Как правильно совмещать эмоциональный интеллект и аналитические способности | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как правильно совмещать эмоциональный интеллект и
аналитические способности

Три шага к сбалансированному мышлению

Авторы: Мелвин Смит , Ричард Бояцис , Эллен ван Оостен

Как правильно совмещать эмоциональный интеллект и аналитические способности
Иллюстрация: Miguel Navarro/David Malan/Getty Images

читайте также

Новый старый подход. Беседа с Айвором Тифенбруном

Гардинер Морс

Хотите быть креативными? Ничего не делайте

Брюс Дейсли

Руками не трогать

Юлия Фуколова

Что делать, если вы сорвались на работе

Патрисия Томпсон

Вашим коллегам или подчиненным когда-нибудь казалось, что вы их не услышали или проигнорировали, хотя вы старались их выслушать? Может быть, им было просто нужно выговориться, а вы предлагали конкретное решение? Или напоминали им о дедлайнах, обязательствах и ответственности, когда нужно было проявить сочувствие и понимание? Эти ошибки совершали почти все менеджеры, а особенно сложно избежать их во время кризисов — таких, как сейчас.

Сейчас действительно непростое время: пандемия не отступает, счет зараженных коронавирусом идет на миллионы, а счет смертей — на сотни тысяч. Из-за мер по борьбе с болезнью многие компании закрываются навсегда. Безработица в США достигла уровня, невиданного со времен Великой депрессии. Многие города захлестнули массовые протесты, после того как полицейские убили безоружного темнокожего по имени Джордж Флойд и шокирующее девятиминутное видео разошлось по всему миру.

Работникам сейчас тяжело. Они живут в тревоге и стрессе. Они волнуются за свое здоровье и боятся, что не смогут обеспечить себя и свои семьи. Более того, они беспокоятся о текущем и будущем состоянии США и всего мира. Скорее всего, вы испытываете те же чувства, но, как менеджер, вы должны стиснуть зубы и работать: составлять бюджеты, выполнять планы продаж и принимать непростые решения, чтобы ваша компания осталась на плаву.

Вы должны заботиться о своих сотрудниках, помогать им и утешать их. Кроме того, вы должны разбираться со срочными вопросами и принимать стратегические решения, чтобы спасти свою компанию. Но проблема заключается в том, что эти два направления задействуют разные части мозга. Иногда мы застреваем в сети, которая отвечает за решение задач и проблем, а иногда наоборот — в сети, которая управляет рефлексией, эмпатией и общением.

Однако чтобы стать действительно эффективным лидером и действительно помочь сотрудникам, нам нужно и то и другое. Ведь мы должны анализировать конкретные сложности подчиненных — и в то же время понимать их чувства и эмоции. Нам нужно формулировать и подтверждать гипотезы об их состоянии — и в то же время оставаться открытыми, чтобы видеть и слышать все, что видят, слышат и чувствуют они.

К счастью, недавние исследования объясняют, как у нас в голове сосуществуют эти две сети и как нам научиться их уравновешивать.

Что показали новые исследования с применением нейровизуализации

Наш коллега Энтони Джек из Университета Кейс Вестерн Резерв провел исследование и описал две основных системы нашего мозга: аналитическую сеть, она же «сеть целевой активности», и эмпатическую сеть, или «сеть пассивного режима». 

Аналитическая сеть помогает нам разбираться в предметах и событиях, оценивать задачи и принимать решения. Мы используем ее при в абстрактном и аналитическом мышлении, например, когда работаем с данными или финансовыми документами. А эмпатическая сеть исследует наше окружение и остается открытой к новым идеям и людям. Но интереснее всего, что эти две сети противостоят друг другу и даже подавляют друг друга: когда работает одна из них, вторая выключается.

Профессор Джек называет две сети «двумя полюсами разума». Обе они включают рассудочную деятельность, в обеих есть «быстрое» и «медленное» мышление. Но аналитическая сеть отвечает за анализ информации, а эмоциональная — за людей и качественные наблюдения.

В своей книге «Helping People Change» (на русском языке книга «Как помочь людям измениться. Коучинг Сопереживания для безграничного роста и развития» вышла в издательстве «Библос» в 2020 г. — прим. ред.) мы пишем, что людям нужны обе сети, и большинство эффективных лидеров умеют их использовать и переключаться между ними за долю секунды. Мы также считаем, что легкость переключения между сетями зависит в том числе от нашей рефлексии, тренировок и намерений.

Как достичь баланса

1. Осознайте свою предрасположенность. Какой из сетей вы пользуетесь чаще?

