд

Как оживить и преобразить бренд

Автор: Ана Анджелик

Четыре шага, которые помогут возродить бренд
Иллюстрация: davisuko / Unsplash

читайте также

Пора на работу: как должны измениться подходы к HR в 2020 году

Вера Соломатина

Роман с тенью: что делать, если ваша жизнь стала бессмысленной

Манфред Кетс де Врис

«Меня удивляло, почему на выставки интересных художников не выстраиваются очереди»

Зельфира Трегулова

Конструктор для инноватора

Чтобы успешно преобразить свой бренд, нужно переосмыслить подход к продукту, истории, культуре и клиенту. Обновление бренда кажется чем-то понятным, логичным и неизбежным, когда о нем говорят во время обучения в школе бизнеса и упоминают в СМИ. Но немногие попытки оживить бренд оказываются успешными, и в немногочисленных случаях, когда они все-таки удаются, на то, чтобы добиться заметных результатов, уходят годы или даже десятилетия.

Известные бренды, такие как Apple, Gucci и McDonald’s, обновили свою маркетинговую стратегию и снова завоевали интерес со стороны клиентов. Каждая из этих компаний добилась успеха, сосредоточившись на новом подходе к продукту, истории, культуре и клиентам. Эти четыре элемента стали опорными точками устойчивого обновления брендов на основе организационных и операционных изменений.

Начните с продукта

За 101 год истории Gucci популярность бренда то росла, то падала, и показатели бизнеса то ухудшались, то снова улучшались. Сегодня Gucci занимает второе место в мире среди люксовых брендов. Последнее его возрождение началось в 2015 году с назначением Марко Биццари на должность CEO и Алессандро Микеле на должность креативного директора. Изменения, внесенные ими в течение первого года: новое творческое видение, модернизация магазинов и улучшение цифровых предложений — привели к росту годовой выручки на 7,8%, годового операционного дохода на 21,7% и росту онлайн-продаж на 86% в первом квартале 2016 года по сравнению с тем же периодом в 2015-м.

Когда Микеле занял пост креативного директора Gucci, он разработал образ бренда: смесь унисекс, хиппи, Ренессанса, цветочных мотивов и блесток, гламура и роскоши, неожиданного и причудливого, подрыва основ и творческого самовыражения, аксессуаров и принтов на тему верховой езды. Сегодня этот максималистский, неоромантический образ стал мгновенно узнаваем как истинный стиль Gucci на улицах и подиумах. Выражения «У меня всё Gucci!» и «Это просто Gucci!» стали частью лексикона.

В Apple произошла аналогичная трансформация продукта. Вскоре после своего возвращения в компанию в 1997 году Стив Джобс созвал собрание и раскритиковал сотрудников. «Знаете, что не так с этой компанией? — спросил он. — Ваши товары — отстой! Они совершенно непривлекательны!» Говорят, что это собрание вдохновило коллектив на создание iMac. За первые пять месяцев существования iMac Apple продала 800 тыс. единиц, получив прибыль в размере $309 млн в 1998 году и $601 млн в 1999-м. iMac ознаменовал возвращение Apple к прибыльности.

В Apple и Gucci понимали, что узнаваемая эстетика бренда важна для его возрождения. Чем более четко определена эстетика, тем тщательнее компания подходит к дизайну, мерчендайзингу и стилистике — и тем сильнее эти функции ориентированы на создание новых коллективных отношений с брендом. Характерная эстетика бренда находит отражение в ключевых продуктах, его важнейших атрибутах. Для Gucci такими продуктами являются сумки GG Marmont и Soho, слиперы и лоферы Princetown, ремень GG, принты GG, а также костюмы и платья, вдохновленные 1970-ми. Для Apple этими составными элементами являются Mac, iPad, iPhone, Apple Watch и AirPods.

Составные элементы бренда помогают сфокусировать обновления. Независимо от продаваемого продукта, каждый бренд на этапе обновления должен развивать подобные элементы. Даже в ресторанах быстрого питания имеются свои фирменные продукты. В McDonald’s это Биг Мак, Макнаггетс и картофель фри. В начале 2010-х компания столкнулась с трудностями, так как пыталась расширить меню, чтобы привлечь более широкую аудиторию. В 2015 году McDonald’s сократила свое меню и сосредоточилась на цене и качестве. Принцип «меньше, но лучше» помог в 2019-м вывести продажи McDonald’s на уровень, превышающий $100 млрд, а операционная рентабельность выросла относительно предыдущего года на 43%. С тех пор как в McDonald’s сделали ставку на основные продукты, рыночная стоимость компании почти удвоилась и достигла $160 млрд.

Усовершенствуйте историю своего бренда

Четкая и привлекательная история бренда создает контекст и нарратив продукта и может помочь повысить его привлекательность. Когда бренд продает продукты, он продает историю. Когда потребители покупают продукты, они верят в эту историю. История внутренне объединяет организацию и стандартизирует процесс принятия решений. Она связывает материалы о бренде с коллекциями, определяет направление дизайна, чтобы включить в продукты атрибуты этого нарратива (например, узнаваемый узор, пряжку, цвет или строчку), и стандартизирует мерчандайзинг, стилистику и маркетинг. Сторителлинг бренда не только является ценной валютой, но и важен для привлечения и удержания клиентов. Когда потребители начинают верить в историю бренда, а не просто покупают товар, они с меньшей долей вероятности уйдут или переключатся на другой бренд.

