Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Феномены

Хотите
научиться думать?

Опирайтесь только на собственный разум! При одном непременном условии — НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЕГО ВКЛЮЧАТЬ!

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Как оценить углеродный риск вашей компании

Мазен Скаф

Изнанка перекрестных продаж

Кумар В.,  Шах Дениш

Победить прокрастинацию

Крис Бэйли

Когда платформы атакуют

Лю Цихун,  Фэн Чжу

…Завершая наконец весьма затянувшуюся тему — Как научиться думать? — стоит поразмыслить: а как вообще она возникла? Ведь думать-то должны бы учить нас с первого класса… Но в России живут люди разных поколений. И немало тех — дай Бог им здоровья и жизни, — у одних из которых страх перед думаньем остался в памяти с детских лет, у других же — в крови, от предшествующих поколений…

Илья Эренбург был в Испании в годы Гражданской войны. Он насмотрелся там на то, как сталинские эмиссары заняты были главным образом не борьбой с франкистами, а расстрелами тех людей из правительственных (т. е. коммунистических) войск, кого они считали «троцкистами» и анархистами. А тех из советских высших военных чинов, кто помогал испанским войскам, время от времени вызывали в Москву. И постепенно доходили смутные слухи о том, что они расстреляны — без малейших на то оснований…

И Эренбург в 1938—1939 гг. пишет в Барселоне стихотворение о том, как он мечтает разучиться думать — поскольку разум отказывается понять кровавый абсурд происходящего.

Додумать не дай, оборви, молю, этот голос,

Чтоб память распалась, чтоб та тоска раскололась,

Чтоб люди шутили, чтоб больше шуток и шума,

Чтоб, вспомнив, вскочить, себя оборвать, не додумать…

……………………………………………………………….

Не дай доглядеть, окажи, молю, эту милость,

Не видеть, не вспомнить, что с нами в жизни случилось.

Не знаю, что думали те, что читали эти строки в 1939 году в журнале «Знамя» с пометой «Барселона». Но хорошо помню, что перепечатанное после доклада Хрущева о сталинских злодеяниях стихотворение производило впечатление удара в грудь. Человек мечтает не думать!..

За девять лет до хрущевского доклада, в декабре 1944 года, Наум Коржавин (тогда еще не взявший этого псевдонима), бесстрашно писал:

Гуляли, целовались, жили-были…

А между тем, гнусавя и рыча,

Шли в ночь закрытые автомобили

И дворников будили по ночам.

…………………………………..

И я поверить не умел никак,

Когда насквозь неискренние люди

Нам говорили речи о врагах…

Романтика, растоптанная ими,

Знамена запыленные — кругом…

И я бродил в акациях, как в дыме.

И мне тогда хотелось быть врагом.

Юного поэта арестовали на 3-м курсе, в 1947 году, за стихи — прямо в общежитии Литературного института. Он еще не был тогда, по его признанию, ни антисоветчиком, ни антисталинистом. Но не переставал размышлять над происходящим. И раньше подавляющего большинства современников додумался до сути происходящего в стране. И вернувшись из ссылки в Москву, стал активно нас всех вразумлять — посредством стихов…

Роль его стихов (исключительно в авторском чтении) в умственной жизни тогдашнего общества невозможно переоценить.

Сейчас ему, отметившему в прошлом году 90-летие, присуждена национальная премия «Поэт» — в высшей степени заслуженно.

Сегодня уже не объяснишь, как простенькие, казалось бы, строки в те годы пробивали нас током:

В этой басне 1956 года «Еж и заяц» уцелевшего зайца встречает еж:

И что же отвечает заяц?..

«Арифметическая басня» (1957), читавшаяся автором по московским кухням (не скоро предстояло ей попасть в печать), воспринималась слушателями как самое настоящее интеллектуальное откровение.

Был найден точный сюжет — таблица умножения как воплощение элементарного и в то же время — незыблемого.

Чтобы быстрей добраться к светлой цели,

Чтоб все мечты осуществить на деле,

Чтоб сразу стало просто все, что сложно,

А вовсе невозможное — возможно, —

Установило высшее решенье

Идейную таблицу умноженья.

…………………………………..

Высокий орган радостно считает,

Что нам ее размаха не хватает,

И чтоб быстрее к цели продвигаться,

Постановляет: «дважды два — шестнадцать».

… Так все забыли старую таблицу.

Потом пришлось за это поплатиться.

……………………………………..

По новым ценам совершая траты,

По старым ставкам получать зарплату.

И вот тогда с такого положенья

Повсюду началось умов броженье,

И в электричках стали материться:

«А все таблица… Врёт она, таблица!

Что дважды два? Попробуй разобраться!..».

Еретики шептали, что пятнадцать.

Но обходя запреты и барьеры,

«Четырнадцать», — ревели маловеры.

И все успев понять, обдумать, взвесить,

Объективисты заявляли: «десять».

………………………………………

А всех печальней было в этом мире

Тому, кто знал, что дважды два — четыре.

Тот вывод люди шутками встречали

И в тюрьмы за него не заключали…

Ну, и так далее.

Поэма Коржавина «По ком звонит колокол» подводит, пожалуй, итог теме уменья и неуменья думать.

Когда устаю — начинаю жалеть я

О том, что рожден и живу в лихолетье,

Что годы потрачены на постиженье

Того, что должно быть понятно с рожденья.

И дальше — важные для нашей темы слова, которые сегодня заново, неожиданно для людей мыслящих (а их в нашем отечестве немало) приобрели актуальность:

Не в этом, оказывается, дело, а в том,

Что разума было не так уж и мало,

Что слуха хватало и зренья хватало,

Но просто не верило слуху и зренью

И собственным мыслям мое поколенье.

Кто пошел сегодня по этой давно истоптанной и ведущей непосредственно в тупик дорожке — сворачивайте с нее как можно скорей!

Опирайтесь только на собственный разум! При одном непременном условии — НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЕГО ВКЛЮЧАТЬ!