Как вписать менеджера в контекст | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как вписать менеджера
в контекст

О каких задачах нужно думать при найме начальников всех уровней

Как вписать менеджера в контекст

читайте также

Где брать сложных людей?

Елена Евграфова

Вредные связи

Андрей Шипилов,  Жюльен Клеман,  Шарль Галюник

Без удаленки: когда лучше взаимодействовать очно, а не виртуально

Майкл Уоткинс,  Роберт Хойберг

Почему скучная работа не может быть эффективной

Аня ван ден Брук,  Даниэла Андреи,  Шэрон Паркер

Подбирая СEO, совет директоров обычно учитывает конкретную ситуацию, задавая вопросы вроде: компании нужна трансформация или масштабный рост?  С финансовым директором вопросы другие: «Мы выходим на биржу или планируем расти через приобретения?». Директора обычно предпочитают кандидатов, которые уже побывали в похожей ситуации. А вот при назначениях уровнем пониже специфику задач учитывать не принято: выбирают просто человека с богатым опытом — чтобы был «и швец, и жнец».

Но масштабное количественное исследование вашингтонской консалтинговой фирмы СЕВ (недавно ее приобрела Gartner) доказывает: учитывать конкретику при найме начальников всех уровней полезно. Фирмам стоит «заточить» систему подбора кандидатов «под задачу», а не под универсального солдата.

За три года было проанализировано 9 тысяч управленцев в 85 международных компаниях, оценивались их личные качества и релевантность опыта для компании. Их начальников и подчиненных просили дать отзывы об их навыках, поведении и эффективности. Всего выделили 60 переменных, определяющих ситуацию: уровень неопределенности задач, географическая разобщенность коллектива, необходимость урезания затрат и прочие. Обобщив и проанализировав данные, ученые поняли, что главный фактор успеха — соответствие личности, навыков и опыта человека конкретным задачам позиции. СЕВ свела 300 задач менеджмента к 27 наиболее значимым. Некоторые — вроде наращивания доли рынка и руководства слияниями и поглощениями — связаны с конъюнктурой. Другие, вроде управления широким портфелем продуктов и услуг, — со стратегией всей компании. Третьи, такие как борьба с внутренними конфликтами, решаются на уровне коллектива. Наконец, четвертые замкнуты внутри самой позиции.

«Компании набирают и развивают неприхотливых рабочих лошадок, в то время как по-настоящему им нужны породистые скакуны, адаптированные к вполне конкретному ипподрому», — утверждает Жан Мартен, архитектор решений для талантов СЕВ. Потребность в максимально подходящих под должность лидерах растет по мере усложнения бизнеса, расширения обязанностей и ускорения перемен.

Еще пять лет назад в CEB отметили, что компании все активнее применяют инструменты оценки и аналитики, добиваясь объективности рекрутинга. Однако по информации СЕВ, принимая окончательное решение по кандидату, менеджеры отметали все данные оценки и полагались на интуицию. На вопрос СЕВ, почему они не доверяют аналитике, некоторые ответили: «Результаты слишком общие, они не подбирают кандидатов под конкретные задачи, которые предстоит решать». «Аналитические процессы показывали одно, а ответственные лица видели другое», — говорит Мартен.

Именно тогда в СЕВ стали пристальнее изучать влияние контекста. Они обнаружили, что это важный и недооцененный фактор успеха лидера. Контекстный подход позволяет прогнозировать верный выбор кандидата в три раза точнее, чем общий подход. Обнаруженные 27 ключевых контекстных задач помогают менеджерам по найму определять главные «проверки на прочность» в конкретной должности и затем подыскивать кандидатов с нужным сочетанием личностных качеств и опыта.

Конечно, многие лидерские позиции, особенно высокого уровня, связаны сразу с несколькими задачами. Выяснилось, что их число напрямую влияет на вероятность успеха: в среднем управленец решает 7 из списка 27 контекстных задач, а с ростом числа растет и вероятность провала кандидата (если задач 10 или больше, кандидат не справляется в 40% случаев). Это кажется очевидным: чем больше проблем, тем труднее придется кандидату. Однако иметь чек-лист конкретных вызовов, с которыми столкнется новый лидер (и требовать от менеджеров по найму озвучивать и оценивать эти моменты), все равно полезно. Такой список поможет уточнить обязанности конкретной позиции, соотнести решения и цели и даже решить конкретные проблемы (например, усилить состав проблемного коллектива) еще до вступления управленца в должность.

