Унификация: и хочется, и колется | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Унификация: и хочется,
и колется

Унификация часто остается недостижимой мечтой.

Авторы: Боас Райан , Кроли Эдвард

Унификация: и хочется, и колется

читайте также

Почему умирают платформы

Аннабель Гавер,  Дэвид Йоффи,  Майкл Кусумано

Что делать, если вы перестали получать удовольствие от работы

Ребекка Ньютон

Среда, подходящая для инноватора

Елена Евграфова

Генеральный директор Best Buy о своем «романе» с интернетом

Данн Брайан

Казалось бы, путь к высокой рентабельности ясен любому производителю. Используй стандарт­ные компоненты по всей продуктовой линейке (это называется унификацией) и экономь за счет эффекта масштаба и других преимуществ. Например, автомобильная компания сократит себестоимость, если установит на все модели одну и ту же тормозную систему. Тем не менее унификация часто остается недостижимой мечтой. Почему?

Мы изучили положение дел в семи ведущих компаниях разных отраслей: авиация, производство спутников, автомобилестроение и полупроводниковая промышленность и взяли 119 интервью у производственников. Как выяснилось, руководители прекрасно осведомлены о выгодах унификации, однако реализовать ее на практике им непросто.

На этапе концептуального проектирования уровень унификации обычно высок. Но по мере работы над проектами в них вносятся изменения, и общность снижается. Удельный вес каждого изменения, может быть, и незначителен, но в совокупности они оказывают мощное воздействие, создавая эффект, который мы назвали дивергенцией. В итоге первоначальное намерение обеспечить унификацию в пределах крупной подсистемы — например, снабдить все модели одинаковыми двигателями, — уступает место более скромной цели вроде стандартизации мелких деталей.

Дивергенция возникает по ряду причин. В ходе проекта часто уточняются и пересматриваются представления о потребностях разных сегментов рынка. Каждая группа разработчиков вносит изменения в свои проекты, а другие зачастую даже об этом не знают. Кроме того, конструкция может измениться при появлении новых технологий. Наконец, из-за ограниченности ресурсов и необходимости разнести риски продукты из одной линейки обычно разрабатывают по несовпадающим графикам, часто с разрывом в несколько лет.

Мы можем предложить ряд инициатив, связанных с унификацией.

Во-первых, измените подход к разработке, поместив в центр внимания не отдельные модели, а целые семейства. Затраты и выгоды оценивайте в широком контексте. К примеру, унификация детали может привести к удорожанию одного продукта и обеспечить экономию в пересчете на всю линейку.

Во-вторых, убедитесь, что вознаграждениями занимаются люди, сознающие важность унификации и способные правильно расставить приоритеты.

В-третьих, думайте об унификации на всех этапах. Часто в первоначальных планах предполагают использование общих компонентов, а потом начисто об этом забывают.

В-четвертых, помните, что единство не самоцель. Если продукты ничем особым не отличаются, экономия при производстве не покроет убытка от плохих продаж. И еще: как бы вы ни бились над унификации, реализовать весь ее потенциал вряд ли удастся.

О трудностях унификации

Самолетостроительная компания собиралась снизить себестоимость за счет использования одинаковых корпусов, двигателей, электроники и ПО в ряде новых моделей. Но об этих планах пришлось забыть, когда заказчик начал уточнять технические условия. В частности, расхождения возникли из-за различных требований к длине взлетно-посадочной полосы и массе самолета. На момент нашего исследования уровень унификации снизился с 80 до 35%. Разработка продолжается, так что конечное значение, скорее всего, будет еще ниже.