Осторожно, манипуляторы: что делать, если ваши сотрудники действуют нечестно | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Осторожно, манипуляторы: что делать, если ваши сотрудники
действуют нечестно

Как помочь сотруднику со склонностью к манипулированию

Автор: Рон Каруччи

Осторожно, манипуляторы: что делать, если ваши сотрудники действуют нечестно
Иллюстрация: macida/Getty Images

читайте также

Больше –– не всегда лучше

Шварц Барри

Что делать, если на работе нечего делать

Энн Шугар

Почему покупатели не хотят платить за помощь близким

Майкл Нортон,  Мэри Штеффель,  Химена Гарсия-Рада,  Эланор Уильямс

Двойные намерения

Анн-Клэр Паш,  Джули Баттилана,  Марисса Кимси,  Метин Сенгул

«Все идет к тому, что я не смогу ей доверять. Люди рассказывают, что Гейл приукрашивает реальность и передергивает факты», — сетовала на свою сотрудницу моя клиентка Бет, президент подразделения компании стоимостью в $7 млрд.

Гейл — непосредственная подчиненная Бет. В тот период она возглавляла проект по реформированию процесса разработки продуктов. Эта инициатива была сопряжена с большими политическими и финансовыми рисками, ставки были высоки. Казалось, Гейл идеально подходит на роль лидера. Она умна, энергична и целеустремленна, а ее послужной список говорит сам за себя. Правда, для нее это был первый проект такого масштаба. К тому же две предыдущие попытки реформ провалились, и новая итерация неизбежно должна была встретить сопротивление.

 «Она пользуется моим именем в разговоре с вышестоящими коллегами, публично превозносит тех, кто дает ей то, чего она хочет, и настаивает до тех пор, пока человек не сдастся. Она хорошо выступает с презентациями и явно увлечена своим делом, но доверия к ней становится все меньше и меньше», — продолжала Бет.

Многие руководители часто не знают, как поступать с сотрудниками, которые в момент «большой игры» переходят тонкую грань между убеждением и манипуляцией. Безусловно, не стоит терпеть неэтичное поведение, однако талантливые профессионалы вроде Гейл могут еще долго и успешно работать в компании, если научатся добиваться желаемого более здоровым способом. 

Поведенческая наука говорит нам о том, что манипулятивные паттерны поведения, например, чрезмерная критика, лесть, искажение информации, ложная беспомощность и насаждение чувства вины — распространенные механизмы выживания в стрессовой и конкурентной среде. Они особенно часто проявляются, когда человек чувствует, что ему не хватает властии контроля. К сожалению, во многих организациях манипулирование стало приемлемой заменой позитивных форм убеждения. Хуже того, часто такое поведение дополнительно подкрепляется организационной средой и культурой компании . Мое исследование это только подтверждает. Когда процесс принятия решений недостаточно прозрачен, сотрудники в 3,5 раза чаще приукрашивают правду. 

Так как же помочь тому, кто — сознательно или нет — манипулирует другими, и обучить его более продуктивным способам добиваться желаемого? Порой ответ на этот вопрос — никак. Некоторые инстинкты так глубоко укоренены в психике, что преодолеть их практически невозможно. Однако если вы работаете с кем-то, кто, по вашему мнению, способен измениться, попробуйте воспользоваться тактиками, которые применила Бет, чтобы помочь Гейл добиться успеха. 

Обратитесь к организационным факторам. Я предложил Бет подумать о том, какие аспекты организации могли провоцировать поведение Гейл. Культура компании была ориентирована на личную производительность, что создавало высоко конкурентную среду. Общеизвестно, что в иерархической организации мнения вице-президента и вышестоящего руководства перевешивают все остальные. Гейл была старшим директором, а значит находилась на один уровень ниже вице-президента, что усложняло для нее задачу добиваться своего. К тому же она принадлежала к этническому меньшинству в организации, где доминировали мужчины, что только усугубляло проблему. Сроки обнародования нового проекта, объявленные на Уолл-стрит, были очень амбициозными, что привлекло пристальное внимание аналитиков.

Поразмыслив над этими факторами, Бет пришла к выводу, что давление вокруг проекта Гейл естественным образом усиливало склонность к чрезмерной напористости— хотя в данном случае желание убедить переросло в манипулирование.

