Скорая помощь в трудных ситуациях | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Скорая помощь в
трудных ситуациях

В условиях цейтнота спасают методы подготовки спортсменов.

Автор: Мелия Марина

Скорая помощь в трудных ситуациях

читайте также

Почему умирают платформы

Аннабель Гавер,  Дэвид Йоффи,  Майкл Кусумано

Что делать, если вы перестали получать удовольствие от работы

Ребекка Ньютон

Среда, подходящая для инноватора

Елена Евграфова

Генеральный директор Best Buy о своем «романе» с интернетом

Данн Брайан

В начале 1990-х, когда по всей стране шла приватизация, знакомый бизнесмен по­просил помочь ему подготовиться к речи на общем собрании крупного сибирского завода. Мы договорились встретиться, все как следует обсудить и провести серию видеотренингов — тогда он еще был несилен в публичных выступлениях. Но дату собрания перенесли, и вылетать надо было срочно. Он пред­ложил мне полететь с ним. Весь путь до аэропорта я думала, как максимально эффективно использовать несколько часов полета, и вспомнила о своем опыте работы спортивным психологом в сборных СССР. В 1980-е годы мы активно внедряли (тогда же мы его и разрабатывали) метод идеомоторной тренировки: спортсмен должен был представить себе и мысленно совершить будущие действия.

И я подумала: почему бы и сейчас не применить тот же метод. Ведь так можно подготовиться к важному событию, когда нет ни времени, ни специальных технических средств. Мы наметили план действий и разбили всю нашу работу на семь этапов.

Продумать концепцию

Первое, что нужно сделать, — это понять, чего мы хотим добиться. Только когда перед нами есть более или менее ясная цель, можно приступать к работе. В нашем случае целью было завоевать доверие аудитории и убедить людей в том, что именно он, мой знакомый, а не его конкуренты, возглавив предприятие, спасет его от финансового краха.

Во-первых, решили мы, необходимо продемонстрировать слушателям, что бизнесмен понимает всю сложность положения, в котором оказалось предприятие, и знает, что именно нужно делать. Во-вторых, важно четко определить и развести в разные стороны производственные проблемы и трудности, с которыми столкну­лись люди. И в-третьих, нужно показать, что он отдает себе отчет, какой непростой выбор предстоит сделать собравшимся.

По сути, в своем выступлении бизнесмен должен был ответить на вопросы, на которые в ходе ­подготовки полезно ответить каждому, причем письменно и кратко.

Что меня объединяет с этими людьми?

Какова их главная проблема?

В чем ее причины? Почему ­ситуация сложилась именно так, а не иначе? Почему проблему надо решить именно сейчас? И что будет, если ее не решить?

Какие я вижу пути решения? Почему я считаю их лучшими?

Какова моя роль? Почему именно я могу решить эти проблемы? Какими ресурсами я располагаю? Так мы наметили главные мысли, которые надо было донести до конкретной аудитории. И заодно поняли, какой должна быть речь по содержанию и структуре, и нашли в ней «опорные точки», в которые, словно гвозди, мы ­вбили особо значимые слова.

Найти оптимальное эмоциональное состояние

Что может испытывать человек, который впервые выступает перед коллективом огромного завода и знает, что от этого выступления зависит, выберут люди его своим лидером или нет? Какие ­эмоции ему нужно проявлять, чтобы ­выглядеть убедительно и чтобы люди поверили ему? Найти свое самое подходящее для тех или иных обстоятельств эмоциональное состояние — это как подобрать мелодию к определенному эпизоду фильма. ­Разные эпизоды — разные мелодии. Понятно, что тяжелоатлет перед штангой чувствует себя иначе, чем стрелок перед мишенью. И чтобы заснуть вечером, нужно совсем другое состояние, чем когда нам предстоит трудный разговор. Значит, ключ к успеху в том, чтобы согласовать желаемое состояние со стоящей перед нами задачей.

