Золотая музыка блокчейна | Большие Идеи

・ Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Золотая
музыка блокчейна

Обладательница Грэмми Имоджен Хип о том, как блокчейн может изменить музыкальную индустрию

Автор: Имоджен Хип

Золотая музыка блокчейна

читайте также

Грубость нанимателей вошла в моду

Анна Кример

Дин Кунц: «Не могу представить, что я буду делать, если брошу писать»

Элисон Биард

Человек + машина: что будет завтра с бизнесом и работой

Джеймс Уилсон,  Пол Доэрти

Венчурному капиталисту

Я музыкант и стремлюсь популяризировать свои композиции в коллаборации с другими исполнителями. Однако не так давно все видео одного художника, занимающегося видеоартом, были удалены с платформы Vimeo за использование 30-секундного отрывка из одной моей композиции. У компании звукозаписи, владеющей эксклюзивной лицензией на нее, скорее всего, был робот, который следит за соблюдением авторских прав и автоматически блокирует любой нарушающий их контент. Я слышала, что художнику все же удалось восстановить учетную запись после недель нервотрепки и переговоров. Конечно, мне не хотелось бы впредь допускать подобных ситуаций, однако для этого необходимо упростить процесс выдачи лицензии тем, кто желает воспользоваться моей музыкой. И здесь очень кстати пришелся бы блокчейн, с помощью которого можно было бы предоставлять права на ее использование и осуществлять платежи.

Самый больной вопрос для представителей музыкальной индустрии — авторов песен, продюсеров и музыкантов — таков: публикуя свои работы, они далеко не всегда могут рассчитывать на вознаграждение. Им практически ничего неизвестно о порядке расчета лицензионных отчислений, кроме того, у них нет доступа к ценным совокупным данным о том, как и где люди слушают их музыку. Однако сегодня все больше исполнителей разными способами пытаются отстоять свое право на прозрачность и справедливость в этом вопросе, достаточно вспомнить недавнее судебное разбирательство Пола Маккартни и Sony, проигранный иск Duran Duran к Sony/ATV, а также скандал, связанный с Тейлор Свифт и Spotify.; Именно на фоне подобных событий и возникла заманчивая идея о том, что блокчейн сможет расчистить «авгиевы конюшни» музыкальной отрасли.

Сейчас одна из наиболее насущных проблем заключается в отсутствии проверенного международного реестра музыкантов и их работ. За последние годы на попытки его создания были потрачены миллионы долларов — в основном из бюджетов организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Эти агентства (например, ASCAP, PRS, PPL и SOCAN), действующие от имени правообладателей, следят, чтобы авторам песен, издателям, исполнителям и компаниям звукозаписи выплачивалось вознаграждение за использование их музыки. Если судить по коллективному иску на $150 млн, ответчиком по которому выступает Spotify, вопрос сегодня стоит действительно остро. Межорганизационное сотрудничество, обеспеченное блокчейном в секторе финансовых технологий, должно побудить эти коллективные авторские общества воспользоваться им для создания открытого (или частично открытого) международного реестра. В противном случае эти организации могут утратить свою актуальность. Таким образом можно было бы упорядочить колоссальные объемы новой музыки, которая ежедневно появляется в сети. С помощью такого реестра музыканты напрямую загружали бы новые работы и метаданные через проверенные с помощью блокчейна профили.

В перспективе блокчейн мог бы обеспечивать более быстрый и беспрепятственный доступ к музыке всем, кто ее пишет и взаимодействует с ней. Например, при прослушивании песни будет автоматически заключаться соглашение между всеми лицами, отвечающими за выпуск песни, включая тех, кто хочет воспользоваться ей в личных или коммерческих целях, будь то любитель музыки, поставщик цифровых услуг (например, Spotify или iTunes), радиостанция или сотрудник кинопроизводства.

