Социальная самоидентификация | Большие Идеи

・ Прочее


Социальная самоидентификация

Обратим внимание, что неудовлетворенность возникает и при кризисе сообщества, и при неудовлетворенности человека своим местом в нем.

Автор: Дмитрий Жуков

Социальная самоидентификация

читайте также

Как вернуть рекламе актуальность?

Рейпорт Джеффри

Спасательный круг для фирм профессиональных услуг

Ашиш Нанда,  Дас Нараяндас

Менеджмент не профессия, но ему вполне можно научить

Роджер Мартин

Как понять, что пришло время похоронить ваш бренд

Дениз Ли Йон

Главной социальной потребностью человека является стремление принадлежать к определенному сообществу, потребность в социальной самоидентификации. Ощущая себя членом некой группы, человек спасается от страха одиночества — одной из экзистенциальных, то есть присущих всем людям, проблем.

Каждый человек ощущает себя одновременно и членом семьи, и представителем нации, и гражданином государства, и жителем города (села, хутора), и членом трудового коллектива, а также болельщиком «своей» футбольной команды, участником группы в соцсетях и т. д. Иногда сообщество, к которому человек причисляет себя — причем часто бессознательно, формируется на основании малозначительного, случайного признака. Это может быть фамилия, если она редкая или ее носит какой-нибудь выдающийся человек. Или цвет волос («Союз рыжих» Артура Конан Дойля) или общая болезнь («Родственные души» О’Генри). В рассказе Вадима Шефнера «Фиалка молчаливая» людей с переломами правой ноги помещали в одну палату, а в другую — с переломами левой. Так делали для того, «чтобы у больных была общая тема для разговоров».

Признак, на основании которого определяется причастность к группе, может быть и неявным, но часто социальная идентичность подчеркивается некими атрибутами. Особенности одежды были жестко, хотя и не всегда формально, регламентированы в сословном обществе. Французские революционеры XVIII века называли себя «санкюлотами». Современный корпоративный дресскод — это не столько ограничение личной свободы, сколько удовлетворение потребности человека в социальной самоидентификации. Если человек часто нарушает правила поведения, принятые в данной организации, — это не свидетельство независимости характера, а, скорее, признак неудачной социальной самоидентификации.

Неудовлетворенность собой порой ведет к постоянной смене сообществ. Такой человек меняет семьи, места работы, рабочую специальность, род занятий, города, страны ПМЖ, сексуальную ориентацию и, наконец, пол. Это можно назвать «поиском своего места в жизни», но, как правило, это свидетельствует о значительных проблемах в психике такого человека.

Читайте материал по теме: Пирамида Маслоу знает о мотивации далеко не все

Как правило, индивидуум идентифицирует себя, в первую очередь, с успешным сообществом (болеем за чемпиона, а не за вечного середнячка) и с таким, где он удовлетворен своим положением. Если одно из этих двух условий не выполняется, человек меняет свою социальную самоидентификацию. Измена — это лишь изменение социальной самоидентификации, а предательство — измена, сопряженная с ущербом для прежней социальной группы. Поэтому потенциальных предателей вражеские агенты ищут в среде недовольных.

Чтобы не становиться потенциальным предателем, да и для душевного равновесия вообще, человеку стоит создавать параллельные сообщества. Я писал уже (в посте «Как жить при неконтролируемом стрессе») о пользе хобби. Хобби — это же не только род занятий, но и социальные группы. Если индивидуум не удовлетворен текущим состоянием своей основной группы (семьи, рабочего коллектива и пр.) или своим положением в ней, то он спасается своими побочными занятиями. «Марочки мои, марочушечки! Одни вы меня никогда не раздражаете», — говорил филателист во «Втором нашествии марсиан» Стругацких.

Обратим внимание, что неудовлетворенность возникает и при кризисе сообщества, и при неудовлетворенности человека своим местом в нем. Так мы переходим к проблеме потребности в лидерстве и доминировании. Такая потребность, безусловно, существует, но ее роль не так однозначна, как часто говорят, да и сама эта потребность не так проста, как «доминируй, властвуй, унижай».