Закладки


Поделиться

URL
***

Бизнес и общество / Экономика

Гипотеза эффективного сообщества

23 декабря 2015

Гипотеза эффективного сообщества

«Почему 25 менеджеров хедж-фондов зарабатывают столько же, сколько 658 000 учителей?» Острый вопрос, который задали мне в твиттере. От него заболит голова — и сердце.

Ответ упирается в Гипотезу эффективного рынка. Вот что она говорит (ее часто ругают и еще чаще неверно трактуют): «Теория эффективного рынка, как ее в 1960-е сформулировал Юджин Фама из Чикагского университета, утверждает, что цена акций отражает всю доступную информацию, которая может повлиять на их цену. При любом истолковании эта гипотеза не предполагает, что рыночная цена всегда точна».

Курсив мой.

Итог? Даже эффективный рынок не всегда бывает общественно-полезен, ведь этот принцип вполне может привести к ошибкам ценообразования — и получим пузырь, крах, коллапс: 2009, 1989, 1929 годы.

И тут должно сыграть свою роль общество.

Осмелюсь выдвинуть гипотезу. Гипотезу эффективного сообщества. Пусть эффективный рынок собирает «всю доступную информацию», зато эффективное общество — «всю качественную информацию». Эффективный рынок сортирует огромное количество данных, но эффективное общество — инструмент для сортировки качественной информации.

Сама по себе Гипотеза эффективного рынка сводится к вопросу об эффективности использования информации: цены включают в себя «всю известную информацию». Но в этот принцип не заложена ее продуктивность: включают ли в себя цены точные, надежные и существенные данные, то есть знание высшего уровня, а не бесполезный фоновый шум. «Вся информация» — это вовсе не обязательно нужная информация.

Назначение сообщества в том, чтобы обеспечить отдельных людей и организации не первыми попавшимися данными, но правильными, наилучшими. Пусть отфильтровывают дурную, неточную информацию из ненадежных источников и заменяют хорошей. Словом, сообщества — зеркальный образ рынка: где эффективный рынок хлопочет об информационной эффективности и где эффективное сообщество обеспечивает информационную продуктивность.

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Я живу в большом городе, в микрорайоне, который сам по себе — особый городок. У меня есть свой мясник, булочник, любимое кафе и вместе мы образуем систему социальных связей и общих знаний: сообщество. Я знаю этих людей, они знают меня («Умар? Купит себе капучино и сидит у окна часами, пишет — скряга!»).

Это и есть эффективное сообщество. Оно порождает общее высококачественное знание — это во-первых. Во-вторых, это знание является публичным достоянием. В-третьих, из публичного достояния вырастает доверие. Доверие поддерживает и питает все рынки — товаров, услуг, финансов, какие существуют в моей сфере обитания, потому что это взаимное знание вынуждает нас хорошо себя вести.

Это была теория. Переходим к практическим советам.

Компания, которая сумеет создать эффективное сообщество, получит подрывное конкурентное (информационное) преимущество. Как приступить к делу?

Смысл — это миссия. Правильное использование социальных инструментов поможет предприятиям, живущим вчерашним днем, стать более социальными и создавать нечто осмысленное, то, что нужно и значимо для людей. В том-то и сила Гипотезы эффективного сообщества: она ясно указывает, с чего надо начать. Фирмы действуют внутри плотной всемирной сети рынков, но не внутри сообщества — и поэтому становятся до крайности асоциальными.

Читайте материал по теме: Кирилл Никитин: Почему мы не хотим
 платить налоги

Люди, истина, идентичность, репутация, ценности — пять элементов эффективного сообщества. Эффективное сообщество отделяет качественную информацию от некачественной, побуждая людей — менеджеров, клиентов, инвесторов — выражать свои истинные ожидания и предпочтения. Главная примета эффективного сообщества — отсутствие лицемерия и нечестности, которыми прославилась Уолл-стрит. Как удалось от них избавиться? Соединив людей с идентичностью и репутацией. В одной связке у нас появляются общие ценности и пропадает всякое желание притворяться.