Вместе с бизнесменом мы попытались смоделировать ситуацию. И пришли к выводу, что понима­ние ответственности момента должно стать лейтмотивом его выступления. «А что еще ты будешь чувствовать, выступая перед акци­онерами?» — «Конечно, я буду волноваться. Боюсь, это будет заметно…» — «Волнение неизбежно, и подавлять его не надо, — заметила я. — Представь себе, что перед тобой огромный коллектив, люди еще не знают твоих возможностей, и всех их нужно убедить, что именно тебе по силам возглавить предприятие. Нужно доказать, что ты лучший. Люди должны видеть, что все происходящее очень важно для тебя. И ты, конечно, волнуешься. Но ведь ты уверен в себе?» — «Да, иначе бы я за это не брался». — «Значит, в тебе есть взволнованность, серьезность, ответственность и уверенность — вот наша эмоциональная “цель”». Сыграть это состояние нельзя — людей не обманешь. Нужно актуализировать и донести до слушателей то, что ты действительно испытываешь. Поэтому важно найти и прочувствовать то эмоциональное состояние, которое хочешь транслировать людям.

Составить «карту действий»

Всем: пилотам, хирургам, гольфистам, участникам деловых переговоров — надо составлять «карту дейст­вий» — подробный план, в котором последовательно обозначены все необходимые шаги. Такую «карту» мы разработали с моим знакомым.

По аналогии с кинематографом этот этап подготовки можно сравнить с раскадровкой. Мы представили себе место выступления и составили подробный, пошаговый, «покадровый» план, который помогает ответить на вопрос: что я должен делать и в какой последовательности? План действий всегда выстраивается «под пользователя», с учетом ситуации и его индивидуальных особенностей.

Как и в спорте, в любой работе лучший алгоритм действий тот, который годится для решения кон­кретной проблемы и отвечает требованиям момента. Речь идет и о приемах, позволяющих достичь цели, например, попасть по мячу и забить гол. В спорте легче говорить об удачных или неудачных техниках — здесь результат виден сразу; в деловой жизни все не так однозначно. И тем не менее свои ­обкатанные приемы есть и у пилотов, и у хирургов, и у архитекторов, и у плотников, и у менеджеров… Есть свои приемы и в публичном выступлении. Чтобы к нему подготовиться, нужно не только составить подробный план выступления, представив себе, как именно и о чем конкретно будешь говорить, но и продумать все необходимые шаги — определить свои ключевые действия.

Чтобы идеально выполнить то или иное действие, очень важно точно выявить и описать его «узловые точки» — те, на которых делается ­акцент, и как бы их маркировать. И тогда вспомогательные «маркеры», или символические обозначения, будут подчеркивать ритм движения, помогая человеку не сбиться. Например, у игроков в гольф есть четыре «маркера» базового удара: взгляд — поза — взмах — удар.

Вместе с моим знакомым мы продумали, как он будет проходить по залу, в какой позе будет стоять на сцене, как обведет взглядом ­слушателей, как образует с ними эмоциональную и визуальную «дугу», соответствующую величине аудитории. Обсудили жесты, которыми он будет сопровождать свою речь, основные мысли и слова, вводную паузу и заключительную, которой он завершит выступление. И зафиксировали: «Пауза — дуга — обращение — выступление — пауза».

Определив цель выступления, необходимое эмоциональное состояние и ключевые действия, которые предстоит выполнить, мы перешли к следующей стадии — к «проигрыванию» ситуации. Без такой виртуальной тренировки трудно усвоить весь набор действий и их последовательность, поэтому важно мысленно увидеть их все вместе и несколько раз их «совершить».

Проговорить последовательность действий

Когда нам предстоят ­испытания — публичное выступление или трудный разговор (с начальником, подчиненным, близким человеком), мы начинаем рисовать в своем воображении возможные ошибки и осечки. Мы прокручиваем в голове негативный вариант развития событий и гадаем, чем все это может для нас обернуться. А нам нужно совершенно другое: мы должны представить себе, как будем действовать, чтобы добиться успеха, и последовательно, шаг за шагом проигрывать в уме именно этот победный сценарий, стараясь ничего не упустить. Только в таком случае мы добьемся нужного результата.

