Новая антихрупкость | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент


Новая антихрупкость

Как укрепить готовность к встрече с новыми вызовами и препятствиями

Автор: Антонина Иванова

Новая антихрупкость
Фото: Mediocre Studio / Unsplash

читайте также

«Деньги проще всего поднимать, когда они вам не нужны»

Андрей Филев

Новая наука продавать

Ледингхэм Дайанн,  Марк Ковач,  Саймон Локке Хейди

Георгий Пинхасов

Анна Натитник

Легко ли быть трудоголиком?

Рамараджан Лакшми,  Эрин Рейд

Принцип антихрупкости, сформулированный Нассимом Николасом Талебом более десяти лет назад, актуален как никогда. Способность людей, команд и систем не просто быть устойчивыми, но усиливаться, развиваться, проходя через неопределенность и сложности, в настоящее время определяет потенциал антихрупкости каждого конкретного бизнеса: оставаться конкурентноспособным, видеть и использовать возможности, тактически и стратегически перестраиваться, чтобы в итоге не просто выживать, а реализовать свои цели.

Когда острая реакция на резкий вход в небывалый кризис спадает, кажется, что пора все забыть и двигаться дальше. Но не стоит упускать шанс сделать сложный и часто неприятный опыт своим активом, знанием, которое можно использовать в дальнейшем. Превратить конфликты и недомолвки в тот самый «пуд соли», который в отношениях закладывает прочную основу доверия и готовности двигаться вместе. Именно в такой период каждому лидеру и его команде стоит осмыслить свой путь и договориться о важных вещах, которые станут основой устойчивости и способности отвечать на новые вызовы.

Давайте разберемся, в чем проявляется антихрупкость на трех уровнях: личном, уровне команды и организации в целом. Как укрепить свою готовность встречать новые неожиданные вызовы и препятствия?

Индивидуальный уровень

Помните «Сначала наденьте маску на себя»? Команда не может быть антихрупкой, если ее лидер неспособен держать удар: он должен сохранять себя и правильно распоряжаться личным ресурсом. Чтобы влиять на ситуацию, важно оставаться включенным и замечать, что происходит вокруг, а также отслеживать свое состояние, эмоции и реакции и оставаться эффективным, даже сталкиваясь с серьезным ударом или полосой препятствий.

Джим Лоэр и Тони Шварц в своей книге «Жизнь на полной мощности» предлагают организовать жизнь в виде серии спринтерских дистанций — периодов деятельности с полной самоотдачей, чередующихся с эпизодами полноценного отдыха и восстановления сил.

Я вспоминаю, как в марте 2022 года участница коучинговой сессии с негодованием выкрикнула: «Вы думаете, сейчас правильное время пойти в отпуск?!» Да, под давлением ошеломляющего потока новостей и количества новых задач нам часто кажется, что паузу взять не только недопустимо, но даже невозможно.

А что, если выйти за рамки сегодняшнего дня? Часто я предлагаю участникам программ обучения и развития такое упражнение: нарисовать линию, которая бы отображала их уровень удовольствия от жизни и вовлеченности за последние 10 лет. От руки субъективно нарисовать взлеты и падения. Далее подписать под самыми высокими и самыми низкими точками: что это за время, что в этот момент происходило в жизни. По моим наблюдениям, эта линия жизни очень редко совпадает с кривой экономических и других внешних кризисов, происходивших в это время. Практически всегда — это личная история самого человека.

Так что задача номер один — вернуть в свой распорядок отдых. Нельзя быть в форме и держать удар непрерывно. В том, что отдых способствует повышению когнитивных способностей, креативности, снижению уровня стресса и риска сорваться в самый неподходящий момент на близких или малознакомых людях, уверены многочисленные ученые самых разных специальностей, да и я сама.

Упражнение с линией жизни позволяет проанализировать, что общего у взлетов и падений вашей мотивации и удовлетворенности. Увидеть факторы своей мотивации и вовлеченности, а также их киллеры, чтобы вовремя распознавать и корректировать их негативное влияние.

