Почему большие данные часто не помогают бизнесу | Большие Идеи

・ Цифровой маркетинг
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему большие данные часто не
помогают бизнесу

Данные — это отлично, но они не заменят общения с клиентами

Автор: Грэм Кенни

Почему большие данные часто не помогают бизнесу
Иллюстрация: kkgas/Stocksy

читайте также

Еще одна хорошая новость

Елена Евграфова

Чему я научился, внедряя инновации в The New York Times

Джон Герачи

Где взять нужные кадры, если на рынке их нет

Джейк Шварц,  Сет Харрис

Какую пользу принесут большие данные отделу кадров

Байтеряков Сергей

Компании могут собирать и обрабатывать большие объемы точных личных данных и рассчитывают за счет этого обнаружить на рынках новые интересные связи. Но поможет ли это им что-нибудь понять?

Многие считают, что обязательно поможет. Например, большая четверка банков Австралии (Westpac, National, ANZ и Commonwealth) тратит огромные деньги и перелопачивает горы клиентских данных, сопоставляя набор переменных — например, пол, возраст и профессию — с рядом банковских продуктов и услуг. Крупнейший банк страны Commonwealth объявил о большом проекте в сфере данных.

Две главные сети супермаркетов Австралии (Woolworths и Coles) тоже прочесывают клиентские данные. Они используют огромные вычислительные мощности (которые стали доступны лишь недавно) и статистические приемы, чтобы искать «инсайты»: например, проводят сложный мультиплатформенный анализ и сопоставляют активность в интернете и социальных сетях с паттернами покупок.

Без корреляционного и регрессионного анализа огромного объема данных, конечно, не обойтись, но я боюсь, что CEO и топ-менеджеры на этом успокоятся и решат, что теперь им не нужно слушать клиентов, ведь этим занимается ИТ-отдел.

Обманчивая привлекательность данных

Чтобы изучить обманчивую привлекательность данных, посмотрим, как один бизнес много лет за ними прятался.

Кит — директор компании по управлению капиталом, обслуживающей в первую очередь состоятельных частных лиц. Фирма помогает им с инвестициями, предоставляя продукты, портфельные решения, советы по финансовому планированию и возможности в сфере недвижимости.

Как и компании-конкуренты, фирма Кита проводила опросы, чтобы анализировать свои результаты. Но в какой-то момент Кит и его менеджеры поняли, что опросы не дают никаких результатов, которые помогали бы в разработке стратегии.

Поэтому команда Кита решила пойти другим путем — внимательно слушать клиентов. Они провели ряд интервью, на которых дали клиентам возможность свободно говорить, и результаты глубоко их поразили.

Во-первых, Кит понял, что его данные бесполезны. Вопросы в анкетах были построены на представлениях менеджеров о том, что им хотят сказать клиенты, а не на том, что они хотели сказать на самом деле. Поэтому собранные данные, в свою очередь, тоже не отражали реальных пожеланий клиентов. Списки приоритетов, составленные по итогам интервью с ними, и того, что менеджеры считали приоритетом клиента, совпадали лишь в половине случаев.

Кит не одинок в своем заблуждении: исследования показывают, что большие данные часто бывают «в точности неверными». Deloitte приводит выводы одного из исследований: «Свыше двух третей респондентов заявили, что сторонние данные о них были в целом верны только на 0—50%. Треть респондентов сочла, что эта информация верна на 0—25%».

В случае Кита к этому прибавлялась ошибка в оценке приоритетов. Например, компания считала, что возрастные клиенты не будут ставить «технологичность» (цифровые и онлайн-инструменты) высоко в списке своих требований. Однако по результатам интервью они обнаружили, что, хотя сами эти клиенты не были активными пользователями технологий, для многих из них это все равно было важно. Во-первых, с сайтом за них работали ассистенты, которые ценили технологии, а во-вторых, они считали современные технологии необходимым требованием для бизнеса.

Кроме того, Кит и его команда с удивлением обнаружили: чтобы получить настоящую полезную информацию, понадобилось очень мало интервью. Он говорит, что «всего 18—20 клиентов помогли выяснить все самое главное». Это так называемый эффект насыщения — исследовательский термин, который означает точку, где можно переставать проводить интервью, потому что ничего нового вы уже не услышите.

Слушайте клиентов

Общаться с клиентами — это не так интересно и ново, как инвестировать в «большие данные». Зато у такого общения есть долгая история успеха. Вспомните, например, важный момент в истории Toyota.

Когда в Toyota решили разработать премиальный автомобиль для США, команда не засела в Токио, чтобы продумать идеальный дизайн, и не стала анализировать мнения своих клиентов о старых моделях. Вместо этого компания отправила своих дизайнеров и менеджеров в Калифорнию, чтобы те изучили целевую аудиторию (американских менеджеров мужского пола с высоким доходом), поговорили с ними и выяснили, что им нужно от машины. Полученная таким образом информация вместе с несомненно отличными инженерными навыками дала Toyota совершенно новое направление: экспорт элитных машин в США. Вы, скорее всего, знаете эти машины под брендом Lexus. С тех пор слушать клиентов — неотъемлемая часть культуры Toyota. В Adobe тоже создали целую «культуру слушания клиентов» и составили набор полезных советов о том, как именно их нужно слушать. Например, Элейн Чао, продакт-менеджер компании, выразила это следующим образом: «Слушать клиентов — это только первый шаг. Наша главная задача — понять, что хотят сделать клиенты, но необязательно — как именно они хотят это сделать».

Поэтому, если ваши данные не из разряда «в точности неверных», используйте современные технологии, ищите паттерны в поведении клиентов, но понимайте ограничения больших данных. Это исторические и статичные данные. Исторические — потому что это информация о прошлом; ваши клиенты, скорее всего, уже ведут себя не так, как это показывают данные. И статичные — потому что и любой другой метод компьютерного моделирования, они никогда не смогут ответить на вопрос, который не пришел вам в голову.

Посмотрите на мир чужими глазами, и вы совершите настоящие открытия. Но для этого вам нужно действительно интересоваться клиентами и выслушать их истории.