Потребности индивидуальные и социальные | Большие Идеи

・ Прочее

Потребности индивидуальные
и социальные

Человек — самое социализированное животное.

Автор: Дмитрий Жуков

Потребности индивидуальные и социальные

читайте также

Об инертности мышления — в жизни и в бизнесе

BrandMaker-Russia развитию по директор,  Воробьев Александр

Четыре причины, по которым лучше сделать хоть что-то, чем не сделать ничего

Розабет Мосс Кантер

Почему дети богатых родителей должны добиваться всего сами

Игорь Рыбаков

Четыре шага для автономной работы сотрудников

Дебора Анкона,  Кейт Айзекс

Все потребности принято делить на индивидуальные и социальные. Индивидуальные чаще называют витальными — от их удовлетворения прямо зависит жизнь живого организма. Очевидны потребности в самосохранении и в питании. Но витальными являются и ряд других потребностей.

Потребность в сенсорном притоке является витальной. Когда в эксперименте нарушают работу органов чувств животного, через некоторое время отмечаются нарушения в его поведении, несмотря на то, что животное снабжают едой, водой, безопасными местами для укрытия и т. п. То же справедливо и для человека. Витальной является и потребность в информации — сенсорный приток должен нести информацию об окружающей среде. Занятия физкультурой — например, лыжные прогулки — приятны и потому, что удовлетворяют эту потребность. Информация об окружающей среде жизненно необходима. Так же жизненно необходимы человеку и эмоции, причем не только положительные. Фильмы ужасов, например, удовлетворяют эту потребность.

Во время золотой лихорадки на Клондайке сотни людей оказались в изоляции на зимовке. У одного из старателей оказались в багаже два номера какого-то общественно-литературного журнала. Этот человек обогатился, ссужая товарищам журналы за посуточную плату. Люди тратили большие деньги за возможность удовлетворить свои потребности в информации и в эмоциях, несмотря на то, что новости в этих журналах были многомесячной давности, а эмоции были вызваны действиями литературных персонажей.

Отдельно стоит выделить потребность в игре, хотя в игровом поведении очевидны и сенсорная, и информационная, и эмоциональная компоненты. Но игровое поведение занимает значительную часть поведенческого репертуара не только детей, но и взрослых. Причем не только людей, но и животных. Потребность в игре настолько сильна, что в современной кинологической службе используют не пищевое подкрепление, а игровое — после успешно выполненного задания собаке дают не лакомство, а ее любимую игрушку. Трехминутная игра с мячиком значительно сильнее поощряет собаку к дальнейшей работе, чем «вкусняшка».

Потребность в удовольствии — гедонистическая — тоже витальна. Все люди нуждаются периодически в получении удовольствия. Способы получить удовольствия многообразны. Это может быть эстетическое удовольствие от искусства или от какой-то жизненной ситуации. Но самые простые и доступные способы удовлетворения гедонистической потребности — еда и секс.

Читайте материал по теме: Структура мотивации

Еда должна быть не только жизненно необходимым набором белков, жиров и прочих химических веществ — она должна быть вкусной. Особенное удовольствие доставляют человеку углеводы. Это связано с их исключительной ролью в нашем организме. Глюкоза, до которой распадаются в конечном счете все углеводы, — единственный источник питания нашего мозга. Глюкоза так же необходима нам, как и кислород, разве что запасы глюкозы в организме больше, чем запасы кислорода.

Из-за сладкого вкуса жизненно необходимых углеводов сладость имеет порой эротическую коннотацию. «Сладострастный» — это не страстный любитель сладкого. В английском языке к привлекательной девушке применяются обращения «sweety», «honey», «candy». Героиню Мерлин Монро в фильме «В джазе только девушки» зовут «Sugar». Смешение сластей с сексом понятно — и сладкие продукты, и эротические ощущения удовлетворяют гедонистические потребности.

Среди витальных потребностей часто называют «потребность в сексе». Это не совсем правильно — по крайней мере, в отношении человека. Человек в сексуальном поведении удовлетворяет целый ряд потребностей. Очевидно гедонистическое значение сексуальных контактов. Но в подавляющем большинстве случаев гедонизм сексуальных контактов дополняется стремлением к удовлетворению целого ряда социальных потребностей: в самооценке, в социальной самоидентификации, в дружелюбных контактах, в доминировании, в подчинении. Спектр социальных потребностей, удовлетворяемых в сексе, индивидуален. У каждого человека он свой, но почти всегда сексуальный контакт имеет социальный аспект — удовлетворение социальных потребностей.

Читайте материал по теме: Основа мотивации — потребность

Социальными называют потребности, для удовлетворения которых необходим партнер. Социальные потребности имеются не только у человека, но и у животных, ведущих групповой образ жизни. Причем чем сложнее организовано сообщество, тем сложнее социальные потребности и тем больше их роль в жизни животных данного вида.

Человек — самое социализированное животное. Поэтому так важны наши социальные потребности. Важнейшими из них являются 1) потребность в социальной самоидентификации и 2) потребность в самооценке. О них следует сказать подробнее в следующих блогах.