От малого к великому. Когда твиттер отдает власть над рекламными объявлениями публике, возникает эффективное общество, добивающееся лучшего маркетинга. Когда газеты отказываются печатать анонимные комментарии, они строят эффективное сообщество с настоящей журналистской ответственностью. Когда умники из Силиконовой долины отказываются от инструментального отношения к сетям и отправляются на поиски человеческих эмоций — они строят лучшие компании. Когда рынки капитала начинают помаленьку анализировать информацию о корпоративном управлении, они начинают строить эффективные сообщества, которые разовьются в целые отрасли — лучшие отрасли. Когда финансовое законодательство требует от банков создания страховой суммы, которая позволит конвертировать акции в выплаты долгов и обязательств перед клиентами, чтобы у инвесторов появилась реальная мотивация для вмешательства в управление — таким образом создается эффективное сообщество, влияющее на всю мировую экономику.

Читайте материал по теме: Вадим Радаев. О доверии: классовом и личном

Но вот проблема: те сообщества, которые удается создать с нынешними социальными инструментами и основными практиками, далеки от совершенства. Посмотрите, что проступает на поверхности социального ландшафта благодаря такой фильтрации. Обычно эта информация предназначается для тех, кто строит сообщества, эта не та информация, которая была бы наиболее продуктивна для, скажем, обычной домохозяйки. Слишком уж тут много самокопания. Современные общественные инноваторы работают с социальными сетями, а надо бы – с социальными стратегиями.

Подведем итоги.

Рынкам нужны сообщества. Вчерашние институты рушатся на глазах, из их руин мы можем извлечь урок. Вероятно, институты ХХ века рушатся вдребезги именно потому, что сообщества они вздумали подменить рынками. Гипотеза эффективного рынка объявила сообщества исторической аномалией, причиной напряжений и напрасных трат, неэтичным барьером на пути «свободной» торговли. Но сегодня гипотеза Эффективного сообщества утверждает противоположное: только рынки, удерживаемые и объединенные сообществами, могут выйти за ограниченные пределы информационной эффективности, смогут получить не просто «всю доступную информацию», которая только и годится на то, чтобы проставить неверную цену на всем, от технологий до жилья, от человека до будущего всей нашей цивилизации.

Рынок без сообщества — что мост без опор, он непременно обвалится. Без сообществ рынки проявляют все большую склонность к манипулированию, кризису, коллапсу, потому что падает качество информации. Знакомая картина? Еще бы!

Соединив рынки с сообществами, мы получим эффективные сообщества, фильтрующие информацию (о надежности продавцов и покупателей, о продуктах и услугах и т. д.), сохраняющие качественную и отбрасывающие ненужную. Эффективные сообщества предоставят эту отфильтрованную информацию рынкам, те воспримут ее и начнется более эффективное ценообразование, которое породит новые данные, и те по системе обратной связи вернутся в сообщество — так мы обеспечим умный, устойчивый рост.

Сами по себе рынки не могут корректно оценить все ресурсы, в итоге менеджеры хедж-фондов гребут деньги лопатой, но если рынок будет существовать в сообществе — глядишь, пирамида перевернется, и мы приравняем 658 000 менеджеров фондов к двадцати пяти учителям.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

И может быть — ну, может же быть — наступит настоящее будущее макроэкономики. В своей лаборатории мы уже протестировали Гипотезу эффективного сообщества и выяснили, что те компании (их по пальцам можно сосчитать), которые сумели сочетать рынок и сообщество, действительно перевернули свои отрасли вверх тормашками, вывернули традиционную экономику наизнанку. Как говорит Джон Кей, Гипотеза эффективного рынка — основа современной финансовой экономики. Пусть себе, а Гипотеза эффективного сообщества — основа экономики для людей.

Насколько же эффективно сообщество, к которому вы принадлежите?

Читайте по теме:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