Чтобы понять, какой из сетей вы чаще пользуетесь в самых разных ситуациях (какая у вас основная сеть), нужна осознанность. Постарайтесь понять, что вы чувствуете и делаете в данный момент. Например, вы можете спросить себя:

  • Что я делаю прямо сейчас? Я думаю о конкретных фактах, деталях и решениях или мыслю широко и открыто? Я пытаюсь понять, как было бы объективно лучше поступить, или взвешиваю относительные преимущества того, что кажется мне справедливым?

  • В каких ситуациях или от каких действий у меня включится аналитическая сеть? А в каких с наибольшей вероятностью включится эмпатическая сеть?

  • Где я провожу больше времени — в аналитической или в эмпатической сети?

2. Тренируйте свою неосновную сеть.

Есть много разных способов тренировать эмпатическую и аналитическую сеть. Полезно проводить больше времени в той сети, которую вы используете реже, как баскетболисту-правше нужно больше работать над дриблингом и бросками левой рукой, чтобы стать лучше.

Вот как можно тренировать эмпатическую сеть:

  • Каждый день минимум по 15 минут разговаривайте с людьми, думая только о том, чтобы понять их, а не о том, как решить их проблему и какой им дать совет.

  • Когда вы кого-то слушаете, откажитесь от всех остальных дел и мыслей и постарайтесь в полной мере уделить внимание собеседнику. Постарайтесь не только слушать его слова, а полностью на него настроиться и замечать все, что вы видите и слышите (язык тела, тон голоса, эмоции и т. д.).

  • Если вам кажется, что вы в чем-то относительно уверены, постарайтесь подумать, в чем вы можете ошибаться, и рассмотреть другие возможности.

А вот как можно тренировать аналитическую сеть:

  • Назначьте конкретные фрагменты времени, в которые нужно решить конкретные задачи, и придерживайтесь этого расписания, даже если у вас нет строгих дедлайнов.

  • Найдите рабочий вопрос, в котором вам нужен новый подход. Например, нужно изменить контракт с одним из поставщиков. Перед тем как спрашивать чьего-то мнения, изучите ситуацию сами. Разберитесь со всеми вопросами, на которые вам нужно ответить. Вспомните два-три источника информации, к которым вы обычно не прибегаете (в том числе людей). Запишите преимущества и недостатки каждого ресурса, их цену и потенциальную пользу. Составьте на основе своих заметок детальный план, который поможет вам продвинуться вперед.

  • Составьте таблицу всех своих ежемесячных расходов за последний год — например, платежей за коммунальные услуги. Какие тенденции вы видите в этих цифрах? Как фактические расходы соотносятся с ожидаемыми?

3. Научитесь балансировать две сети.

После того как вы поймете, когда действуете в аналитической сети, а когда — в эмпатической, и научитесь включать любую из сетей по требованию, можно будет найти между ними баланс. Повторим, что обе сети очень важны и нужно научиться быстро переключаться между ними по необходимости.

Вот что, например, можно сделать, чтобы научиться переключаться между сетями:

  • Четко понимать свои намерения. Иногда мы понимаем, что нам нужно перейти в другую сеть, но сознательно решаем этого не делать. Иными словами, иногда это не вопрос возможности, а вопрос мотивации.

  • Когда вы принимаете решение, которое влияет на других (или объявляете о нем), подумайте не только о деле, но и о том, как оно может повлиять на ваши личные отношения с другими людьми.

Аналитическая и эмпатическая сети ведут войну у вас в голове: когда одна из них включается, вторая подавляется. Но не нужно выбирать одну из двух сетей. Не думайте, что одна из них хорошая, а вторая — плохая: они обе нам нужны. Чтобы стать максимально эффективным руководителем и сделать отношения продуктивнее, нужно понять, какая из сетей включается в каждый момент, и научиться плавно переключаться между ними по необходимости.

Об авторах

Мелвин Смит(Melvin Smith) — профессор, преподаватель организационного поведения в Университете Кейс Вестерн Резерв, сооснователь Coaching Research Lab, соавтор книги «Helping People Change» (Harvard Business Review Press, 2019). 

Эллен ван Оостен (Ellen Van Oosten) — доцент, преподаватель организационного поведения поведения организаций в Университете Кейс Вестерн Резерв, сооснователь Coaching Research Lab, соавтор книги «Helping People Change» (Harvard Business Review Press, 2019).

Ричард Бояцис (Richard E. Boyatzis) — профессор отделений организационного поведения, психологии и когнитивных наук в Уэзерхедской школе менеджмента, заслуженный профессор Университета Кейс Вестерн Резерв, сооснователь Coaching Research Lab, соавтор книги «Helping People Change» (Harvard Business Review Press, 2019).