Как найти путь на азиатские рынки | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Как найти путь на азиатские
рынки

Если вы задумываетесь о поиске новых рынков и партнеров, изучите страны азиатского региона

Автор: Екатерина Петрова

Как найти путь на азиатские рынки
Фото: Tianshu Liu / Unsplash

читайте также

«Стали ли мы счастливее людей, которые жили десятки тысяч лет назад? Думаю, что нет»

Анастасия Миткевич

Алексей Кудрин. Инвестиционная пауза

Анна Натитник

Равнение на… Зачем руководителю умение концентрироваться

Дэниел Гоулман

Управление по целям и ключевым результатам: отрывок из книги Ветри Веллора

Ветри Веллор

Санкции и затруднения в работе на европейских и американских рынках подталкивают компании к поиску альтернативных путей развития. Экономические связи переориентируются на Азию. С одной стороны, здесь есть страны, в которых создан максимально благоприятный климат для развития инновационных проектов, а с другой — Азия — это перспективные рынки для вывода российских продуктов.

Выберите страну для регистрации компании в азиатско-тихоокеанском регионе

Сейчас Азия становится приоритетным регионом для ведения внешнеэкономической деятельности — в том числе потому, что в ряде стран региона сравнительно легко зарегистрировать компанию для облегчения бизнес-процессов. С этой точки зрения оптимальными являются Сингапур и Гонконг. Не забывайте и об Индии — стране с большой емкостью рынка, которую называют сегодня стратегическим партнером России.

Откройте счет в подходящей валюте

В настоящее время уже поменялись условия ведения внешнеэкономической деятельности. Вполне возможно, что многим компаниям, ведущим ВЭД, придется искать новые банки. Финансовые эксперты рекомендуют присмотреться к китайским кредитным организациям и к открытию счетов в юанях. Во-первых, это ускорит проведение финансовых транзакций, так как американские и европейские банки сейчас тратят много времени на проверку операций. И во-вторых, транзакции в китайской валюте могут идти не через SWIFT, а через другую систему — CIPS. К ней в настоящее время подключается все больше российских банков.

Планируйте логистику с учетом новых скоростей и форматов

По мнению глав железнодорожных компаний России и Китая, экономической переориентации с Запада на Восток будет способствовать увеличение эффективности трансграничных перевозок. Сейчас доставка грузов в Россию затруднена: длительные сроки ожидания и транспортировки вызваны уходом крупнейшего морского оператора грузоперевозок (датской логистической компании Maersk) и приостановкой бронирования судов в направлении России фирмами Mediterranean Shipping Company и CMA CGM. Поиск новых путей и форматов быстрого и надежного экспорта стал жизненно необходимой задачей для бизнеса.

Сухопутные перевозки контейнеров пострадали меньше, поэтому, планируя логистику, рекомендуется рассмотреть использование железнодорожной доставки. Контейнерные поезда имеют ряд преимуществ — отсутствие весовых ограничений, большая оперативность доставки по сравнению с морским путем, экспедирование груза (контроль на протяжении всего этапа перевозки).

Расширяйте присутствие в регионе

Масштабируйте свой бизнес и откройте торговый дом в Азии. Такая организация фокусируется на международной коммерции и осуществляет экспорт или импорт между двумя или более странами. Сфера деятельности торгового дома распространяется на все виды договорных отношений в рамках вашей бизнес-лицензии.

В ближайшее время Азия, вероятно, станет приоритетом на рынках сбыта, и для этого есть несколько причин. Во-первых, в этом регионе проживает около 60% населения мира, причем средний возраст активных потребителей — около 30 лет. Во-вторых, здесь формируется благоприятный инвестиционный климат: в 2021 году объем венчурного финансирования превысил $165 млрд, что примерно на $50 млрд больше, чем годом ранее. А значит, приход бизнеса сюда приветствуется, и динамика роста инвестиций позволяет надеяться, что данная тенденция в обозримом будущем сохранится.