Вот другие организационные факторы, которые могут провоцировать манипулятивное поведение:

  • система премирования, в рамках которой вознаграждение сотрудников напрямую связано с высокими личными результатами;

  • культура, ориентированнаяна скрытность и недоступность информации, или та, где пассивная агрессия заменяет здоровый конфликт;

  • система оценки персонала, которая подразумевает принудительное распределение сотрудников по узким категориям, согласно полученным результатам;

  • обособленные структуры, защищающие лояльность своему подразделению;

  • конкурирующие или неясные цели, которые делают двусмысленности единственным инструментом для получения результата.

Если подобные факторы присутствуют в вашей компании, признайте, что они будут препятствовать взаимному, подлинному убеждению, делая манипуляцию дефолтным подходом для эффективного достижения цели. Анализ этих аспектов перед разговором с сотрудником поможет вам понять, что многие люди манипулируют не в силу личных склонностей, а из-за обстановки, в которой они оказались.

Представьте данные. Противостоять людям, практикующим манипулятивное поведение, изначально сложно, потому что они умеют убеждать других в праведности своих мотивов, даже если это подразумевает искажение реальной истории. Оказавшись в конфронтации, манипуляторы могут занять оборонительную позицию и начать сыпать грубыми, саркастическими замечаниями, вроде: «Жаль, что другие неправильно истолковывают мои намерения, ведь я стараюсь изо всех сил, чтобы выполнить задачу в очень сложных условиях. Ноесли я не подхожу, с удовольствием уступлю свое место кому-то другому». Лучшая стратегия — говорить прямо и придерживаться фактов.

Я посоветовал Бет быстро перейти к сути дела с помощью такого заявления: «Гейл, нам нужно поговорить о том, какое влияние ты оказываешь на организацию, руководя проектом по реформированию процесса разработки новых продуктов. Я получила несколько отзывов от людей, обеспокоенных тем, как ты обращаешься с фактами для оправдания своей позиции и как ты добиваешься нужного тебе согласия. Некоторые участники проекта считают, что ты не прислушалась к их обратной связи. Вот три конкретных примера». 

Приведя конкретные примеры, важно обозначить свою цель: «Моя цель не ставить под сомнение твои мотивы или характер, а помочь тебе понять, как другие воспринимают тебя в качестве лидера, и найти альтернативные подходы к этому проекту, которые не повредят твоей карьере».

Разговор может оказаться слишком болезненным, поэтому очень важно выбрать тон, который покажет, что вы союзник, и подтвердит ваше намерение помочь другому человеку добиться успеха на выбранном поприще. Под внешней уверенностью манипуляторов часто скрывается ранимая личность. Такой человек может почувствовать стыд, узнав о том, как окружающие воспринимают его поведение. Постарайтесь не дать им закрыться. Позвольте им объясниться и активно слушайте. Вы можете обнаружить другую сторону истории, о которой раньше не знали.

Гейл сказала Бет примерно следующее: «А что я должна была делать? У меня было всего 20 минут на встрече, я не могла за это время показать 50 слайдов презентации». И еще: «Джон необоснованно жестко противостоял переменам. Перешагнуть через его голову было единственным способом уложиться в срок».

Бет помогла Гейл сделать шаг назад и подумать, как каждый из ее поступков интерпретировался другой стороной. В конце концов Гейл смогла понять, почему окружающие перестали ей доверять.

Обратите внимание на обстановку в коллективе. Хроническое манипулирование часто маскирует глубокое чувство невидимости. Многие люди с манипулятивными привычками сталкивались с игнорированиеми исключением из критически важных разговоров. Люди прибегают к манипулированию, когда отчаянно хотят доказать, что они достойны быть частью группы. 

Чувство отверженности и отсутствия собственной значимости не оправдывает манипулирование, но дает важное объяснение: люди, чувствующие пренебрежение к себе, ждут окончательного исключения и могут бессознательно действовать так, что только ускоряют этот процесс. Задача руководителя заключается в создании инклюзивной среды, где люди не должны вести себя непродуктивно, чтобы их принялив сообщество. Еще раз подчеркну, что не все люди, оказавшись в таком положении, прибегают к манипуляции, и не все манипуляторы на самом деле борются с отверженностью. Однако потенциальная корреляция между этими положениями дает повод критически взглянуть на ситуацию и проанализировать поведение человека с этой точки зрения, чтобы предложить сотруднику максимально эффективную помощь.

