Сатья Наделла: «Сегодня люди хотят понимать, зачем они работают» | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сатья Наделла: «Сегодня люди хотят понимать, зачем
они работают»

CEO Microsoft о главных уроках пандемии, эмпатии, гибкости и метавселенной

Сатья Наделла: «Сегодня люди хотят понимать, зачем они работают»

читайте также

Джетлег не должен испортить вам командировку

Кристофер Барнс

Почему (и как) следует нанимать молодежь без высшего образования

Cьюзан Диткофф,  Уилла Селдон

«Благодаря пандемии отношение в обществе к курьерам изменилось в лучшую сторону»

Татьяна Борзых

Как избавиться от надоевших дел

Джордан Коэн,  Джулиан Биркиншоу

читайте также

От редакции. Мало кто представляет себе суть успешной совместной работы и инноваций в командах лучше, чем CEO Microsoft Сатья Наделла. Главный редактор Harvard Business Review Ади Игнейшес в рамках специального проекта «Новый мир работы» обсудил с Наделлой, каким будет взаимодействие команд в будущем, как будет выглядеть следующее поколение технологий для работы, что должны будут делать и знать лидеры и будет ли когда-нибудь наша рабочая среда напоминать образы метавселенной из научной фантастики (и если да, то когда это случится). Мы публикуем отредактированную версию этого разговора.


АДИ ИГНЕЙШЕС: Сатья, наш проект посвящен новому миру работы. И, наверное, я мало кого мог бы сейчас вспомнить, кто лучше вас ориентировался бы в этом вопросе и был в курсе того, какие платформы и подходы необходимы нам для эффективной совместной работы. С развитием бизнеса, изменением технологий и появлением новых возможностей и устремлений у работников меняются и наши представления о работе и сотрудничестве, о том, как мы осуществляем инновации. Какие они сейчас? Как, по-вашему, выглядит будущее работы, как будет строиться наша рабочая среда в ближайшей перспективе?

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Вы абсолютно правы. По мере того, как мы преодолеваем или проживаем эту пандемию на разных ее этапах, мы наблюдаем реальные структурные изменения, которые, как мне кажется, продиктованы двумя мегатрендами. Первый связан с гибридной работой и является результатом изменения ожиданий в отношении гибкости, на которую сегодня люди хотят рассчитывать в выборе времени, места и способа работы.

А второй мегатренд, как мне кажется, удачно обозначил CEO LinkedIn Райан Рослански. Это «великая перестановка». Сегодня люди говорят не только о том, когда, где и как они будут работать. Сегодня они хотят понимать, зачем они работают, и, если так можно выразиться, переписать внутренний контракт о смысле работы. Они задаются вопросом, на какую компанию они хотят работать и какие задачи или какая профессия им нравится.

Эти две масштабных тенденции — гибридная работа и великая перестановка — определяют фундаментальные структурные изменения, влияющие на все, что мы делаем.

АДИ ИГНЕЙШЕС: Расскажите, как вы понимаете гибкость. С одной стороны, это звучит прекрасно: пусть каждая команда и каждый для себя решает, как, когда и каким образом им лучше совместно работать. Но ведь есть и более общие интересы компании: нам важно, чтобы люди были вместе, мы хотим создать и поддерживать определенную культуру. И, возможно, для этого нужно, чтобы все были рядом, и здесь не предполагается столько же гибкости. Как вы соединяете эти императивы?

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Да, я в первую очередь считаю важным учитывать эти ожидания. Например, если судить по имеющимся данным, реальность такова, что почти 70% сотрудников важна гибкость. В то же время 70% сотрудников также стремятся к живому человеческому общению, которое необходимо им в совместной работе. Здесь кроется гибридный парадокс. И вот еще один любопытный и парадоксальный срез данных: 50 с лишним процентов людей говорят, что им нужно ходить на работу, чтобы сосредоточиться. И 50 с лишним процентов хотят работать из дома, чтобы сосредоточиться.

Мне кажется, сейчас лучше всего, наверное, не выбирать слишком безапелляционную, догматическую позицию, потому что мы еще не пришли к согласованным новым нормам. Эти нормы должны устояться, и тогда мы сможем увидеть реальные причинно-следственные связи и наметить хотя бы общие контуры в понимании продуктивности и гибкости. Но в контексте вашего вопроса, мне кажется, что прямо сейчас мы выбираем скорее органический подход. На мой взгляд, мы должны практиковать и продвигать идею, что важно дать возможность каждому менеджеру и каждому сотруднику начать вырабатывать нормы, подходящие для их конкретной команды в контексте стоящих перед ней задач.

