Закладки


Поделиться

URL
***

Карьера / Коммуникации

Десять мифов о первой зарплате

04 декабря 2017

Иллюстрация: Nicholas Blechman для HBR

Десять мифов о первой зарплате

Вы только что получили свое первое предложение о работе. Вы испытываете возбуждение и стресс. И вам очень страшно вести переговоры о своей первой зарплате. Не хочется лишний раз никого раздражать, поэтому вы думаете, что лучше эту тему вовсе не обсуждать. Но если речь идет о вашей первой работе — это дело первостепенной важности. Ваша стартовая зарплата, как якорь, будет держать всю последующую карьеру, оказывая влияние и на дальнейшие повышения в должности, и на бонусы, и даже на пенсионные накопления. По этой причине слишком маленькая зарплата в начале карьеры может стоить вам очень дорого.

Опираясь на наш многолетний опыт исследований переговоров и методов их эффективного проведения для участников разного возраста, разной квалификации и в разных концах света, мы хотим развенчать значительную часть мифов, которые удерживают людей от обсуждения размера их зарплаты.

Миф №1: У меня нет опыта, поэтому моя переговорная позиция слабая

Многие из соискателей-новичков не понимают, что найм новых сотрудников — стресс для обеих сторон. Чтобы выбрать достойного кандидата, работодатели сначала читают десятки, а чаще сотни резюме, потом проводят бесчисленные часы, отбирая претендентов на собеседование, затем тратят огромное количество времени на их проведение. Если на ваше резюме обратили внимание, то в вас уже заинтересованы, поэтому даже у новичков есть шанс.

Миф №2: У меня нет других предложений, поэтому я не могу торговаться

Альтернативное предложение, разумеется, дает вам больше шансов на лучшие условия, но его отсутствие не мешает вам договариваться. Спросите (но не требуйте) у вашего работодателя, может ли он поднять зарплату. Вы ничего не теряете: если вам откажут, вы все равно сможете с достоинством принять первоначальное предложение.

Миф №3: Предложенная зарплата оказалась больше ожидаемой, поэтому нет смысла торговаться

Если предложенная зарплата превосходит ваши ожидания, это скорее всего означает, что вы не слишком высоко себя оценили. Не усугубляйте эту ошибку, попробуйте еще раз обсудить зарплату. Мы уверены, что вам не хотелось бы начинать работать, получая меньше, чем остальные сотрудники, выполняющие такие же задачи.

Миф №4: Я женщина, поэтому мне не стоит вести переговоры — я разонравлюсь людям

Это предположение действительно останавливает женщин от переговоров, хотя оно часто ошибочно. Конечно, вести переговоры во властной или агрессивной манере не стоит — это касается как женщин, так и мужчин. Но если в процессе переговоров вы позитивны, настроены на сотрудничество и нацелены на результат, у вас больше шансов добиться лучших условий, а заодно укрепить отношения с вашими коллегами.

Миф №5: Экономическая ситуация неблагоприятная, поэтому сейчас плохое время для переговоров

Несмотря на кризисы последних десяти лет найти талантливых людей все так же трудно — и они всегда в цене. Более того, многие работодатели намеренно занижают размер заявленной зарплаты именно потому, что ожидают, что вы будете торговаться. Если вы отказываетесь от переговоров, вы теряете деньги. К тому же зарплата — не единственное, о чем стоит договариваться. Затраты на обучение, рабочий график, расходы на переезд — все это примеры дополнительных тем для переговоров. Подумайте, что из этого наиболее важно для вашей карьеры, и обсудите эти вопросы.

Миф №6: Все сведения о зарплатах я легко могу найти в интернете

Разумеется, интернет — бездонный источник данных о зарплате, но информация, почерпнутая из сети, часто оказывается приблизительной. Поинтересуйтесь мнениями в образовательных и профессиональных сообществах. Соберите информацию об уровне зарплат в своем учебном заведении, поговорите с друзьями и коллегами. Спросите их, какой уровень оплаты является разумным для этой должности. Это лучше, чем спрашивать у коллег напрямую, сколько они зарабатывают. И не забудьте о разнице в зарплатах в разных городах.

Миф №7: Подготовка не важна — все зависит от того, как я буду вести себя во время переговоров

Предварительная подготовка имеет большее значение, чем вы думаете, и очень сильно влияет на то, как пройдет собеседование. Заранее установив для себя разумные границы, попрактикуйтесь в переговорах на эту тему со своим другом, чтобы чувствовать себя уверенно. И постарайтесь правильно настроиться на собеседование. Наше исследование показало, что если вы вспомните какой-то момент в прошлом, когда вам удалось кого-то убедить, и представите, что договариваетесь ради своего друга, это облегчит вашу задачу.

Миф №8: Просите столько, сколько хотите получить

Нет! Просите больше, чем хотите. Переговоры включают в себя торг, а не просто объявление суммы. Оставьте себе небольшой запас, чтобы в итоге получить ту зарплату, которую вы хотите.

Миф №9: Если ваш новый начальник сразу соглашается, это повод праздновать победу

Быстрое согласие — это прекрасно, когда вы предлагаете вступить в брак. Но если речь идет о зарплате, согласие означает, что вы мало попросили. Исследования показывают: ставя себе высокую и при этом реалистичную цель, вы улучшаете свои шансы на положительный исход переговоров. Заранее соберите достаточно информации, чтобы точно знать, что вы не продаете себя слишком быстро.

Миф №10: Если вы получили отказ, значит вступать в переговоры было ошибкой

Наоборот, когда вы пытаетесь договариваться, вы демонстрируете работодателю, что готовы убеждать и умеете вести переговоры, а это очень важный навык. Во время переговоров вы также можете получить кое-что полезное на будущее. Используйте их как возможность больше узнать о том, как формируется зарплата в компании и как ваша новая организация принимает решения.

Навыки ведения переговоров очень важны для успешной карьеры, поэтому стоит избегать перечисленных выше мифов. Если вы будете тщательно готовиться к собеседованиям и научитесь договариваться, вы обеспечите себе финансовый успех на многие годы вперед.

 

Об авторах. Линда Бебкок — профессор экономики в школе политологии и менеджмента при Университете Карнеги — Меллона. Автор статей в ведущих экономических и юридических журналах. Ее книга «Women Don’t Ask», вышедшая в 2003 году, входит в рейтинг 75 самых главных бизнес-книг по версии журнала Fortune. Джулия Беар — доцент в Школе бизнеса Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук. Получила докторскую степень в Университете Карнеги — Меллона. Исследует гендерные различия в процессе переговоров, автор статей по психологии и менеджменту.

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