Когда Микеле занял пост креативного директора Gucci, он сразу же начал революционным образом менять нарратив бренда. Он сместил фокус с открытой сексуальности на четко определенную максималистскую, похожую на сон, эстетически чрезмерную вселенную. Эта история происходит в мире тайных садов и мифических существ. Стразы, оборки, яркие сочетания цветов и дракончики — все это аспекты бренда Gucci. Этот безумно креативный, эклектичный и всеохватывающий мир можно наблюдать в Gucci Garden, напоминающем музей пространстве в Palazzo della Mercanzia, где продаются уникальные вещи, в элитных современных ресторанах Gucci Osteria da Massimo Bottura и в остальных 483 магазинах по всему миру. В четвертом квартале 2016 года, после назначения Микеле, продажи в магазинах, управляемых напрямую, выросли на 28,2%, и все регионы показали хорошие результаты. Быстрый рост продаж — самый быстрый у Gucci за предыдущие 20 лет — непосредственно связан с новой историей бренда.

Свяжите бренд с поп-культурой

Культурные отсылки отражают роль бренда в мире и обеспечивают доверие целевой аудитории. Основатель McDonald’s Рэй Крок часто говорил: «Мы работаем не в бизнесе по изготовлению гамбургеров, а в шоу-бизнесе». Недавно в коллаборации McDonald’s «Знаменитые заказы» приняли участие Джей Бальвин, Трэвис Скотт и BTS, и наборы любимых блюд знаменитостей получили их имена.

Новые и актуальные ассоциации с поп-культурой помогают оживить бренды, испытывающие трудности, но самый быстрый способ вернуться к культурной актуальности — это проанализировать, что делало бренд успешным в первую очередь. Архивы брендов — настоящая золотая жила их любимой, но часто забытой классики. По мере того как бренд растет и приобретает зрелость, он часто забывает об искре, благодаря которой все началось. Старые любимые продукты, которые являются частью окружающей бренд легенды, способны быстро привлекать и старых, и новых поклонников, обращаясь к реальной или придуманной ностальгии.

В кампании Gucci 100, посвященной столетию бренда, постарались отдать должное его истории и влиянию на поп-культуру. Была представлена эксклюзивная коллекция предметов, отражающих век бренда в индустрии моды. Gucci открыла 100 временных магазинов и запустила на Spotify и Apple плейлисты с музыкой, отсылающей к непреходящей эстетике компании. Вызвав к жизни темы бренда через музыку и смешав новые и архивные продукты, Gucci сделала ставку на свое наследие и увеличила жизненный цикл продуктов.

Эта стратегия может помочь перенести историю бренда в настоящее и напомнить людям об инновациях в области продуктов, которые в первую очередь делают бренд великим. Но недостаточно просто заново перемешать старые продукты. Бренды должны перенести это наследие на новых клиентов и современные ценности. Недавно Gucci запустила Vault, сайт, где перемешаны старые любимые продукты и вещи, созданные новыми дизайнерами, которые подчеркивают ценности бренда Gucci, такие как социокультурное многообразие, гендерная нейтральность и устойчивое развитие.

Знайте своих клиентов

В историях обновления Apple, Gucci и McDonald’s было нечто общее: они хорошо понимали, чего хотели их клиенты. Этого не всегда легко достичь. Компании располагают большим объемом данных, но часто у них нет ясного представления о своих клиентах. Данные о них находятся в разных отделах организаций, не общающихся друг с другом, и их трудно анализировать и использовать как руководство к действию. Чтобы ликвидировать этот пробел, брендам следует создать модель клиентских данных, которая позволяет получать четкую действенную информацию и отвечает интересам множества внутренних стейкхолдеров одновременно. Такая модель переводит количественные данные в качественные идеи, в равной степени понятные и дизайнерам продуктов, и закупщикам средств рекламы, творческим работниками и мерчендайзерам.

Первый шаг в процессе создания клиентской модели, помогающей принимать конкретные действенные решения, — сосредоточиться на основных ценностях клиентов и глубоко понять их мотивы и интересы, привычки, касающиеся медиа, источники влияния, основные покупаемые позиции и препятствия к покупке. Выявите главные характеристики, которые они ценят, включая такие, как последние тенденции, функциональность, комфорт и заметность статуса. Они будут разными для каждого бренда, поэтому важно, чтобы любой бренд, планирующий возвращение на рынок, провел собственное исследование, прежде чем принимать важные решения, связанные с планированием.

Успешное возрождение бренда не происходит мгновенно. Его невозможно ускорить. Необходим постоянный процесс, включающий стратегические, креативные и операционные решения, и если они реализуются последовательно, они выводят бренд на путь культурной актуальности, любви клиентов и успеха в бизнесе. Эта история кажется не очень волнующей, когда ее рассказываешь, но оказывается гораздо более эффективной в долгосрочной перспективе.