Например, если я руковожу командой из пяти человек, мне важно понимать, есть ли у меня сотрудники с маленькими детьми, которые не вакцинировались, потому что у них будут свои соображения. Какова ситуация с детскими садами? У тех, кому нужно водить детей в сад, свои обстоятельства. Сколько времени сегодня занимает дорога до офиса? На будущее можно предположить, что вряд ли кто-то захочет тратить на нее столько времени, сколько мы тратили в 2019 году, потому что можно продуктивно работать удаленно.

На самом деле, мы говорим о том, что лучше, если все будет органично развиваться своим чередом. И пусть у людей будет возможность наработать новые нормы, которые помогут компании быть продуктивной. В конечном счете мы работаем, чтобы выпускать продукты и услуги, которые нравятся нашим клиентам. И именно это определяет результаты компании. Но я думаю, что не стоит игнорировать и тот факт, что происходят структурные изменения в том, как сотрудники производят эти продукты и услуги и как они добиваются результатов. Их требования изменились. И нам нужно все это согласовать.

АДИ ИГНЕЙШЕС: Насколько я понимаю из ваших слов, вы не думаете, что мы когда-нибудь снова будем работать так, как работали до пандемии. Это первое. И второе: в прежние времена было такое понимание, что нужно разработать некую последовательную, единообразную и в этом смысле справедливую политику. Но теперь вы описываете намного более сложную задачу для менеджеров, руководителей по работе с персоналом и для каждого человека в компании, ведь вы говорите о необходимости действовать гибко и адаптивно, а не о каком-то универсальном подходе к управлению кадрами.

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Да, в первую очередь хочу отметить, что экономика очень многообразна и неоднородна. Даже на пике пандемии все работники здравоохранения, все работники розницы и все специалисты важнейших производств ходили на работу. Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть эту важную основополагающую для меня мысль о многообразии ожиданий, сложившихся практик и потребностей в организации работы, существующих сегодня в мире, экономике и обществе. Нам ведь важно, к примеру, чтобы медики были в больнице, когда мы приходим на прием.

При этом я действительно думаю, что благодаря новым инструментам происходят реальные структурные изменения. Возьмем пространство: как верно кто-то однажды мне сказал (и мне нравится эта мысль), еще со времен промышленной эры мы осваивали физическое пространство как лучший инструмент повышения продуктивности. Ему нет равных. Целых 200 с лишним лет мы приспосабливали рабочее пространство — будь то производственный конвейер, розничный магазин или офисные центры, куда приходят работники интеллектуального труда, — для повышения продуктивности за счет соединения людей, общей цели, миссии, общения. Я не стал бы сбрасывать это со счетов. Но можем ли мы использовать пространство так, чтобы оно соответствовало ожиданиям сотрудников и стоящей перед нами задаче?

Например, мы перепроектируем некоторые площадки в нашем офисном центре. У нас по-прежнему остается кампус. Мы его любим. Разве что пользоваться им менеджеры и команды будут уже по-другому. Им может понадобиться собраться всем вместе на дизайн-сессию или в самый напряженный период работы при выпуске программного продукта. А еще нам нужно проводить адаптацию, ведь у нас много новых сотрудников. И для этих целей мы, я думаю, будем использовать пространство еще более гибко с применением некоторых цифровых технологий.

На мой взгляд, у нас появляются новые возможности для гибкости за счет работы с пространством и созданной за время пандемии основы цифровой удаленной среды.

АДИ ИГНЕЙШЕС: Мне кажется, что за последние годы и в особенности теперь у сотрудников становится все больше возможностей. Отчасти с этим связано и «Великое увольнение», о котором мы теперь говорим. У сотрудников есть выбор. И они его делают, а нам как руководителям приходится откликаться. Как вы сегодня представляете себе эффективную формулу работы с персоналом? Что нужно, чтобы привлечь и удержать сотрудников, с учетом того, о чем вы говорите применительно к развитию рабочей среды и меняющимся представлениям о работе.