В идеале вы должны рассмотреть все эти факторы, прежде чем начать разговор, чтобы вести его с большей эмпатией. Например, Бет не учла некоторых препятствий, с которыми Гейл пришлось столкнуться. 

Гейл поделилась с Бет: «Ты сама знаешь, каково быть женщиной в этой организации и насколько труднее добиться того, чтобы твое мнение слышали и уважали, особенно если ты ниже статусавице-президента. Кроме того, у меня другая этническая принадлежность. Так что иногда,чтобы продвинуться вперед, я должна быть особо настойчивой и прямо говорить людям, что думаю. Мне жаль, что порой я захожу слишком далеко. Но я устала чувствовать себя так, будто в одиночку качу валун в гору».

Уязвимость Гейл открыла пространство для важного разговора о гендере, расе, статусе и инклюзии в организации. Бет выразила глубокую признательность за честность Гейл и проявила эмпатию к ее чувствам. Она взяла на себя ответственность за то, что не учла этих факторов заранее, продолжая многого ожидать от Гейл. 

В заключение Бет сказала: «Мне жаль, что тебе пришлось столкнуться с такими проблемами. Еще сильнее я сожалею о том, что ты чувствовала себя одиноко. Это мой явный провал как лидера и наставника. Я должна быть более проактивной и чаще спрашивать, как у тебя дела. Даю тебе слово, что оказывать тебе поддержку — мой приоритет. В свою очередь, прошу обратить особое внимание на то, как ты общаешься с коллегами. Я хочу, чтобы они тоже познакомились с той лучшей версией тебя, которую я знаю. Не волнуйся, если потребуется больше времени, чтобы добиться их согласия. Не позволяй дедлайнам портить критические важные для тебя отношения».

Если вы проводите коуч-сессию с тем, кого каким-то образом игнорировали в течение жизни или именно в вашей организации, изучите, как этот опыт мог повлиять на их поведение. Спросите:

  • Вы переживаете о том, что люди вам не доверяют?

  • Были ли моменты, когда я или кто-либо другой дали почувствовать, что ваш вклад не важен?

  • Бывает ли, что вам сложно отстоять свою точку зрения?

  • Часто ли вы переживаете о том, что вас отвергнут те, чьей поддержкой вы пытаетесь заручиться?

Положительные ответы могут говорить о том, что сотрудник чувствует себя аутсайдером. Если это так, убедитесь, что вы делаете все возможное, чтобы помочь ему влиться в команду. Научите его тому, как строить отношения в вашей организации. Регулярно спрашивайте, как идут дела, чтобы удостовериться, что он выстраивает позитивные связи и чувствует, что его уважают. 

Выразите поддержку и договоритесь о дальнейших шагах. Важно поддерживать эмпатию не только во время всего разговора, но и после его завершения. Человек, чье поведение вы обсуждаете, после разговора будет сильно переживать о том, какое положение он теперь занимает в ваших глазах. Очертите свою приверженность его успеху так же ясно, как и ожидания относительно перемен. Сотрудник должен поверить, что вы на его стороне и всегда готовы помочь.

Например, если вы обнаружите, что человеку не хватает переговорных навыков, договоритесь о том, какие шаги вы вместе сделаете для их развития. Бет и Гейл договорились о том, что Гейл пройдет тренинг по управлению и по тому, как убеждать окружающих, опираясь на данные. Также они сошлись на том, что компании нужны более здоровые подходы к убеждению, и Гейл обещала составить список конкретных тактик воздействия на ключевых участников проекта, отмечая, на каких этапах ей нужна помощь Бет. Она же обещала донести до остальных руководителей, в какие моменты их общение с Гейл могло быть некорректно, и попросить их удвоить усилия, чтобы создать для нее более доброжелательную и поддерживающую среду. 

Ощущая, что ими манипулируют, люди испытывают унижение и злость. Может показаться, что переучить человека и заставить его отказаться от подобных практик невозможно, или что своим поведением он уже лишил себя второго шанса. Однако если, как в случае с Гейл и Бет, вы готовы применить эмпатию и разобраться в причинах подобного поведения, вы можете помочь коллеге измениться и внести большой вклад в успех вашей компании.

Об авторе

Рон Каруччи (Ron Carucci) — соучредитель и партнер компании Navalent, которая консультирует топ-менеджеров по вопросам управления изменениями, автор восьми бестселлеров.