Результаты исследования важны не только для найма. Раз успех управленцев зависит от изменчивого контекста, задаваемого бизнес-средой, фирма может встать перед необходимостью частой их смены. И это должно изменить подход компаний к развитию талантов. «Поняв, готовы ли люди к ситуациям, в которые их планируется поместить, можно более целенаправленно инвестировать в коучинг и подбор людей, которые бы компенсировали слабые стороны», — комментирует Мартен.

Ситуативный подход к управлению талантами поможет лучше узнать сильные стороны своего кадрового состава — особенно большим компаниям. Задумавшись, кто сможет проявить себя в конкретном контексте, организация узнает, например, что в ее рядах много специалистов по запуску новых продуктов и по борьбе за долю рынка, но недостаточно — по сокращению расходов или управлению преобразованиями. Знать о подобной нехватке полезно при найме новых людей и при планировании развития топ-менеджмента.

СЕВ считает, что понимание соответствия того или другого типа менеджеров разным задачам поможет компаниям думать о талантах не как об «очереди» (каждый человек претендует на повышение), а как о «портфеле», в котором надо отыскать оптимального кандидата. Исследования СЕВ ставят под сомнение пользу широких образовательных и развивающих программ, нацеленных на создание управленцев-универсалов, готовых к работе в любой ситуации. «Наши результаты опровергают уместность подхода “и швец, и жнец”», — уверяет Мартен. Две трети лучших лидеров по результатам исследования не отличались разносторонним развитием. Они были сильнее в нескольких областях, но далеко не во всех. «Поиск адаптивного, а не специализированного лидера не оправдывает себя», — заключают исследователи.

ПРИМЕРЫ КОНТЕКСТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

  • Руководство глобальной или мультикультурной  командой
  • Трансформация конфликтной культуры
  • Проведение слияния или поглощения
  • Работа с серьезными бюджетными  ограничениями
  • Развитие бизнеса через инновации
  • Наращивание доли рынка
  • Рост через ценовую конкуренцию
  • Рост за счет географической экспансии
  • Управление широким портфолио продуктов и услуг

Кортни Эбрахам: «От внутренего голоса к понятному языку»

Три года назад цюрихская компания Adecco Group, разработчик кадровых решений, начала в Северной Америке пилотный проект по использованию данных СЕВ при подборе менеджеров. В ходе недавнего интервью HBR Кортни Эбрахам, глобальный директор Adecco по стратегиям и развитию талантов, рассказала о предпосылках и результатах проекта. Вот несколько выдержек из разговора.

Почему Adecco начала использовать результаты исследований СЕВ? Как и большинство других компаний, мы оценивали способности, сильные и слабые стороны кандидатов. Однако это был формальный процесс, применявшийся к тому же лишь для части должностей. Когда приходил момент окончательного выбора, он все равно был субъективным: руководство полагалось на интуицию. Три года назад меня пригласили, чтобы переломить ситуацию.

С чего вы начали? Мы изу­чили наработки и решения других компаний — как они превращали субъективный процесс в доказательный, подкрепленный аналитикой. К тому же нам были нужны финансовые и бизнес-основания, чтобы наладить работу по поиску, развитию и продвижению талантов. Главное отличие новой системы — контекстуальность. По каждой позиции мы берем шесть важнейших задач и сопоставляем их с умениями и навыками, мотивацией и опытом кандидата. Затем мы можем сфокусироваться на том, что нужно для успешной передачи полномочий. От «внутреннего голоса» мы перешли к общему языку.

Насколько вероятно, что старый и новый процессы приведут к выбору одного и того же кандидата? Очень маловероятно. В рамках старой системы мы просто рассматривали следующего по иерархии человека, а если он явно не был готов, нанимали со стороны. Мы вообще частенько смотрели на сторону. Сейчас же мы намного чаще продвигаем внутренних кандидатов — и с большим на то основанием. Мы развиваем людей с более ранней стадии, лучше знаем их слабые стороны и будущие задачи и поэтому можем активно обучать и поддерживать их в период адаптации к новой должности. Нанимать людей извне сложнее, ведь мы их почти не знаем. Мы также обнаружили, что наши внутренние кандидаты добиваются успеха чаще и быстрее, потому что лучше знают наш бизнес, коллег и конкурентную ситуацию. 

Есть ли риск, что подбор руководителей будет доверен алгоритму? 

К счастью, нет. Без личного общения все еще не обойтись. Мы можем рассматривать данные, сопоставлять мнения — но в конечном счете решение все равно за руководством компании.