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Однажды я от кого-то услышал такую мысль: уходят не из компаний — уходят от менеджеров. Мне кажется, это стало одним из важнейших откровений для меня, во всяком случае на этапе моего карьерного роста уже в Microsoft. Это очень важная мысль, ведь в конечном счете я снова и снова прихожу именно в коллектив, к людям, с которыми я работаю. И когда в этой формуле что-то не складывается, я начинаю смотреть по сторонам или переоценивать ситуацию. Поэтому, на мой взгляд, нужно действительно глубоко оценивать непосредственные условия и культуру с точки зрения отдельно взятого сотрудника и понимать, как миссия компании соотносится с его личной миссией и философией.

Я всегда думаю: а если бы каждый, кто работает в Microsoft, сказал об этом иначе, наоборот — не «я работаю на Microsoft», а «Microsoft работает на меня», — на одну секунду, чисто умозрительно, будет ли это верно? Могу ли я в этой среде реализовать свои карьерные устремления, свое понимание результата, которого я хочу добиться в мире? Если Microsoft становится основой для этого, получается совсем другое дело, я чувствую связь с миссией.

Поэтому мы очень сосредоточены на двух аспектах. Один заключается в том, чтобы помогать менеджерам находить и удерживать кадры, и для этого у нас есть модель «Model, Coach, Care» («Моделируй, обучай, заботься»), потому что повседневная практика качественного управления крайне важна. Это с точки зрения менеджера. А с противоположной стороны мы делаем все возможное, чтобы помочь сотрудникам приобщаться к миссии компании, устанавливать контакты с коллегами, нарабатывать и сильные, и слабые связи. Потому одно из фантастических преимуществ в наличии такого кампуса, как у Microsoft в Редмонде, состоит том, чтобы приходить сюда и работать со своей командой. Это сильные связи.

А еще вы в кампусе сталкиваетесь с другими интересными людьми, знакомитесь с ними, у вас складываются долгосрочные отношения, и это ваши слабые связи. К сожалению, в эту пандемию, насколько можно судить по данным, мы наблюдаем следующие две особенности: сильные связи укрепляются, а слабые — ослабевают. Но наша задача состоит в том, чтобы с помощью самых разных программных инструментов укреплять эти слабые связи, потому что мы держимся в организации за человеческие отношения. Без них, без общения с вашим руководителем и с другими сотрудниками это, я думаю, не работает.

АДИ ИГНЕЙШЕС: Давайте остановимся подробнее на слабых связях. Я думаю, многие из нас считают, что эти слабые связи могут играть важную роль для инноваций, общей культуры и сотрудничества. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как вы используете технологии, чтобы выявлять и укреплять такие контакты.

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Да, приведенная мной информация получена по результатам анализа данных Microsoft 365, где показатель сильных связей вырос примерно на 26%. Речь идет о точках контакта, будь то в электронной почте, на совещаниях в Teams или при любых других видах взаимодействий в команде, с которой вы работаете.

А слабые связи — это встречи у кулера, в лифте, на территории кампуса, в автобусе и т. д. И это все спонтанные моменты неожиданных открытий и случайных ценных идей, которых нам сегодня недостает. Одна из основополагающих инициатив у нас в этом направлении — инструмент Microsoft Viva, новая облачная платформа для сотрудников, которая нам очень нравится.

Для примера расскажу, как я сегодня могу расширить свои слабые связи. На любом совещании я сейчас в чате вижу комментарии людей, с которыми я никогда раньше не был знаком. В прежние времена я как CEO Microsoft участвовал бы в большом собрании и слушал выступления. Но среди присутствующих было бы много и тех, кто не стал бы высказываться. А чат дает им возможность поделиться своим мнением. При этом я не только узнаю, что они думают, но и могу щелкнуть на их профиль. И знаете что? Я открываю их страницу и вижу очень подробный профиль в Microsoft 365, где есть все: от ссылки на внешнюю страницу в LinkedIn до всех рабочих материалов, которыми они занимаются, документов и презентаций. И благодаря Viva я узнаю об их проектах и опыте. Весь этот подробный внутренний профиль собран с помощью ИИ, и меня это поражает.

По одному высказыванию на совещании я могу так много всего найти о человеке, а потом организовать с ним звонок в Teams на 15 минут и продолжить разговор. Это новый тип случайного открытия. Я не сталкиваюсь с человеком в лифте и не завожу диалог, но я знакомлюсь с ним на онлайн-совещании после того, как он оставит комментарий в чате. Вот на это мы и рассчитываем, разрабатывая программные инструменты и напоминания для укрепления слабых связей.

