Закладки


Поделиться

URL
***

Бизнес и общество / Этика и репутация

02 апреля 2009

Парадоксы этики

Последнее время мы часто слышим про этику в бизнесе. Классический пример: главы ведущих банков Wall Street в самый разгар кризиса выплатили себе многомиллионные бонусы по результатам 2008 года. Этично ли они поступили? Чтобы ответить на этот вопрос, неплохо бы разобраться, что такое этика и как она соотносится с бизнесом.

Еще Сократ в «Диалогах» обратил внимание на то, что этика по своей сути парадоксальна. Философское обоснование этики — разделение на добро и зло. Но, как писал Николай Бердяев, «само различие между добром и злом мучительно и радости не доставляет». Что он имел в виду? Да то, что в жизни это разделение всегда выливается в противопоставление нравственной, «правильной» личности и «злого» внешнего мира. Такая конструкция утопична и нелогична. Это первый парадокс этики.

Глубинная идея Сократа состояла в том, что этике нельзя научиться, ее невозможно просто позаимствовать как некую абстрактную систему. Ее можно только пережить, выстрадать. Этика — лишь коллективное «изображение» того, что все мы пережили. Значит, чтобы выработать собственные моральные принципы, общество должно пройти через множество хороших и плохих ситуаций. Естественно, это утверждение относится и к бизнесу — как части общества.

При этом любая этическая система — динамическая конструкция, основанная на непрерывной переоценке ценностей. Система эта постоянно, по мере трансформации взглядов общества, дрейфует. И потому мы не можем использовать свои представления об этике как непреложную систему координат. То, что было этично вчера, завтра может уже не быть этичным. Попытки создать этику, основанную на нормах, велись всегда, ведутся и сейчас. Но весь опыт человечества свидетельствует о том, что такая рациональная конструкция тормозит развитие общества, препятствует рождению нового. Все дело в том, что, пытаясь дать нравственную оценку тому или иному явлению, мы скатываемся к схеме «добро — зло», о которой уже говорили, к черно-белому мышлению. Кто-то должен взять кисть и раскрасить любое ...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