Четыре шага, которые увеличат продажи среднего бизнеса | Большие Идеи

・ Продажи
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре шага, которые увеличат продажи
среднего бизнеса

Авторы: Андрис А. Золтнерс , ПК Синха , Салли Лоример

Четыре шага, которые увеличат продажи среднего бизнеса
Иллюстрация: French Anderson Ltd/Stocksy

читайте также

Дэвид Аллен: «Быть продуктивным можно даже во сне»

Анастасия Миткевич

Как починить «мудрость толпы»

Джоанна Бруннедер,  Дирк Дейхманн,  Огуз Аджар,  Тарун Сарвал

Антидоты против паники

Лилия Дерябина

Шесть приемов глухих людей, которые помогают общаться в онлайне

Роберта Кордано,  Сабина Наваз

Дифференциация и актуальность продукта создают основу для коммерческого успеха. (Взлет Zoom тому наглядный пример.) Но сегодня трансформируется сам процесс покупки. По мере изменений покупательских предпочтений в сфере цифрового, виртуального и личного взаимодействия отделам продаж приходится адаптироваться к новым требованиям. Для успеха необходимо сочетать возможности специалистов по продажам с цифровыми активами, которые помогают, дополняют и иногда заменяют людей.

Крупные организации могут успешно справиться с этой задачей за счет своего размера. Компании среднего размера могут взяться за нее, рассчитывая на свою скорость и гибкость, и дополнить собственные возможности привлеченными цифровыми ресурсами. Отделам продаж, независимо от размеров фирмы, приходится решать четыре взаимосвязанных задачи:

1. Расширение цифровых и виртуальных средств продаж.

2. Индивидуализация продаж согласно потребностям, знаниям и предпочтениям клиентов.

3. Адаптация отдела продаж к изменениям на рынках.

4. Использование данных и инструментов в поддержку решений и процессов отделов продаж.

Задача №1: Расширение цифровых и виртуальных средств продаж

Отделы продаж расширяют применение цифровых и виртуальных каналов продаж, чтобы удовлетворить потребности покупателей, все более активно осваивающих цифровое пространство.

Рост цифровых и виртуальных продаж уравнивает шансы для организаций всех размеров. Благодаря множеству инструментов на аутсорсинге расширять виртуальные возможности для продаж (по сравнению с физическими магазинами) становится все легче. Когда-то технологические тренды благоприятствовали крупным организациям, способным инвестировать в ИТ-инфраструктуру и поддерживающий ее персонал. Превращение инфраструктуры, программного обеспечения и платформы в услугу (IaaS, SaaS, PaaS) изменило правила игры. Компании наращивают цифровые маркетинговые усилия — например, используя социальные медиа, платформы маркетинга по электронной почте и веб-сайты. Инструменты виртуальных коммуникаций, такие как Zoom и Loom (активно растущий сервис для обмена видеосообщениями), получили повсеместное распространение при взаимодействии между клиентами и специалистами по продажам. И чтобы связать это все вместе, облачные системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), такие как Salesforce и Microsoft Dynamics, интегрируют классические возможности CRM (например, управление воронкой продаж, отслеживание взаимодействия) с инструментами сотрудничества в командах (например, мессенджеры и видеоконференции), повышения производительности (например, интеграция электронной почты, управление затратами, формирование ценовых и коммерческих предложений), аналитикой (отчеты о продажах, прогнозы, ИИ) и т. д. Решения для более широкой автоматизации маркетинга, такие как Adobe, помогают объединить команды маркетинга и продаж с целью оптимизации цикла взаимодействия с клиентом.

Возможность пользоваться всеми этими системами по модели подписки, предусматривающей оплату по мере использования, позволяет средним организациям с большей легкостью применять и расширять цифровые и виртуальные способы продаж. В то время как более крупные компании часто тратят свои ресурсы на интеграцию «лучших в своем классе» инструментов, организации среднего размера выбирают несколько решений из тысяч доступных. Им будет полезен дисциплинированный подход и помощь внутреннего или внешнего эксперта.

Кроме того, цифровой и виртуальный каналы продаж устраняют географические барьеры, открывая новые рынки небольшим игрокам.

Задача №2. Индивидуализация каналов и этапов продаж и управление ими

Клиенты становятся все более подготовленными и самостоятельными, и они хотят, чтобы контент и каналы были индивидуализированы в соответствии с их меняющимися информационными потребностями. Они ожидают, что все будет синхронизировано на всех этапах взаимодействия с сайтом, колл-центром, продавцами в магазине и т. д.