АДИ ИГНЕЙШЕС: Viva — это продукт, который предлагает Microsoft. А есть ли какие-то другие платформы, с которыми вы экспериментируете и работаете в Microsoft и которые в случае успеха могут стать продуктами для пользователей в будущем?

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Да, мы много экспериментируем, поскольку работаем в сфере инструментов продуктивности. Поэтому чем бы мы ни пользовались для внутренних целей, это в то же время и внешний продукт. То есть у нас в Microsoft есть удачная возможность действительно использовать и тестировать собственные решения, и мы в итоге их выпускаем.

Хочу привести еще один пример полезного для работы решения, помимо внутренней страницы профиля. Это внутренняя универсальная система поиска, в которой я могу искать человека, документ или онлайн-ресурс. Такая возможность консолидировать всю базу знаний компании через единый поисковый интерфейс, мне кажется, представляет собой огромный прорыв. Я всегда считал, что самая крупная и стратегически важная база данных компании — это информационное хранилище всех коммуникаций внутри организации. И иметь возможность поиска в этой базе — это просто потрясающе.

И вот еще кое-что, что меняет мой непосредственный рабочий опыт. Речь о совещаниях. Теперь это не так, как было раньше: я иду на совещание, и мне нужно полагаться на свою память и какие-то короткие заметки. В Microsoft каждое совещание записывается — с согласия всех присутствующих. Запись индексируется, и я могу сделать поиск по теме или по имени выступающего. Получается своего рода документ, поэтому совещания тоже пополняют хранилище знаний компании. Я думаю, что такая цифровизация всех коммуникаций и работы и превращение их в полноправные рабочие материалы будет играть огромную роль в будущем.

АДИ ИГНЕЙШЕС: Вы упомянули искусственный интеллект и, возможно, вы знаете то, чего пока не знаем об ИИ, мы. Было бы интересно услышать, что вы думаете по этому поводу: как ИИ изменит наш подход к работе?

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Если говорить просто, то принципиально новая возможность ИИ состоит в том, что он позволяет использовать все имеющиеся у нас данные и получить больший аналитический и прогностический ресурс без необходимости анализировать разрозненные блоки информации и получать какие-то обособленные, не связанные между собой результаты. ИИ способен работать со структурированной и неструктурированной информацией, особенно с появлением больших моделей мультимодальных данных. В такие модели включаются текст, речевые данные, изображения. Они очень большие и работают без необходимости их обучать. Сегодня это можно использовать в самых разных направлениях.

Есть, например, функция автозаполнения, и я могу с ее помощью составлять предложения и текст электронного письма. Я могу использовать в GitHub «напарника» при работе над кодом. Я даже могу использовать ИИ для машинного перевода. Например, вернемся к материалам совещаний: представьте себе совещание, которое прошло во Франции на французском языке в формате устного обсуждения. Можно получить его расшифровку, и я смогу читать синхронизированные титры или даже перевод в режиме реального времени. А еще я могу использовать поиск по совещаниям на любом языке, то есть это устраняет языковый барьер.

Я думаю, что искусственный интеллект станет основой следующего уровня автоматизации, аналитики и прогнозирования, с которыми мы будем иметь дело в нашей повседневной реальности, поэтому мы включаем его в наши разработки.

АДИ ИГНЕЙШЕС: Мы все хотим разобраться в том, что такое метавселенная. Кажется, это понятие описывает некое будущее, в котором реальный мир дополняется 3D, дополненной и виртуальной реальностью (AR/VR). Помогите в этом разобраться. На ваш взгляд, мы действительно идем к некой метавселенной? Какой она будет?

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Я думаю, что идея метавселенной состоит в следующем: по мере того как компьютерные технологии все больше встраиваются в реальную жизнь, появляется возможность встраивать реальную жизнь в компьютерную среду. Так я это вижу. Это работает в двух направлениях, извне-внутрь и изнутри-вовне. Я часто использую эту метафору. Мне кажется, она хорошо передает суть. Представим, что есть некое пространство с большим количеством камер и микрофонов. Вы можете оцифровать его даже без гарнитуры на голове. Возьмем средства интеллектуальной обработки данных в переговорной. Например, когда вы входите в Teams, программа распознает каждого из присутствующих в переговорной, создает для него отдельное окошко и выводит его на экран так же, как при подключении в удаленном режиме. Так у тех, кто участвует в совещании дистанционно, есть возможность видеть всех присутствующих в реальной переговорной, смотреть информацию о них, их профили и т. д. Вот отличный пример того, как физический мир становится цифровым. И в нем рядом вместе оказываются люди, которые физически присутствуют в одном пространстве, и те, кто находится далеко.

