Закладки


Поделиться

URL
***

Карьера / Личные качества и навыки

20 декабря 2012

Работа или жизнь?

Представьте себе: компании нужны два добровольца, которые поехали бы в командировку на важный проект. Кто поедет? У каждого свои обстоятельства и обязательства. Есть молодой менеджер, мечтающий о повышении, но у него двое малышей (один едва начал ходить, второй только что родился) и он не может оставить жену с ними одну. Есть подающий надежды специалист, которой и так уже тянет огромный воз: кроме работы заочно учится в бизнес-школе по программе МВА и собирается женится. Есть руководитель среднего звена, которого только что включили в совет директоров НКО; он не хочет пропускать первое заседание. Есть одинокая сотрудница, которая с радостью бы поехала, но ей вот-вот предстоит перевозить отца в дом престарелых. И еще есть человек с избыточным весом и диабетом, который в командировке не сможет соблюдать новую диету и делать лечебную зарядку. Общие фразы о том, как важно уравновешивать работу и ­личную жизнь, в подобных ситуациях не помогают.

Если человек хочет, чтобы жизнь его была полноценной и разнообразной, ему приходится постоянно решать как сиюминутные тактические вопросы («Проситься ли в этот проект?»), так и долгосрочные стратегические («Что делать, чтобы подстегнуть карьеру?»). Говард Стивенсон — предприниматель, профессор, общественный деятель, бывший председатель Harvard Business Publishing, муж, отец — уже сорок лет изучает, учит и консультирует руководителей организаций всех типов. По его мнению, уравновешивать работу и личную жизнь — все равно что идти по гимнастическому бревну, пытаясь при этом жонглировать яйцом, хрустальной рюмкой, ножом и прочими хрупкими или опасными предметами. Чем больше вы прошли по жизни — трудовой и личной, тем больше ответственности лежит на вас и тем больше путей перед вами открыто. И в какой-то момент, чтобы удержать равновесие, вам придется что-нибудь выпустить из рук.

Главное — вовремя понять, от чего отказаться, иначе можно нечаянно потерять самое важное. Людям, высоко ставящим себе планку, трудно смириться с тем, что они не могут преуспеть всюду. Даже те, кто понимает, что нельзя объять необъятное, стараются все-таки поднапрячься и выступить с блеском во всех своих ролях: сильного, расторопного сотрудника; начальника, который прокладывает курс и ведет за собой народ; наставника, раздувающего из искры пламя; коллеги, готового всегда прийти на помощь; ­активного члена сообщества; преданного мужа, друга, родителя, сына. Это — естественное следствие нашего воспитания. Ведь всем нам вдалбливали в школе, что отличники получаются из умных, прилежных учеников. Но в реальном мире, где царит хаос, невозможно делать на «отлично» все сразу, добиться всех своих целей разом или одним махом удовлетворить все свои желания.

А думать, что вам это по силам, — ­обрекать себя на эмоциональный срыв и стресс. Нет, надо держать курс не на сиюминутный успех, а на долгосрочную самореализацию и в разные периоды жизни точно расставлять приоритеты. В статье описана методика, которую мы разработали вместе с Говардом. Цель ее — помочь ­людям (энергичным руководителям особенно) осознать свои границы и принять нелегкие компромиссные решения, благодаря которым можно добиться гармонии в профессиональной и личной жизни.

Вы сами: непрерывный процесс

Мы все знаем, что, если у компании нет общей концепции, ей трудно принять правильное стратегическое или тактическое решение. То же самое можно сказать и о каждом из нас. Представьте себе мозаику: собирать ее гораздо проще, если сверяться с картинкой. Но картинки жизненного успеха к жизни не прилагаются. И мы начинаем жонглировать чем попало, перемещаясь по гимнастическому ­бревну, не имея ясного представления о том, чем дорожим больше всего и как располагаем эти ценности по степени их важности. Такую картину составить непросто, но без нее невозможно определить, в чем заключаются ваши цели и что вы рассчитываете получить в результате их достижения.

Она помогает внимательно рассмотреть все грани жизни, которых, по нашим расчетам, семь:
• семейная (родители, дети, братья и сестры, родственники жены/мужа);
• общественная (отношения с друзьями, участие в жизни ­сообщества);
• духовная (религия, философия);
• физическая (здоровье, спорт);
• материальная (финансовая обеспеченность, условия жизни, собственность);
• профессиональная (краткосрочные и долгосрочные перспективы);
• хобби. Рассматривая каждую грань, подумайте, кем вы хотели бы быть в этом «измерении» своей жизни, насколько оно важно по сравнению с остальными, если учесть, что ваши время, энергия и ресурсы не бесконечны. Обратите внимание на два момента.

