Закладки


Поделиться

URL
***

Бизнес и общество / Феномены

01 марта 2010

Бизнес идеальных пропорций. Беседа с философом Юрием Боревым

Великий Нанни Гроссо умирал в больнице для бедных. Исповедовав скульптора, священник протянул крест для поцелуя. Но Гроссо оттолкнул его: «Это некрасивый крест! Дайте мне распятие работы Донателло!» Так ценилась красота в былые времена, пока не появился ширпотреб. Доктор филологических наук Юрий Борев, автор более двадцати книг по эстетике, уверен: чувство прекрасного полезно и в бизнесе. В своей теории он установил взаимосвязь между экономикой и эстетикой. О том, какое воздействие оказывает культура на экономику, ученый рассказал редактору «HBR — Россия» Дмитрию Фалалееву.

В своих работах вы указываете на связь экономики и эстетики.

Эстетика и производство были связаны изначально. Во всех музеях мира сегодня хранятся амфоры и другие гончарные изделия древних греков, которые создавали красивые сосуды для практических целей — для хранения вина, оливкового масла, зерна. Взаимосвязь эстетики, экономики и промышленности стала проявляться в конце XVIII — начале XIX века, в период бурного развития производства. В Средние века, в эпоху Возрождения всякий предмет, будь то скульптура, картина, стол или шкаф, мастер делал вручную. Причем это было именно художественное произведение, даже если речь шла об обычной утвари!

Прекрасный пример такого мастера — Кола Брюньон. В романе Ромена Роллана есть описание стола, который Кола на протяжении многих лет делал для курфюрста. С ножек стола свисали резные гроздья винограда, пропорции его были идеальны. Мастер создавал вещь полезную и прекрасную одновременно, выражая свою личность в акте творчества. Так было практически до XIX века. Но что происходит дальше? Промышленное и экономическое развитие набирает обороты, появляется массовое производство. Время великих мастеров уходит, рождается, по меткому выражению Гегеля, «частный и частичный человек», который делает только ножку от стола, в то время как другой работник делает столешницу. Массовое производство приводит к тому, что эстетическая ценность вещей становится минимальной, с этого...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