Клиенты из мессенджера | Большие Идеи

・ Цифровой маркетинг

Клиенты
из мессенджера

Советы тем, кто планирует использовать неголосовые каналы коммуникации

Авторы: Ольга Асламова , Ольга Цегельная

Клиенты из мессенджера
Фото: Benjamin Sow / Unsplash

читайте также

Стратегическая ошибка, которую допускают практически все

Скотт Энтони

Как увольнять людей, которых вы наняли по ошибке

Лиз Кислик

«Лучше бы мы ненавидели свою работу, было бы гораздо проще»

Бриджид Шульте

Управляем по-взрослому

Сегодня на развитие контактных центров крупных банков сильно влияет переход клиентов в неголосовые каналы коммуникации. Люди привыкли общаться в мессенджерах и органично перенесли эту модель взаимодействия на решение своих финансовых вопросов. Систематизировав опыт общения с клиентами с помощью мессенджеров и чат-ботов, мы хотим выделить пятых ключевых аспектов, которые могут пригодиться любому бизнесу.

1. Чаты нужны не только молодежи. Можно было бы ожидать, что самые активные пользователи неголосовых каналов — «продвинутая» молодежь. Но наша статистика показывает, что такой канал связи с банком также крайне популярен в сегменте «Привилегия»: такие клиенты обращаются в банк через чат в 1,5 раза чаще, чем через колл-центр. Это клиенты с высоким доходом и высоким уровнем занятости: написав запрос в чат, когда им удобно (иногда во время рабочих встреч), они возвращаются к ответу оператора тогда, когда у них появляется на это время.

2. Новые пользователи. При запуске чатов на рынке очень активно обсуждался вопрос: перетекают ли клиенты из голосовых каналов в чат? Существовало мнение, что клиентская поддержка с помощью чатов по стоимости ниже, чем телефонная поддержка, и ее модели окупаемости строились на снижении объема звонков. По нашей статистике, все несколько иначе: примерно 37% из тех, кто пишет в чат, действительно раньше нам звонили, «перетекли» в новый канал и больше не звонят. Но 33% клиентов продолжают и писать, и звонить (причем с тем же уровнем активности, что и раньше), а 30% — это клиенты, которые никогда не обращались в колл-центр по телефону, но активно начали использовать чат. Поэтому чат для банка — это скорее дополнительный поток обращений и одновременно очень удобный для клиентов канал. И еще один важный показатель: мы ежемесячно наблюдаем рост доли обращений через чаты — в среднем на 10-15%.

3. Чем больше технологий, тем важнее человек. Как ни парадоксально, имплементация самых передовых ноу-хау в работе контакт-центров — искусственный интеллект, дальнейшая автоматизация, биометрия — на горизонте пяти лет может привести этот канал связи к его, по сути, первозданному виду, когда вопрос клиента может решить только человек. Всю информацию мы будем получать от роботов и из дистанционных каналов, но машинам по-прежнему будет недоступно распознавание эмоций клиента и принятие нестандартных решений.

У человека всегда есть возможность расположить к себе обратившегося, при необходимости снять эмоциональное напряжение, используя голосовые свойства, оказать помощь своими уверенными и профессиональными действиями. В то же время даже правильное решение, озвученное на этапе, когда клиент эмоционально взвинчен, будет воспринято негативно, поэтому сотрудники обучаются правилам коммуникации в стрессовой ситуации, умеют определять этап разговора и применять соответствующие инструменты.

Зачастую клиенты обращаются в банк уже после того, как изучили информацию и определились с продуктом, то есть звонят в контактный центр именно за тем, чтобы подтвердить свое решение, удостовериться в его правильности. Бот по их вопросам предоставит ту же информацию, которую клиент уже знает. Сотрудник же, правильно оценив мотивы и проанализировав ситуацию, подтвердит решение или подскажет лучшее.

4. Сложность обращений. Таким образом, сложность обрабатываемых обращений повышается. Так, например, за последние три года клиенты стали реже обращаться в колл-центр по вопросам эмитируемых карт, в то время как доля консультаций при таких обращениях возросла на четверть, а основные действия (блокировка, перевыпуск и подобные) преимущественно «перетекли» в удаленные сервисы. Та же ситуация с кредитами наличными: клиентам проще узнать общие условия или провести операции самостоятельно, но важность консультирования по приобретению продукта при этом возрастает. Если раньше на подбор продукта через колл-центр приходилось порядка 80% обращений, сегодня эта доля сократилась в 4 раза, а помощь в заполнении заявки выросла вдвое.

5. Роботу — «роботово», человеку — новые требования. Передача роботам более простых и типовых вопросов, а сотрудникам — более сложных заставляет задумываться о формировании новых требований при обучении персонала. Невозможно будет как раньше разрабатывать скрипты для специалистов с последовательностью фраз и действий, так как любой однозначный порядок может быть автоматизирован. Нужно учить сотрудников глубоко разбираться в процессах, уметь анализировать нестандартные ситуации и своевременно принимать решения.

Наряду с людьми учится и искусственный интеллект. Безусловно, технологии не стоят на месте, и на горизонте 10-15 лет база для обучения ботов достигнет такого масштаба, что машины будут принимать уже и самостоятельные решения. В настоящее время в своей работе мы уже начинаем внедрять механизмы машинного обучения, которые помогут распознавать эмоции клиентов. Но все же, на наш взгляд, даже с учетом этого искусственный интеллект никогда не сможет заменить полноценное человеческое общение.

Об авторах

Ольга Цегельная — руководитель департамента клиентского обслуживания ВТБ.

Ольга Асламова — заместитель руководителя департамента клиентского обслуживания ВТБ.