Воображая любую ситуацию, мы внутренне проговариваем ее, разбивая на череду последовательных действий: вот я вхожу в зал, иду по проходу, поднимаюсь на сцену, встаю, занимаю свое место, поворачиваюсь лицом к собравшимся, делаю паузу, обвожу глазами зал, ­образуя визуальную дугу, обращаюсь к присутствующим, проговариваю основные «блоки» выступления, не теряя ритма и не растекаясь мыслью по древу, делаю паузу, смотрю в зал, образуя дугу. И выхожу из контакта с достоинством и уверенностью, что сказал важное именно для этой аудитории.

Новичкам с небольшим опытом ментальной тренировки нужно обязательно проговаривать вслух весь сценарий от начала до конца — каждый свой шаг, один за другим, согласно составленной «карте дейст­вий». И конечно, не забывать вслух описывать необходимое в каждый момент эмоциональное состояние.

Расслабиться

Проговорив последовательность действий, нужно расслабиться, освободиться от всех посторонних мыслей. Это легче сделать, если сконцентрироваться на своем дыхании: вдох — выдох, вдох — выдох… Идеомоторная тренировка — дело серьезное, оно требует внимания, умения сосредоточиться, включить воображение и полностью погрузиться в работу. Научно доказано, что расслабление тормозит процессы в коре головного мозга и прежде всего в тех его зонах, которые не участвуют в мысленной тренировке. При этом активизируются «нужные» центры — те, что отвечают за действия, которые нам необходимо осуществить, — и мобилизуются наши внутренние ресурсы. И только после того как мы расслабились, можно ­переходить к следующему этапу.

Посмотреть на себя со стороны

Теперь мы занимаем позицию ­зрителя, который смотрит на происходящее и на самого себя со стороны. Создавая визуальные образы, мы прокручиваем в голове не просто сценарий, а уже готовый «фильм». «Киногерой» совершает все то, что мы с ним запланировали. Он хорошо понимает проблемы акционеров, знает, как их решить, и, главное, убедительно говорит об этом. Ему удается вызвать у слушателей доверие и желание из всех кандидатов выбрать именно его. Мы высоко оцениваем его действия, даже любуемся и восхищаемся им.

Представить себя в действии

Самое трудное в нашей виртуальной репетиции — максимально полно и подробно представить себе свои действия. На этом этапе по сравнению с «просмотром фильма» изменяется внутренняя пер­спектива: мы уже не смотрим на себя со стороны, а погружаемся в свои действия, стараясь ­отчетливо представить себе, как и что мы делаем, примерить на себя весь комплекс ощущений: как я стою, как жестикулирую, как у меня напрягаются голосовые связки, мышцы рук, ног, спины.

Чем ярче и полнее мысленным взором мы видим движение, которое нужно совершить, тем легче и точнее мы воспроизведем его в реальной жизни. Например, толкатель ядра может почувствовать в руке снаряд, прыгун в высоту — силу притяжения, которую он преодолевает, отрываясь от земли, оратор — позу, в которой он выступает. Сложные действия надо отрабатывать поочередно и с перерывом.

Если удается полностью включиться в такое виртуальное дейст­вие, то возникают интенсивные психофизиологические реакции: учащается пульс, изменяется ритм дыхания, возрастает внутреннее напряжение и даже появляется ярко выраженное предстартовое волнение. Важно чувствовать, осознавать и регулировать эти состояния. И тогда в реальности управлять ими будет значительно легче.

Когда нужна идеомоторная тренировка

Повседневные действия мы совершаем как бы само собой, автоматически. Классическая сфера применения идеомоторной тренировки — ситуации непривычные, неожиданные, сложные, например экзамен, допрос у следователя, собеседование при приеме на работу, «знакомство с родителями» и т.д. В футболе это может быть 11-метровый удар, в баскетболе — штрафной бросок, от которых зачастую зависит исход игры.

Идеомоторная тренировка — эффективный, не требующий никаких особых условий метод. После одного-двух занятий с консультантом его можно применять самостоятельно. Когда проходишь все семь ступеней, то понимаешь, что готов — и к важному совещанию, и к ответственным переговорам, и к публичному выступлению — к любым сложным коммуникативным ситуациям.

Когда мы прилетели, мой знакомый сказал: «Послушай, а я ведь в общем уже готов и хочу выступать». Он действительно хорошо выступил и добился своей цели.