Классика HBR. Управление персоналом | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Классика HBR.
Управление персоналом

ххххх

Классика HBR. Управление персоналом

читайте также

Полезные подсказки, или Как заставить людей поступать правильно

Бешиарс Джон,  Франческа Джино

Хорошая работа не спасает от выгорания

Скотт Бисон

Чего ждать бизнесу от 2022 года

Ярослав Глазунов

Дмитрий Муратов, лауреат Нобелевской премии мира: «Наша задача — быть рядом и не врать»

В 30-Х ГОДАХ прошлого столетия известный американский исследователь, специалист по индустриальной психологии Элтон Мэйо, проводя эксперименты на чикагских заводах Western Electric Company, столкнулся с удивительным феноменом, который повлек за собой существенное изменение подходов к мотивированию людей.

Перед Мэйо, в частности, стояла задача найти способы повышения производительности труда неквалифицированных рабочих, и он исследовал влияние на выработку таких факторов, как оплата труда, освещенность цеха, условия работы и т. д. Как-то он проверял гипотезу, что введение 10-минутного перерыва позволит повысить производительность труда работниц. Для эксперимента выбрали группу женщин, занимавшихся самой тоскливой работой, которую только можно себе представить, — они наматывали катушки электромагнитов. Работницам объяснили, в чем суть и задача эксперимента, и исследование началось.

На первом этапе 10-минутный перерыв вводили днем — производительность незамедлительно выросла. Потом добавили второй перерыв, утром, — тот же эффект. Кажется, можно было бы праздновать победу — задача решена, однако Мэйо пошел дальше: на следующем этапе перерывы отменили. Каково же было удивление исследователей, когда производительность после этого не только не упала, но снова возросла. Феномен нуждался в объяснении, и оно было найдено: рост производительности работниц был

обеспечен не отдыхом, а интересом к работе. Впервые их труд обрел смысл, теперь они приносили пользу не только администрации и владельцам завода, но сообществу исследователей, которые внимательно и заинтересованно изучали их проблемы.

Мы вспоминаем через 70 лет о знаменитых Хоторнских экспериментах Мэйо, чтобы еще раз подчеркнуть: менеджер, в особенности HR-менеджер, должен быть тонким психологом, владеющим эффективными управленческими методиками. Любой руководитель знает, как заставить людей работать, но как сделать, чтобы они работали без понуканий и с полной отдачей? Надеемся, что подготовленный в этом номере раздел «Управление персоналом» будет полезен руководителям, которые ищут ответы на подобные вопросы.

Информация для размышления, предлагаемая Фредериком Херцбергом в статье «Как пробудить рвение к работе», поможет найти способы мотивации, которые работают лучше, чем метод ППЗ (пинок под зад), и адекватны корпоративной культуре компании. Джон Коттер в статье «Лидерство и менеджмент: разумное равновесие» приглашает читателя подумать о том, всегда ли нужны лидеры на менеджерские должности или иногда это идет во вред делу. Название статьи Роналда Хейфеца и Марти Лински «Руководство по выживанию для лидеров» на первый взгляд отсылает к теме лидерства, однако в ней опять-таки говорится об управлении персоналом — на этот раз в условиях изменений.