Ключевой элемент трансформации | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Ключевой
элемент трансформации

Как создать условия для изменения и развития сотрудников и руководителей

Автор: Даниил Рыбак

Ключевой элемент трансформации
Фото: Olav Ahrens Røtne / Unsplash

читайте также

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Как преодолеть сопротивление потребителей

Четыре источника прорывных идей

Сергей Салкуцан

Беда нас сплотила...

Дэниел Макгинн

Переход на новую стадию общественного и технологического развития — одна из наиболее обсуждаемых тем сегодня. Об этом много говорят на уровне государства, институтов развития, в сферах образования, здравоохранения и городской среды. Эта же тема звучит при обсуждении стратегий в бизнесе, где тренды на инновации, изменения, диджитализацию определяют образ будущего компаний и ставят под вопрос сам факт их существования в прежней форме. Однако, общественное обсуждение самого важного фактора трансформации — изменения и развития человека — ограничивается разговорами о необходимости школьной и вузовской реформы и становится невнятным, когда речь заходит о развитии и изменении взрослых людей, определяющих сегодня направления развития государственных институтов, компаний и организаций.

Никакая трансформация невозможна без трансформации человека

Нельзя провести изменения на уровне государства или компании, если не созданы условия для развития и изменения самих людей. Основные барьеры на пути изменений находятся в голове каждого отдельного человека. Это неверные установки, ложные убеждения и верования, часто не осознаваемые самим человеком, привычные, но неэффективные способы взаимодействия с другими людьми, ограниченная и не точная картина окружающей реальности и мира. Поэтому перед организациями и сообществами стоит самая актуальная задача — создать такую развивающую среду, которая обеспечит условия для осознания и преодоления этих барьеров, позволит расширить и углубить свой взгляд на мир, найти для себя новые эффективные поведенческие стратегии.

Человек — существо социальное, поэтому окружение оказывает на него огромное, если не определяющее, влияние. Большинство людей развиваются и меняются под влиянием окружения. Опираясь на этот фактор, компании могут формировать культуру развития, пронизывающую всю организацию, рассматривающую развитие не только формальной функцией в HR-департаменте, но реальной средой трансформации всей компании. Особая ответственность лежит на крупных компаниях, корпорациях, государственных организациях, где много ресурсов, разнообразных задач, проектов, людей. Приведу пример. Если человек живет в мегаполисе в XXI-м веке, где перед ним открыто множество возможностей, а в окружении много интересных и разных людей. Соприкосновение с новыми впечатлениями, новым опытом, новыми знаниями и людьми пробуждает любознательность, стремление к развитию, расширяет картину мира. В маленькой деревне это тоже возможно, но сложно и случается гораздо реже — локальный социум диктует свои нормы поведения и развития, а люди редко пытаются выходить за рамки сложившихся устоев.

Барьеры на пути развития

Первое очевидное препятствие — нежелание меняться. Самое главное ограничение для человека — он сам. Большую часть его «я» составляют привычки ума и тела — все то, что сформировалось в течение его жизни. То, что стало привычкой, когда-то было эффективным поведением в определенных контекстах, закрепленным многократным повторением. Однако в новых условиях привычки как колея, это способ человека «ограничивать» свою реальность или то, как он привык ее видеть и действовать. Для человека это путь наименьшего сопротивления. Нам удобнее видеть реальность уже знакомую, а если в ней появляется что-то незнакомое, неизвестное, то мы стараемся этого не замечать, чтобы не растрачивать энергию на перестройку своей картины мира.

В начале 2000-х доктор Роберт Киган и Лайза Лейхи в Гарварде открыли явление, которое назвали иммунитетом к изменениям. «Это была до тех пор скрытая от ученых внутренняя сила, которая активно (и очень эффективно) удерживает от любых изменений, поскольку стремится сохранять восприятие мира, свойственное человеку», — описывали они это явление.

Киган и Лейхи разработали подход для выявления этого иммунитета. Человек должен определить цель своего личностного развития (что именно он хочет изменить в своем поведении), а после нужно выстроить картину того, какие базовые допущения и конкурирующие обязательства препятствуют изменениям и как будет выглядеть жизнь и работа, если это изменение произойдет. Эту работу лучше всего проводить с профессиональными коучами.

В академическом и корпоративном мире сегодня очень активно разрабатываются развивающие программы и методики, вбирающие в себя новейшие технологии, формы и способы коммуникации. Чаще всего инициатива по развитию сотрудников компании исходит от HR-департамента, а не от них самих. Это работает для развития профессиональных компетенций, знаний и навыков линейного персонала и среднего звена менеджеров, но лидеры компании, как правило, поддерживая развитие своих сотрудников, забывают о себе. Многие успешные лидеры, как и все взрослые люди, в течение карьеры придерживаются того поведения, которое привело их к успеху, и испытывают внутреннее сопротивление при необходимости каких-либо изменений. Сегодня развитие руководителей и лидеров организаций предполагает не только встраивание новых «технических» навыков в прежний образ мышления, но и изменение самого образа мышления с переходом на более высокую стадию развития сознания.

Этапы развития личности

В 1980-х годах Роберт Киган, Сюзанна Кук-Гройтер и Билл Торберт выдвинули гипотезу, что взрослые люди, развиваясь, проходят определенные стадии. На каждой стадии люди по-разному осмысляют и описывают реальность, иначе действуют и принимают решения. Каждая последующая стадия характеризуется большей сложностью и комплексностью сознания. В последующие годы были обнаружены явления нейропластичности, подтверждающие способности взрослого человека к развитию комплексности сознания. Разными исследователями составлены непротиворечивые карты стадий или уровней сознания с подробным описанием каждой стадии (это тема для отдельной статьи). Программы и методики, поддерживающие движение от одной стадии развития к другой, получили название программ вертикального развития в отличие от горизонтального развития, предполагающего овладение новыми навыками в рамках прежнего образа мышления.

Именно такие программы при сопровождении опытных коучей сегодня необходимы всем лидерам организаций, стоящим перед лицом неизбежных изменений. В современном мире каждой организации предстоит создать свою уникальную культуру развития, способную с готовностью встретить все вызовы глобальной трансформации.

Об авторе. Даниил Рыбак — председатель совета партнеров консалтинговой компании Odgers Berndtson.