Где бы могла пустить корни эта новая музыкальная экосистема? Одна из идей — создание долгожданного общего домена верхнего уровня .music, который, как ожидается, скоро введут в действие. Впрочем, ICANN, некоммерческая организация, занимающаяся распределением интернет-доменов, а также их управлением, пока не приняла решение о его судьбе и контроле над ним. На данный момент права на него заявило музыкальное сообщество DotMusic. Однако стоит ему потерпеть неудачу, и .music рискует достаться самому щедрому участнику аукциона за доменное имя, на которое среди прочих претендуют Google и Amazon. Если победитель аукциона поступит правильно и передаст индивидуальные URL-адреса в домене .music проверенным музыкантам (например, Полу Маккартни достанется paulmccartney.music, а Тейлор Свифт — taylorswift.music) вместо того, чтобы использовать их как витрину собственного магазина, подключение к ним готового к коммерческому использованию музыкального реестра на основе блокчейна было бы вполне оправданным шагом. Он открыл бы владельцам таких URL-адресов новые горизонты для бизнеса и творчества.

С помощью блокчейна можно было бы также хранить информацию о музыканте и/или ссылку на его онлайн-профиль (или «творческий паспорт», как я предпочитаю его называть): актуальную биографию, расписание гастролей, фото для прессы, важную информацию для социальных сетей, например, об исполнителях, получающих от музыканта поддержку, благотворительных акциях, в которых он участвует, организациях или компаниях, имеющих к нему какое-либо отношение. Эту информацию затем можно было бы обновлять и предоставлять всем, кто ищет подобные сведения (людям или компьютерам). На уровне песни, например, michaeljackson.music/maninthemirror, блокчейн позволил бы как минимум делиться сведениями обо всех лицах, участвовавших в ее создании, включая помимо прочего метаданные, касающиеся таких подробностей, как оборудование, на котором она была написана, место и время записи, авторские права и даже информацию о том, что послужило вдохновением для ее создания. Все это напоминает расширенную аннотацию к композиции. Подобный подход дал бы толчок развитию новых приложений и сервисов на основе таких массивов данных и открыл бы всем заинтересованным сторонам новые источники дохода.

Эта идея осенила меня несколько лет назад, когда я узнала об Ethereum — общедоступной распределенной компьютерной блокчейн-платформе, функционал которой базируется на так называемых «умных контрактах». Вскоре после знакомства с Ethereum я придумала музыкальную экосистему под названием Mycelia, воспользовавшись своим следующим релизом — песней Tiny Human — для дальнейшего изучения потенциала блокчейна. Все началось с публикации разнообразных сведений об этом треке на моем сайте, чтобы все желающие могли поэкспериментировать с ним, а фанаты — послушать. Затем ко мне присоединился Фил Бэрри, основатель платформы Ujo Music, в результате чего Tiny Human

стала первой в мире песней, вознаграждение за которую автоматически распределялось с помощью умного контракта между всеми лицами, участвовавшими в ее создании и записи. Контракт был предельно простым, без каких-либо условий лицензирования, да и денег по нему удалось заработать совсем не много, отчасти потому что для приобретения трека необходимо было иметь кошелек, наполненный так называемым «эфиром» (криптовалютой, используемой на платформе Ethereum). Из-за этого не всем желающим удалось совершить покупку. Тем не менее, это был первый шаг, который вселил немалый энтузиазм в тех, кто вовлечен в музыкальный бизнес и интересуется блокчейном.

Удобство в использовании — одно из ключевых условий массового перехода на любую новую технологию. Можно только поаплодировать идее Semantic Web о связанных между собой медиа, профилях исполнителей и других метаданных, способствующих появлению новых приложений, которые позволяют мгновенно осуществлять платежи и обмениваться данными без посредников. Однако, по мнению тех, кто интересуется музыкой, воплотиться в жизнь ей суждено только в том случае, если предлагаемые на ее основе решения будут лучше и проще уже существующих на сегодняшний день систем. 60 млн пользователей было легче и проще скачивать музыку с Napster, чем идти в магазин и покупать CD. Коммерческая музыкальная ндустрия совершила в свое время колоссальную ошибку, не попытавшись привлечь хотя бы часть аудитории Napster, создав для нее легальный сервис. Napster стал воплощением инновационной идеи, которая устраняла барьеры между музыкой и ее поклонники. Однако Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) решила положить конец его деятельности вместо того, чтобы более подробно ознакомиться с концепцией совместного использования фонотек и прямого обмена композициями в пределах правового поля.