Крупные компании с широкими продуктовыми линейками и специализированными командами продаж и маркетинга с трудом обеспечивают скоординированный покупательский опыт, который рассчитывают получить и на который откликаются клиенты. Например, одна крупная фармацевтическая компания использовала более десятка способов поделиться информацией с работниками всего одной сферы медицины. У компании имелись торговые представители, работающие на местах и в офисе, специалисты по возмещению расходов, медицинские научные консультанты, представители по поддержке пациентов и менеджеры по работе с ключевыми клиентами. Кроме того, в отделе маркетинга работали несколько человек, управлявшие контентом, которым делились по персональным каналам, а также специалисты, отвечающие за контент цифровых каналов (например, электронной почты, веб-сайтов, социальных медиа). Ситуация еще больше осложнялась тем, что вспомогательные отделы компании (технологический, аналитический, маркетинговых операций, торговых операций) действовали в собственных интересах. Координирование работы всех этих разрозненных команд и отделов представляло непосильную задачу.

У организаций среднего размера имеется преимущество. При более простой структуре и меньшем количестве обособленных отделов им гораздо легче упорядоченно давать клиентам необходимую им информацию. И пока растущие организации среднего размера создают более специализированные отделы, наличие небольшого числа обособленных служб облегчает построение сетевой организационной структуры, облегчающей сотрудничество.

Задача №3. Постоянная адаптация продаж в организации к изменениям на рынках

Новый клиент оценит личную встречу со специалистом по продажам, во время которой они обсудят продукт и сложности ценообразования. Позже тот же клиент для повторных покупок может предпочесть цифровой или виртуальный канал. По мере развития технологий изменения потребностей клиента и механизмов использования цифровой среды организации должны переосмысливать роль разных каналов и специалистов по продажам. Граница между продажами из офиса и на местах стирается, так как специалисты по продажам на местах чаще пользуются цифровым и виртуальным каналом, а отдел продаж, находящийся в офисе, обрабатывает более сложные заказы. В отделах продаж возникают новые должности, например, в области высоких технологий, где предлагаемые решения с оплатой в зависимости от объемов потребления (например, облачные услуги) предполагают взаимодействия с менеджером по сопровождению клиента (CSM), который помогает реализовать ценность. Стратегии каналов продаж также развиваются. Некоторые компании меньше полагаются на каналы партнеров, в то время как другие повышают роль партнеров в удовлетворении потребностей клиентов. Отделу продаж любого размера и структуры, вероятно, понадобится что-то менять в своей работе через год, если не раньше.

Сложности реструктуризации команд и процессов продаж и маркетинга растут с ростом и усложнением структуры организации. Изменения, расширение, сокращение функций и кардинальные изменения в отношениях с клиентами только усугубляют проблемы. Неудивительно, что у крупных организаций может уходить от двух до четырех месяцев на переконфигурацию старых систем (например, отчетности по продажам, материальных поощрений). Отделам продаж среднего размера также приходится решать эти проблемы. Но поскольку в них работает меньше людей и структура отчетности проще, на адаптацию функций в отделе продаж и каналов у них может уходить несколько дней, а не месяцев (а иногда это может происходить в режиме реального времени).

Задача №4. Использование данных и инструментов в поддержку решений и процессов отделов продаж

Волны цифровых инноваций (например, интернет, мобильность, большие данные, облачные вычисления и теперь ИИ) постоянно приносят новые возможности, не ограничивающиеся изменением каналов и структур продаж (задачи №1—3). Организации пользуются цифровыми средствами для улучшения управления персоналом и почти каждого решения и процесса, на котором строится работа отдела продаж.

LinkedIn (для опытных работников) и Handshake (для рекрутинга в университетских кампусах) помогают многим компаниям среднего размера находить специалистов по продажам с такой же легкостью, как это делают крупные компании. Компании всех размеров применяют цифровые системы для отслеживания новых работников, обучения, управления производительностью, коучинга, предоставления обратной связи (например, контрольные панели и отчетность) и управления материальным поощрением. Ключ к успеху организаций среднего размера в том, чтобы дисциплинированно выбрать несколько решений, оказывающих высокое воздействие и работающих вместе.

Благодаря своей гибкости в сочетании с дополнительными возможностями привлеченных цифровых ресурсов организации среднего размера имеют все шансы прыгнуть выше головы.