Сейчас мы общаемся с вами и не используем никакую гарнитуру. А можно надеть виртуальные очки — например, HoloLens или какие-то другие, и провести виртуальное совещание с эффектом погружения и даже с эффектом пространственного звучания, и ваше воплощение в виде голограммы или аватара будет взаимодействовать в этом пространстве с другими участниками.

На самом деле у нас уже давно существует метавселенная под названием Altspace. И здесь можно привести хороший пример — Accenture. В Accenture создают так называемый n-ный этаж в Altspace, где любой сотрудник глобальной структуры компании может встретиться с другими сотрудниками. Эта идея о возможности присутствия в виртуальной реальности в виде аватара и в какой-то момент в виде голограммы, идея взаимодействия с другими и ощущения себя в этом пространстве за счет использования функции пространственного звучания — лишь дополнительные формы того, к чему мы все сегодня привыкли на видеоконференциях. И когда мы представляем себе такой переход от видео к 2D-аватарам и иммерсивным 3D-совещаниям, это помогает на практике понять, как на самом деле возникает метавселенная.

АДИ ИГНЕЙШЕС: Если это так, мы можем совершенно по-другому посмотреть на императив о необходимости физического присутствия и те преимущества, которые оно дает. То, что вы говорите о таких видах взаимодействий в метавселенной с гарнитурой или без, это совсем другой уровень. Мне приходит в голову мысль, что, может быть, мы переоценим важность совместного физического присутствия, когда у нас появится возможность взаимодействовать в виде голограмм. Наверное, для большинства это пока выглядит как очень маловероятная отдаленная перспектива, но ведь это может быть очень продуктивным, наполненным взаимодействием.

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Да, это так. Это еще один сегмент в нашем континууме. Так, например, если вы в рамках какого-то иммерсивного сеанса работаете с виртуальной маркерной доской в виде аватаров или голограмм, то вы стоите у этой доски рядом с коллегами. Это совсем другой опыт, чем подобная работа с 2D-досками в видеоконференциях.

И это определенно шаг в сторону физического присутствия. Но важно не забывать, что возможность физически находиться рядом ничто не заменит. То есть, чтобы подытожить, я вижу здесь некий континуум вариантов — от электронного сообщения, простых аудиозвонков и видеосовещаний и т. д. до подобных новых иммерсивных сеансов, совместных дизайн-сессий и собственно физического присутствия. Все это дает нам более широкие возможности выбора и (если вернуться к одному из ваших вопросов) гибкости в поддержании связей и общении друг с другом.

АДИ ИГНЕЙШЕС: На фоне всех происходящих изменений в организации работы, экспериментов с возвращением на рабочие места и попыток найти решения я задумываюсь о роли руководителей. Как выглядит сильное лидерство в этот сложный переходный момент?

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Это отличный вопрос, потому что речь идет о главном решающем факторе. Меня поражает, насколько большое значение имеет лидерство и, я бы сказал, хорошая управленческая подготовка. Примерно за год до пандемии мы стали особенно подчеркивать, что для того, чтобы создавать и менять качество опыта сотрудников в Microsoft, необходимы великие менеджеры. Я на своем опыте пришел к тому, что нужно каждый день учиться правильно управлять и руководить. Поэтому мы разработали нашу модель — Model, Coach, Care. Model (моделируй) и Coach (обучай) — это, скорее всего, понятные пункты. Все понимают, что управлять и быть лидером — это привилегия. Вы должны сами моделировать работу в команде так, как вам нужно. И нужно быть действительно хорошим коучем.

А последняя составляющая, Care (заботься), по-настоящему актуальна сегодня, особенно когда нет возможности быть рядом и постоянно поддерживать контакт с людьми. Что понимается под этой заботой? Умение проявлять эмпатию и ставить себя на место тех, кем вы руководите или управляете. Важно понимать: дело не только в пандемии, едином неожиданно случившемся маловероятном событии, которое влияет на всех нас. На каждого из нас влияет наше особенное редкое событие в наших индивидуальных обстоятельствах. Но менеджеры, которые присматриваются и проявляют заботливое отношение к сотрудникам, могут разобраться в ситуации и помочь нам ее преодолеть.