Во-первых, что у каждого ­направления свои трудности. Важно разделять их, чтобы они не ­слились для вас в одно непосильное целое, а вы видели бы отдельные пробле­мы, которые по отдельности все-таки можно решать. Во-вторых: ваши представления о жизни могут и будут меняться. Но нужно понимать, каким вы хотите быть и сейчас, и в будущем, и помнить об этом, решая, на что тратить свои ресурсы, особенно если вы чувствуете, что теряете равновесие. Расскажу о двух случаях из жизни Говарда — они показывают, что, принимая значимые решения, надо всегда держать перед глазами желаемый образ себя. Первый случай относится к тем временам, когда он участвовал в создании хедж-фонда Baupost и параллельно преподавал в Гарвардской школе бизнеса. Времени на тогда еще маленьких детей у него почти не оставалось — он постоянно был в разъездах и на работе. ­Вместе с женой они приняли решение: на какой-то период он устранится из семейной жизни, чтобы обеспечить ­наилучшее будущее всем им. Но, признав обоснованность такой стратегии, Говард оговорил, что, когда он дома, он будет ­всецело участвовать в жизни семьи. Это тактическое условие позволило ему по-прежнему воспринимать себя как преданного отца и мужа. Чем бы он ни занимался — работал, читал, возился в гараже, — стоило кому-нибудь из домаш­них обратиться за помощью или просто подойти поболтать, он тут же все свое внимание переключал на него. Говард понимал, что и для него, и для семьи общение важнее всего.

Он постоянно раздумывал над тем, как быть хорошим мужем, отцом, главой семьи и при этом высоко держать планку в профессии. Спустя несколько лет (ему было уже к 50-ти, дела и в Baupost, и в Гарварде шли прекрасно) брак Говарда распался и ему пришлось решать куда более сложную задачу. Чтобы общаться с сыновьями столько, сколько ему хотелось бы, понял он, нужно сделать это «измерение» жизни главным — перенаправить личные ресурсы с профессиональной стези на семейную. И он отказался от руководящей должности в Baupost — от работы, которую любил и которая приносила ему десятки миллионов долларов дохода. «Я должен был выполнять роль отца только на “отлично”, — вспоминал он. — Я не мог сплоховать хоть в чем-нибудь. Конечно, это был удар и по самолюбию, и по бумажнику. Но у меня появилось больше времени и сил для детей, а это стоило куда больше любых денег».

Оценка стоимости

Обратите внимание, что, описывая эту ситуацию, Говард говорит о деньгах. Он — предприниматель, он знает, что единственный способ верно оценить издержки — понять стоимость одного решения относительно другого. Скажем, час, который вы провели, читая дочке книжку, и час, который вы провели, играя с друзьями в баскетбол, стоят по-разному — и не так, как час, во время которого вы готовитесь к экзамену или добровольно работаете в ночлежке. Главное — разграничить равноценные, как кажется, варианты и понять, как каждый приближает вас к цели в том или ином «измерении» вашей жизни. Разобраться в этом вам ­помогут несколько вопросов.

К чему ближе ваш выбор: к потребностям или к желаниям? Потребности — это еда, кров, здоровье; желания — это, к примеру, бриллиантовые колье, кругосветные круизы, особняки. Внутренняя ценность потребностей выше, чем желаний. Но чаще всего то, что мы выбираем, относится ни к тому, ни к другому, а к чему-то среднему. Значит, надо найти место вашего решения на шкале между потребностями и желаниями, исходя из своих конкретных жизненных обстоятельств и учитывая вашу картину будущего. Желания бывают иногда столь сильными, что их трудно ­отличить от потребностей. Вот два примера (здесь и далее имена и некоторые подробности изменены из соображений конфиденциальности). Первый таков. У Карен, с которой мы учились в колледже, портится настроение всякий раз, как ей не удается выкроить время и поиграть на пианино. А играть ей хочется каждый день; любовь к музицированию неразрывно связана с образом той Карен, которой ей хочется быть, поэтому игра на пианино практически стала потребностью и ради нее Карен отказывается от многого другого.

Второй пример — мои бывшие коллеги Ирвин и Билл, которые ­работают в одной фирме. Каждый собирался купить себе дорогую машину и швейцарские часы ручной сборки. Эти вещи стоили очень дорого, и их приобретение было бы ощутимо для бюджета. Что касается 29-летнего Ирвина, то ему хотелось произвести впечатление на коллег, — он подчинялся преимущественно своим желаниям. А для 46-летнего Билла, которого перевели на руководящую должность в подразделение предметов роскоши и который постоянно общался с богатыми клиентами, автомобиль и часы были, скорее, ­потребностью, поскольку должны были отражать его статус.

Каковы минусы вашего ­выбора? Практически любое решение, будь то согласие на стратегически важный бизнес-союз или переход на руководящую должность в НКО, связано с издержками двух видов. Это инвестиционные издержки: время, энергия и прочие расходуемые вами ресурсы. И это ­издержки упущенных возможностей: варианты, от которых вы отказываетесь, инвестируя в перечисленные выше ресурсы. Надо заранее хорошо понять, как, беря на себя эти издержки, вы получите желаемый результат — и получите ли. Можно, к примеру, хаотично искать новую работу, изучая разные перспективы своей профессиональной жизни, но это отнимет у вас много времени и сил. А можно действовать иначе: пару месяцев, выделив на это часов пять в неделю, искать отрасли с большим будущим, встречаться с людьми, которые их хорошо знают, и с руководителями из компаний интересующего вас сектора.

