Близкая угроза: чем опасны дружеские отношения с подчиненными | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Близкая угроза: чем опасны дружеские отношения
с подчиненными

Как начальники должны выстраивать близкие отношения с сотрудниками

Авторы: У Лю , Чжаоли Сун , Чжэньюй Ляо

Близкая угроза: чем опасны дружеские отношения с подчиненными
Фото: PAUL SOUDERS/GETTY IMAGES

читайте также

Вредоносные начальники

Манфред Кетс де Врис

Победить любой ценой

Ку Джиллиан,  Малхотра Дипак,  Мерниген Кит

Глазами инвестора

Евгения Чернозатонская

Пример для финансового сектора

Кэнделл Лоренс

Менеджеров часто поощряют создавать и поддерживать хорошие отношения с сотрудниками, так как это повышает лояльность и производительность, а также дает людям чувство поддержки. Но могут ли слишком близкие отношения с подчиненными выйти боком их руководителю?

Наше исследование, опубликованное в журнале Journal of Applied Psychology, подтверждает, что такое возможно. Когда менеджеры не доносят до подчиненных своих ожиданий по задаче и не ставят конкретных сроков исполнения, сотрудники теряют вовлеченность и отзывчивость в краткосрочной перспективе.

В рамках исследования мы исходили из того, что ученые называют «теорией социального обмена». Она предполагает, что менеджеры и сотрудники взаимодействуют через множество повторяющихся транзакций, где каждый человек отдает и получает определенные рабочие ресурсы. Эти взаимодействия формируют качество отношений, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее общение. Поэтому обмен такими ресурсами, как чуткое руководство, обратная связь, прилагаемые усилия и вознаграждения, помогает начальникам и подчиненным выстроить прочные отношения. С течением времени они начинают делать все больший упор не на краткосрочные договоренности, а на общие долгосрочные цели и взаимные выгоды.

В идеале, как только сотрудник почувствует, что начальник дает ему больше ресурсов (задач, признания, советов и т.д.), он постарается сразу же вернуть «долг» — станет более активно и усердно трудиться. Тем не менее мы предположили, что при слишком близких отношениях с менеджером сотрудник может не почувствовать необходимости сразу отвечать услугой на услугу, в результате чего менеджер может столкнуться с непредвиденными проблемами.

Разберем для примера случай ассистента по маркетингу Ноа, у которого установились близкие отношения со своим прямым начальником. Мы предполагаем, что Ноа будет с меньшим усердием, чем другой ассистент на его месте, помогать начальнику готовиться к завтрашней встрече. Вместо этого он будет продолжать работать над более масштабными задачами, например, разработкой стратегических планов для команды.

В ходе одного из экспериментов мы собрали данные 73 пар начальников и подчиненных, работавших в ИТ-компании в Северном Китае. Сначала мы провели опрос, чтобы оценить общее качество их отношений. Затем мы проанализировали 600 ситуаций личного взаимодействия за десять рабочих дней, попросив участников записывать все взаимодействия друг с другом продолжительностью более двух минут через мобильную онлайн-платформу. Взаимодействия включали в себя рабочие встречи, обсуждение обратной связи и повседневные разговоры. Участники записывали, какой обмен ресурсами произошел, чувствовали ли они себя обязанными сделать больше для другого человека и как они ощущали уровень вовлеченности в работу сразу после очередного взаимодействия. Мы также учитывали такие параметры, как возраст, пол, срок совместной работы и качество каждого взаимодействия (например, «Я доволен прошедшей встречей»).

Вот что в итоге мы выяснили. Уровень отношений «отдавать и получать» сильно зависит от качества взаимодействия. Когда начальники в процессе общения давали больше, подчиненные чувствовали себя обязанными «отплатить» им большим усердием как в текущий момент, так и в будущем.

Однако в случае более близких отношений между начальником и подчиненным ситуация развивалась несколько иначе. Подчиненные уже не чувствовали себя столь обязанными сразу отплатить за услугу и, следовательно, были менее вовлечены в работу, а часто вообще не стремились возвращать долг даже в ходе следующего взаимодействия. Они скорее пользовались хорошими отношениями с начальником и не гнались за поддержанием баланса взаимоотношений «отдавай и получай». Результаты наших исследований подтверждают выводы, сделанные на основе предыдущих экспериментов с участием сотрудников и их менеджеров: в случае близких отношений с начальниками подчиненные реже отвечают им взаимными услугами в краткосрочной перспективе.

Итак, менеджеры, поддерживающие близкие отношения с подчиненными, могут столкнуться с неожиданным риском: сотрудники, с которыми они общаются ближе всего, могут быть менее эффективными, тратя больше времени на выполнение срочных задач. Подчеркнем: мы не говорим, что начальники вообще не должны выстраивать близких отношений с подчиненными. Это по-прежнему важная составляющая мотивации сотрудников. Если менеджеры хотят, чтобы их сотрудники усерднее работали и были более отзывчивы, сначала они должны проявить чуткость и дать им больше ресурсов, например, признания, прав, возможностей, масштабных задач. Но при этом руководители должны подумать о том, как повысить эффективность даже самых близких отношений с непосредственными подчиненными. Один из способов заключается в том, чтобы ставить более четкие ожидания по сроку исполнения задач.

Об авторах

Чжэньюй Ляо (Zhenyu Liao) — аспирант в бизнес-школе Олина при университете Вашингтона в Сент-Луисе.

У Лю (Wu Liu) — доцент кафедры менеджмента и маркетинга в Гонконгском политехническом университете.

Чжаоли Сун (Zhaoli Song) — доцент кафедры менеджмента и организации в школе бизнеса при Национальном университете Сингапура.