Некоторые считают, что жизнь была бы прекрасна, если бы все было предсказуемо и стрессов не было бы совсем. Но как красота мускулов и подтянутого тела рождается в упорном труде в спортзале, так и умение противостоять стрессу тренируется в регулярных выходах за пределы привычного и предсказуемого. Откуда на это брать силы и энергию?

Лоэр и Шварц выделяют четыре вида энергии — физическую, умственную, эмоциональную и духовную. В контексте нашего разговора эпитет «духовная энергия» имеет значение «связь с глубинными ценностями и целями».

Уровень физической энергии определяет запас топлива для «зажигания» наших талантов и навыков. Отдых, сон, питание, регулярная физическая нагрузка заряжают и поддерживают.

• За поддержание оптимальной умственной энергии отвечают другие «мускулы» — это продумывание задачи, визуализация, положительное проговаривание, управление временем и творческий подход.

• Положительную эмоциональную энергию «качают» уверенность в себе, самоконтроль, навыки общения и эмпатия. Кроме того, нужен запас реалистичного оптимизма — умения видеть мир таким, какой он есть, сочетающегося с положительным настроем на достижение желаемого результата. Чтобы работать на высшем уровнем эффективности, мы должны аккумулировать и использовать положительные эмоции: предвкушение интересной задачи, азарт и радость поиска новых возможностей, информации, впечатлений; удовольствие от удачных (возможно, и небольших) ежедневных успехов и свершений. Отрицательные эмоции важны для выживания, но для поддержания высокой эффективности надо уметь их выключать: они слишком затратны и энергетически невыгодны.

• Главный «мускул» духовной энергии — это характер, то есть смелость и уверенность в следовании выбранной дорогой, даже когда это связано с преодолением трудностей и самопожертвованием. Это все, что нас воодушевляет, вдохновляет, помогает развивать полную мощность и максимизировать эффективность при исполнении любой миссии: энтузиазм, обязательность, целостность, честность. Это в том числе и баланс между обязательствами перед другими людьми и адекватной заботой о своих интересах.

Как дерево, растущее в ветреной, агрессивной среде, обычно обладает развитой, сильной корневой системой, так и человек может устоять в самые сложные периоды жизни, когда чувствует связь со своими убеждениями и черпает энергию из понимания важности задуманного и желаемого. Прекрасный пример такой стойкости описал Виктор Франкл в книгах «Человек в поисках смысла» и «Скажи жизни “ДА”!» — весной 2022 года они стали бестселлерами.

Уровень команды

Следующим шагом мы смещаем фокус с индивидуального уровня на уровень команды, где несколько человек общаются, взаимодействуют и достигают результата совместными усилиями. Моя любимая метафора команды — сравнение со стаей перелетных птиц. Подъемная сила сотен крыльев в стае позволяет преодолевать расстояние почти вдвое большее, чем в одиночку. Или есть старая африканская пословица: «Хочешь идти быстро, иди один. Хочешь уйти далеко, бери товарища».

Опора команды — это договоренность, согласованная всеми участниками, о том, что в команде делаем всегда и чего не делаем никогда. Важно понимать: эти нормы существуют в каждой команде, даже если они не вербализованы. Но если нормы не проговариваются, руководителю или команде ими трудно управлять.

Универсальных норм не существует, они — как отпечаток пальца — уникальны для каждой команды. Начинаясь с каких-то базовых правил, по мере развития команды нормы часто меняются, вбирая новые принципы, стимулирующие общую работу. Именно эти нормы важно обсуждать — и пересматривать договоренности, особенно в завершении сложного цикла развития бизнеса или острого кризиса.

Недавно я вела ежегодную командную сессию для лидеров компании. Важным фокусом стал разговор о взаимодействии в стрессе. Три года назад мы договорились о нормах взаимодействия в этой команде, а в самом начале кризиса этого года лидеры, чтобы избежать конфликтов и открытой конфронтации, просто перестали между собой разговаривать. Несколько недель в офисе не было слышно никаких разговоров.

Когда ситуация нормализовалась, команде было важно совместно «прожить» то, что произошло. Не игнорировать «слона в комнате», поскольку эмоции и переживания, которые сдерживаются, имеют свойство вспыхивать в самый неподходящий момент. 