Полезно было бы составить список из десяти компаний, в которых вам хотелось бы работать, и присмотреть три-пять устраивающих вас должностей. Но не забывайте оценивать издержки упущенных возможностей, — то, от чего вы отказываетесь ради этих пяти часов информационных разысканий в неделю. Скажем, вы больше не играете после работы в футбол или не стали участвовать в новом сводном проекте на нынешней работе.

Стоит ли овчинка ­выделки? Предполагаемые плюсы надо оценивать так же тщательно, как и минусы, и в сопоставлении с ними. Оправданы ли издержки, на которые вы соглашаетесь? Композитор-песенник Люси Каплански формули­рует эту мысль кратко и четко: «Во сколько вам обошлось ваше решение? Не пожалеете ли о нем к вечеру?» Моему другу Вилли, работающему в крупной корпорации, начальник недавно сказал, что ему не помешало бы получить сертификат профессионального бухгалтера и аудитора (диплом CPA). Для этого надо потратить три года, но дело того стоит. Начальник явно намекал, что диплом даст Вилли немало преимуществ, но велики ли они? Что это — прибавка к зарплате или повышение по службе? Если да, то какую ступень в корпоративной иерархии он займет? Сможет ли он перейти в другие подразделения компании? Если да, то в какие? Вилли надо получить ответы на все эти вопросы и только тогда уже решать, стоит ли трехгодичное обучение будущей выгоды.

Можете ли вы достигнуть выгодного компромисса? Нам то и дело приходится делать выбор, но далеко не всегда одну существенную часть жизни можно обменять на другую. Вспомним Стива Джобса. Он, конечно же, не пожалел бы никаких денег ради того, чтобы вылечиться от рака. Но деньги не вернули ему здоровья. Многие в своей жизни, профессиональной и личной, тоже сталкиваются пусть и не с такими серьезными, но ­трудными проблемами: мы пытаемся обменять то, что имеем, на то, что хотим. И, когда оказывается, что обмен невозможен, мы испытываем горькое разочарование. В качестве примера расскажу историю Эндрю, управляющего директора солидной финансовой компании. Он почти 20 лет занимался банковскими инвестициями, но нестабильность экономики, негативное отношение в обществе к его профессии и ужесточение законодательных норм привели к тому, что он разлюбил свою профессию. Он долго мечтал, как уйдет из финансовой сферы и откроет ресторан на берегу моря.

Наконец в 52 года подал в отставку. Фирма ­предложила ему баснословные деньги, только чтобы он проработал еще пять лет. Эндрю подумал несколько дней и согласился. Прошло два года. Сейчас он чувствует себя несчастным и по-прежнему мечтает о своем ресторане. Он пожертвовал свободой ради благосостояния. Деньги казались огромными, а свобода, которую сулило новое дело, — не такой уж полной, однако сделка в итоге получилась неудачной.

Можете ли вы последовательно решать свои задачи? Говард любит вспоминать, как мать ему часто говорила: «Не забывай, что в принципе ты можешь получить от жизни все, что пожелаешь, — но не все сразу». Осознанно чередуя свои цели, вы можете со временем добиться больших успехов на многих направлениях. Майк Левен, 74-летний президент и операционный ­директор Las Vegas Sands, сказал как-то, что занялся своей карьерой позже сверстников, потому что хотел больше уделять внимания детям, пока они были маленькими. И то, чего многие его друзья добились к 40 годам, он получил в 45. Он позже других стал жить в достатке. Первую свою действительно высокую должность, пост президента Day Inn, он занял, когда его дети подросли. Он не то чтобы долго раскачивался в начале своей профессиональной жизни, но он разрешил себе добиваться главных своих целей — стать хорошим отцом и стать сильным руководителем организации — на разных этапах своей жизни, поскольку, как он полагал, решать обе задачи одновременно, было невозможно.

В нынешнем мире многие из нас (как и те люди, о которых рассказано в начале статьи) стараются планировать карьеру и хотят состояться на всех направлениях жизни сразу. Любое решение обойдется вам меньшей кровью, если вы хорошенько подумаете о своих целях, о том, что для вас важнее всего, о своих потребностях и желаниях; о плюсах и минусах каждого решения, о том, не лучше ли будет решать задачи не сразу, а последовательно. Чем пытаться уравновесить профессиональную и личную жизнь, чем жонглировать на гимнастическом бревне, лучше воспользуйтесь этой методикой и займитесь своим главным делом, добиваясь и успеха, и удовлетворения. Ведь в реальном мире это и означает «получить все сразу», разве нет?

Инфографика


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