Сегодня ситуация иная: большинство любителей музыки слушают ее через YouTube бесплатно и совершенно законно. Удивительно, что на этом видеохостинге ежедневно без надлежащей регистрации загружают тысячи и тысячи новых песен, которые остро нуждаются в сопутствующих метаданных. Но мы можем найти оптимальные решения, которые устроят всех и позволят нам легко публиковать музыку и взаимодействовать с ней, не так ли?

Такие попытки уже предпринимаются, например, организацией Open Music Initiative (OMI)

созданной музыкальным колледжем Беркли. Ей удалось собрать под одной крышей практически всех представителей широкой музыкальной общественности с тем, чтобы объяснить им, почему блокчейн все-таки стоит освоить и взять на вооружение. Растущее число универсальных музыкальных сервисов для исполнителей, например, Revelator (на основе блокчейна) и Amuse (работает по другому принципу), используют большие данные в сочетании с так называемыми «звуковыми отпечатками». Такой подход позволяет им получать действительно качественную обратную связь, а также анализировать и контролировать информацию. Исполнители понимают, что данные сведения для них столь же ценны, как и деньги для авторов композиции: благодаря им первые могут более уверенно и четко принимать бизнес-решения. А если к этому еще добавить возможности приложений-агрегаторов для социальных сетей, например, Hootsuite или Social Sprout, то из разрозненных образов исполнителей в сети, а также их творческих работ можно будет сформировать цельную картину. Представьте, что, получая соответствующие уведомления, вы знаете, где и когда проигрывают написанную вами музыку. Допустим, когда ваша песня звучит на каком-нибудь радио, у вас появляется возможность позвонить диджею и поблагодарить его за ее исполнение. Таким образом вы взаимодействуете со слушателями, помещаете свои композиции в контекст и наполняете их особым смыслом.

Сегодня музыкальной индустрии пора проявить дальновидность и здравый смысл, взявшись за освоение блокчейна во имя будущего отрасли. Повысить эффективность бизнеса не составит особого труда, поскольку в нем и так царит полная неразбериха. Более крупным игрокам просто необходимо уяснить, что они действительно смогут больше зарабатывать, поступая правильно. Таким образом, распределение вознаграждения стало бы более справедливым и прозрачным, а у артистов появились бы новые возможности для заработка. Иными словами, если представители отрасли хотят каким-либо образом обеспечивать стабильность нашей музыкальной экосистемы или иметь в ней хоть какой-нибудь вес, им необходимо сплотиться над разработкой соответствующих инструментов и стандартов, которые послужат импульсом к появлению принципиально новых, так необходимых всем сервисов. Однако на этот раз местом действия станет наш собственный так называемый «интернет соглашений», в котором музыканты будут занимать благоприятное для себя положение.

Я считаю, что ведущим исполнителям — тем, кто, как говорится, «засветился на обложке» — необходимо в обязательном порядке предоставить право следить, чтобы все, кто пишет музыку, получали надлежащее признание и вознаграждение. Возможности блокчейна убедили многих музыкальных деятелей в том, что отрасль ждет светлое будущее. При правильном подходе к управлению этой технологией и ее совершенствовании мы сможем приблизиться к золотой эре в музыке не только для слушателей, но и для тех, кто ее создает.

Об авторе. Имоджен Хип — певица, композитор, автор песен, обладательница премии Грэмми, основательница сервиса Mycelia.