В результате обсуждения команда нашла несколько идей ритуалов и вариантов поведения, которые могут поддерживать в периоды изменений и стресса как отдельных участников, так и команду в целом. Ритуалом, получившим единогласную поддержку и принятым участниками, стало правило «Хвалить друг друга». Так просто и так действенно — отмечать вклад друг друга, показывать, что видишь ту ценность, которую другой создает для тебя или коллектива, даже если ваши взгляды в каких-то вопросах расходятся.

Уровень организации

Здесь, конечно, пойдет речь о роли лидеров и лидерской команды в том, чтобы провести организацию и сотрудников через кризис, способность стабилизировать команду, уточнить приоритеты, видеть и реализовывать возможности.

Наши и другие исследования показывают, что лидеры организации часто более устойчивы к стрессу и чаще демонстрируют толерантность к неопределенности. Поэтому каждому руководителю следует помнить: то, что одним может казаться интересной задачей, драйвовым вызовом, любопытным экспериментом, других может заводить в тупик, дезориентировать и лишать возможности действовать.

«Особые» времена для компании — это время для лидеров быть на связи, время более личных, более глубоких разговоров. В ситуациях высокой неопределенности люди не ожидают от руководителя немедленных решений, новых долгосрочных целей и пятилетних планов. Но они ждут, что их услышат, окажут поддержку, отнесутся бережно к их мнению и сложностям, проявят чуткость.

Важно завести в компании и строго соблюдать принципы обсуждения неоднозначных вопросов:

• говорить о переживаниях и ощущениях людей, но не противопоставлять позиции и мнения по вопросам политики и экономики;

• определить и часто возвращаться к ценностям, которые объединяют команду, исключить темы, противопоставляющие какие-то группы сотрудников друг другу;

• инициировать разговоры и мысли об образе желаемого будущего;

• проявлять готовность экспериментировать и стремление принимать точку зрения друг друга.

В такие времена отлично работает личный пример, короткие форматы, умение разрядить обстановку юмором. Четко транслируйте приоритеты — это поможет сотрудникам чувствовать себя в меньшем вакууме и точнее попадать в ваши ожидания.

Каждому лидеру в период кризиса стоит задать себе два вопроса. Первый: чего я хочу от своей команды? И второй: что я делаю такого, что этой цели мешает? Например, в стремлении обеспечить продуктивность руководитель создает тьму запросов и отчетов, съедающих время сотрудников.

Фактически речь идет о том, чтобы поддерживать в людях те же четыре уровня энергии (особенно эмоциональный и умственный), о которых вы заботитесь на индивидуальном уровне:

• находить время не только для сверки показателей, но и для установления понимания мотивации и настроя подчиненного;

• обеспечить регулярность контакта с каждым сотрудником, особенно если часть коллектива работает удаленно;

• ставить значимые, позитивно сформулированные профессиональные задачи, которые раскрывают потенциал сотрудника;

• часто, искренне и конкретно поддерживать самооценку и настроение персонала.

В сложных ситуациях мы часто излишне полагаемся на свои сильные стороны, а они могут из союзников стать преградой. Недавно один очень самостоятельный и требовательный руководитель рассказал свою историю. Команда представила ему готовый проект накануне дня презентации. «Из-за того, что время поджимало, я совсем потерял способность мыслить рационально. Недочеты казались критичными, и в тот момент почему-то решил, что только я могу все исправить. Хорошенько отчитав, я отправил команду домой, сказав, что покажу им, как надо работать», — вспоминает он. «К утру бессонной ночи, когда эмоции начали спадать, — смеясь добавил мой клиент, — я начал думать, что, возможно, командой в шесть человек мы сделали бы все несколько быстрее и лучше». Сильные стороны лидера похожи на приправу — добавишь в меру, блюдо приобретет полноту вкуса, переусердствуешь — и есть будет невозможно.

Лидеру важно отслеживать и свое влияние на команду и ее влияние на себя. Стараться что-то менять и в своих убеждениях, и в поведении. Важно подчеркивать ценность совместного опыта кризиса, подсвечивать позитивные события, держа в фокусе внимания то, что получилось, превращая таким образом негативный опыт в багаж знаний и мудрость компании.