Для меня это самый важный урок в произошедшем. И мы стараемся придумать, как помочь в этом. Здесь тоже можно опереться на данные. Будут полезны напоминания о каких-то действиях, поэтому еще один из инструментов Viva — возможность получать подобные идеи и подсказки. Если я с кем-то никогда не общался один на один, мне будет полезно увидеть сигнал о том, что с этим человеком мы никогда ничего не обсуждали. А в какой-то момент стоит обратить внимание на проблему общего благополучия или выгорания сотрудника, потому что он работает без перерывов. И это тоже будет полезным напоминанием. Или, например, я соберусь отправить электронное письмо команде в выходной день и увижу подсказку, что, может быть, лучше сделать это в рабочие часы.

Есть вещи, которые, на мой взгляд, могут нам помочь более эффективно управлять, заботиться о людях в команде и в итоге повышать свои результаты.

АДИ ИГНЕЙШЕС: Вы очень глубоко мыслящий бизнес-лидер. Я считаю, что лидерами не рождаются — ими становятся и учатся быть. И самые успешные продолжают учиться всегда. Можете ли вспомнить какой-то важный и сложный момент в вашей жизни или профессии, который изменил вас или сыграл важную роль в вашем становлении как лидера?

САТЬЯ НАДЕЛЛА: Если позволите, я бы отметил два таких момента. Первым из них стало мое первое назначение на управленческую должность младшего уровня. У меня в подчинении было пять человек, и каждый из них, наверное, задавался вопросом: почему этот парень мной руководит, почему он мой начальник? А у меня, в свою очередь, был руководитель, который ждал от меня очень больших результатов и как от специалиста, и как от менеджера.

Тогда я по-настоящему понял, как работает этот непростой механизм двусторонних ожиданий, что значит быть руководителем и что значит быть менеджером. Это не описывается простой формулой «Я хорошо работал и стал менеджером». Мне нужно было быстро понять, что значит моделировать работу (сейчас я знаю, как это называется), что значит научить. Нельзя было просто прийти и сказать, что я сделаю чью-то работу и покажу, как нужно. Необходимо было понять, как на самом деле я должен учить. Но еще важнее в этом процессе коучинга понять, как мне самому учиться, чтобы я мог осваивать все многообразие опыта моей команды, чтобы лучше выполнять свои задачи и учитывать самые разные точки зрения. И эта моя первая должность изменила мою жизнь. Пока вы не стали менеджером, вы не можете этого освоить. И когда появляется такая возможность, это меняет человека. Меня это сильно изменило.

А еще один важный момент относится к более позднему, среднему этапу моей карьеры. Я вспоминаю один разговор с моим начальником. Он сказал: «Сатья, вы, наверное, будете работать в Microsoft». И он оказался прав. Я вот уже почти 30 лет в Microsoft. Так вот, он продолжал: «В какой-то момент вы будете уделять работе в Microsoft, возможно, больше времени, чем своим детям дома. И важно видеть смысл в этой работе. Не нужно ориентироваться только на формальные требования. Важно выстроить отношения с людьми и связь с целью компании. В это нужно вкладывать силы».

Когда я слушал его слова, я думал, понимаю ли я на самом деле, о чем он говорит. И я думаю, что все мы можем переключиться с формальной работы к работе более осмысленной, потому что мы ведь не хотим большую часть своей жизни заниматься тем, что не имеет большого значения.

АДИ ИГНЕЙШЕС: Это правда. Может быть, у вас есть еще одна минута? Мы предложили нашей аудитории задать интересующие их вопросы. И если можно, я задам один из них от Лисы из Сан-Франциско. Она спрашивает, в чем вы видите самый главный источник инноваций и почему. Может быть, это многообразие, технические навыки, человеческий подход, справедливое отношение к сотрудникам, что-то другое?

САТЬЯ НАДЕЛЛА: В эмпатии. Я пришел к тому, что важнейшее природное свойство человека — это наша способность поставить себя на место других людей и посмотреть на мир их глазами. Это и есть эмпатия. И она играет важнейшую роль в дизайн-мышлении. Когда мы говорим о том, что смысл инноваций заключается в реализации нереализованных и невыявленных потребностей рынка, за этим ведь в конечном счете стоят нереализованные и невыявленные потребности людей и организаций, в которых эти люди работают. И потому эмпатия так важна. Источник инноваций в нашем самом человеческом качестве, и это качество — эмпатия.