Как поступают действительно умные люди | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как поступают действительно
умные люди

Что делать, если вы хотите сделать свое мышление открытым

Автор: Шейн Сноу

Как поступают действительно умные люди
Иллюстрация: DANAE DIAZ/GETTY IMAGES

читайте также

Командовать парадом будет... кто?

Бленко Марсия,  Роджерс Пол

Задавайте правильные вопросы

Дженкс Джеймс,  Зевник Брайан

Ловушка для руководителя

Нина Шикалофф,  Райан Фуллер,  Рене Куллинан,  Шани Хармон

Как избавиться от «вечной занятости»

Франческа Джино

Бенджамин Франклин понимал, что был умен — умнее многих своих современников. Но он был также достаточно умен для осознания того, что не может быть прав во всем. Поэтому каждый спор он начинал примерно с таких слов: «Я могу ошибаться, но…». Такое вступление не только успокаивало собеседников: им оно помогало не принимать разногласия слишком близко к сердцу, а самому Франклину — психологически настроить себя и быть более открытым к новым идеям.

История показывает, что мы склонны выбирать непоколебимых, предсказуемых и решительных лидеров в политике и бизнесе. Однако исследования говорят, что лидеры, которые нам действительно необходимы, обладают прямо противоположными качествами: креативностью и гибкостью. Нам нужны люди, которые, подобно Франклину, не только достаточно умны и решительны для того, чтобы мотивировать окружающих на новые достижения, но и обладают гибкостью, позволяющей им мыслить вне привычных рамок, признавать свои ошибки и приспосабливаться к изменяющимся условиям. Изменить привычное мышление и образ действий сложно, но очень важно в условиях нашего богатого на все новые потрясения времени.

В массовой культуре такая когнитивная гибкость называется «открытостью мышления». Чем больше становится разногласий в обществе, тем сильнее от способности наших лидеров (высшего руководства страны или первых лиц компаний) проявлять гибкость зависит выживание как компаний, так и целых сообществ.

К сожалению, ученые десятилетиями безрезультатно обсуждали определение понятия «открытости мышления» и факторов, влияющих на формирование этого качества. Отчасти это было обусловлено отсутствием надежного метода оценки этой категории. Однако не так давно психологам удалось переосмыслить концепцию «открытости мышления» — и даже найти способ ее количественного измерения.

Прорыв в этой области произошел, когда исследователи начали экспериментировать с понятием «интеллектуальная скромность», связанным с религией. Мыслители веками пытались ответить на вопрос, почему некоторые люди упрямо цепляются за свои религиозные убеждения, даже если им предоставляют факты, способные, казалось бы, отвратить их от прежних взглядов, — и почему другие, наоборот, быстро принимают новые убеждения. Интеллектуальная скромность, по мнению исследователей, — это качество, находящееся между двумя этими крайностями. Она определяет готовность к изменениям вкупе с пониманием того, когда изменения все же нежелательны.

Несколько лет назад ученые из ряда университетов начали применять эту теорию в сфере практической повседневной психологии. В 2016 году исследователи из Университета Пеппердайна опубликовали статью, посвященную способу оценки четырех составляющих концепции «интеллектуальной скромности», выделенных ими:

1. Уважения к иным точкам зрения;

2. Отсутствия чрезмерной уверенности в своих умственных способностях;

3. Способности отделять собственную личность от интеллекта;

4. Готовности пересматривать свою точку зрения.

Интеллектуально скромные люди получили бы наивысшие баллы по каждому из этих пунктов. В любом случае, разбив понятие на четыре составляющих, исследователи из Университета Пеппердайна нашли подходящий метод выявления факторов, которые препятствуют открытому непредвзятому мышлению (у меня, к примеру, оказались низкие показатели способности разграничивать свои личность и интеллект).