В Азии есть центры роста — тянитесь к ним!

Помимо готовности к сотрудничеству с Россией, Азия отличается наличием большого количества крупных центров развития, которые открывают экспортные возможности для малого и среднего бизнеса. Гонконг считается крупнейшим финансовым центром в мире. Иностранные компании получают налоговые преференции, и в силу соглашений об избежании двойного налогообложения ведение бизнеса в этой юрисдикции достаточно выгодно.

В Южной Корее растет интерес к стартапам. Государственные власти оказывают помощь малому и среднему бизнесу: например, правительство поддерживает инкубатор K-Startup Grand Challenge. Система налогообложения достаточно гибкая и демократичная. Например, налог на добавленную стоимость юридического лица составляет 10%, а товары или услуги, связанные с медициной, образованием и частью товаров первой необходимости, освобождаются от этого налога.

Многие эксперты отмечают, что будущее за индонезийским рынком. Это четвертая страна в мире по численности населения: там проживают 280 млн человек. Более того, ее численность увеличивается на 1% в год. Индонезия дружелюбна по отношению к иностранным инвесторам. Открыть здесь бизнес достаточно просто, но при планировании логистики необходимо учитывать островное расположение страны.

В Индии с ее быстрорастущей экономикой и перспективным рынком уже сформировалась одна из самых крупных стартап-экосистем в мире. В 2019 году инвесторы вложили в местные стартапы свыше $14 млрд, в 2020-м показатель увеличился до $63 млрд. В стране, по данным Pew Research Centre, начиная с 1990 года в 20 раз увеличилась численность среднего класса, растет цифровизация. Один из главных стимулов развития бизнеса в Индии — англоговорящее население. Это позволит выстроить коммуникацию с потребителем за короткий промежуток времени.

Где искать поддержку?

Государство оказывает помощь малому и среднему бизнесу, предоставляя гранты, субсидии, налоговые послабления и т. п. Вся актуальная информация есть на специальном портале. Например, введен мораторий на проверки соблюдения валютного законодательства: их приостановили до конца 2022 года.

Если вы начинающая компания, мониторьте запуски новых программ различных платформ — это поможет вам выйти на новые рынки. Например, совместно с Московским экспортным центром (МЭЦ) в начале июля этого года была запущена программа экспортной акселерации Global Partners Program, которая позволит московским B2B-компаниям ускорено выводить свои решения на зарубежные рынки Азии, Латинской Америки и Африки. В этом году она особенно актуальна: в нынешних условиях экономической турбулентности ситуация меняется постоянно, а значит, переориентация на новые рынки и поиск новых партнеров окажутся более выгодными, чем ведение бизнеса «по накатанной». К программе будут также привлечены эксперты-консультанты, специализирующиеся на зарубежных рынках дружественных стран.

О коммуникациях в Азии

Обратите внимание на сферы маркетинга и PR: в Азии они функционируют иначе, чем в СНГ или Европе. Важно учитывать это при формировании позиционирования и продвижения вашего бренда или продукта, а также при поиске партнеров. В Индии и Гонконге с коммуникацией на английском у вас не возникнет проблем, в то время как в других странах Азии этим языком владеют далеко не все. Поэтому предпочтительнее развитие через агентства, которые помогут адаптироваться на местном рынке без культурных и языковых барьеров.

В Азии особенно важно иметь «теплые» прямые связи. Посещайте профильные мероприятия и конференции — это позволит наладить контакты с экспертами рынка. Например, в сентябре 2022 года в Китае пройдет Международная научная конференция по экономике, управлению бизнесом и социальным наукам. На подобных мероприятиях вы найдете единомышленников и будущих партнеров.

***

Поворот на Восток уже произошел. Поэтому если вы задумываетесь о поиске новых рынков и партнеров, изучите страны азиатского региона. Возможно, именно там ваш продукт или услуга окажутся сверхуспешными.