Однако другие исследователи открытого мышления считают, что в этой концепции не достает еще одного элемента. «Пока я скептически к ней отношусь», — говорит Джейсон Бэйр, профессор философии в Университете Лойола Мэримаунт. Он определяет способность к открытому мышлению как «желание и, в определенных рамках, способность выходить за границы стандартных когнитивных позиций, то есть мнений, чтобы эффективно воспользоваться преимуществами других когнитивных позиций». Точка зрения Бэйра заключается в следующем: вы можете обладать интеллектуальной скромностью (то есть готовы к изменению своего мнения о чем-либо), но если вы недостаточно любопытны, чтобы вникнуть в суть взглядов, отличных от ваших, вас нельзя назвать человеком с открытым мышлением.

Как отмечает Бэйр, недостающим звеном теории, изложенной исследователями из Университета Пеппердайна, может быть качество, измеряемое с помощью проверенного временем метода оценки личности так называемой Большой Пятерки, а именно открытость опыту, или готовность опробовать что-то новое и воспринимать новую информацию. Если открытость к получению опыта означает, что вы хотели бы попробовать мороженое со вкусом маринованных огурцов, то интеллектуальная скромность — черта, благодаря которой вы открыто признаете, что оно вам понравилось — даже если такого исхода вы не ожидали. Человек, в котором оба эти качества развиты на высоком уровне, с большей вероятностью будет прислушиваться к окружающим, кем бы они ни были, — и после обмена аргументами сможет проявить, подобно Франклину, гибкость мышления.

Для моей последней книги «Команды Мечты» я объединил оба метода оценки — тест интеллектуальной скромности Университета Пеппердайна и тест открытости опыту Большой Пятерки — и провел серию исследований среди тысяч американских служащих, чтобы найти взаимосвязь между открытым мышлением и тем, как живут и работают участники моего эксперимента. (Здесь вы можете пройти полное тестирование.)

Результаты показали, что большинство участников переоценивают себя: 95% опрошенных оценили открытость своего мышления «выше среднего», что, естественно, не может быть правдой. Но это только подчеркивает, насколько руководители и лидеры не до конца понимают и недооценивают роль интеллектуальной скромности в своей профессиональной деятельности.

Мои исследования показали, что, как правило, существует сильная взаимосвязь между некоторыми видами деятельности и интеллектуальной скромностью. Частые путешествия или, что еще лучше, длительное проживание в контексте новых культур заставляют нас с большей готовностью пересматривать привычные взгляды на мир. В конце концов, если мы принимаем как данность существование образа жизни, отличного он нашего, то логично было бы предположить, что наше сознание более открыто к новым подходам к решению проблем также и в профессиональной деятельности. Это дополнительно подтверждается результатами последних исследований в области нейронаук о том, как повествование влияет на развитие эмпатии к окружающим (здесь вы можете прочитать статью Пола Зака для HBR на эту увлекательнейшую тему).

Люди, читающие художественную литературу, чаще обладают интеллектуальной скромностью, — возможно, потому, что их сознание более восприимчиво к нарративам, отличающимся от их собственных. Они воспринимают опыт и высказывания персонажей как потенциально допустимые. Предварительные исследования также показывают, что практики осознанности и медитации, анализ мельчайших нюансов своей личности — например, с использованием метода эннеаграммы), — а также ознакомление с теорией нравственных основ (с помощью таких платформ, как Open Mind) — все это помогает начать действовать с большей интеллектуальной скромностью.

Для изучения новых методов развития интеллектуальной скромности и каждого отдельного фактора, влияющего на нее, предстоит сделать еще многое. Однако Бен Франклин уже продемонстрировал нам прием, который можно начать использовать прямо сейчас: чтобы узнавать что-то новое и расти, он старался сдерживать чрезмерную уверенность в своем интеллекте. Говоря «Я могу ошибаться, но…», он не просто заставлял собеседника выйти из оборонительной позиции. Он еще и настраивал себя на большую открытость и готовность к пересмотру своей точки зрения. В конце концов, даже если бы кто-то ему возражал и выиграл бы спор, Франклин всегда мог бы ответить: «Вот видите! Я был прав! Я сказал, что могу ошибаться, — и так оно и вышло!»

Об авторе. Шейн Сноу (Shane Snow) — автор книги Dream Teams: Working Together Without Falling Apart и других работ, где он применяет научные открытия к практике предпринимательства.